Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Рабочая программа воспитания обучающихся основного общего образования по ФГОС-2021 МБОУ «Средняя школа № 1» на 2022/23 учебный год

© Материал из Справочной системы «Завуч».

Рабочая программа воспитания обучающихся основного общего образования по ФГОС-2021 МБОУ «Средняя школа № 1» на 2022/23 учебный год

Раздел 1. Анализ воспитательного процесса в МБОУ «Средняя школа № 1»

Процесс воспитания в МБОУ «Средняя школа № 1» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:

  • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в школе;
  • ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
  • реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
  • системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условие его эффективности.

Основные традиции воспитания в МБОУ «Средняя школа № 1»:

  • стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
  • важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
  • в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
  • в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
  • педагогические работники школы ориентируются на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
  • ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Самоанализ воспитательной деятельности показал, что школе в 2021/22 учебном году удалось:

  • повысить уровень учебной мотивации школьников;
  • сохранить высокий уровень познавательной активности школьников на уровне НОО и повысить его на уровнях ООО и СОО;
  • повысить уровень социальной компетентности обучающихся 5–9-х классов;
  • повысить уровень ответственности и самостоятельности обучающихся 9–11-х классов;
  • повысить долю обучающихся 9–11-х классов, которые показали сформированность нравственных ценностей;
  • <...>

В личностном развитии школьников за 2021/22 учебный год отмечается устойчивая позитивная динамика.

Нерешенными остались такие проблемы, как низкий уровень социальной компетентности обучающихся уровня НОО, который выражается у отдельных групп учеников 1–4-х классов в виде неумения включаться в работу группы, неумения сотрудничать, неконструктивного поведения в конфликте, а также низкий уровень владения элементарными нормами поведения.

Поэтому в 2022/23 учебном году школа планирует особое внимание уделить формированию социальной компетентности обучающихся уровня НОО, повышению уровня учебной мотивации, познавательной активности, ответственности и самостоятельности, сформированности нравственных ценностей обучающихся 5–11-х классов.

Раздел 2. Цель и задачи воспитания обучающихся

Цель: личностное развитие обучающихся на уровне основного общего образования, проявляющееся в осознании российской гражданской идентичности; готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценности самостоятельности и инициативы; наличии мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Целевые приоритеты, выделяемые в связи с возрастными особенностями обучающихся уровня ООО, заключаются в их готовности руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширении опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  • активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  • представление о способах противодействия коррупции;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);

патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  • готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
  • стремление к самовыражению в разных видах искусства;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни;
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  • умение принимать себя и других, не осуждая;
  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
  • готовность адаптироваться в профессиональной среде;
  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

адаптации обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
  • способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
  • способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  • навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
  • умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
  • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
  • умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  • способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
  • воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
  • оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
  • формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Задачи:

  • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни образовательной организации;
  • вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  • использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
  • инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне образовательной организации, так и на уровне классных сообществ;
  • организовывать профориентационную работу с обучающимися;
  • организовывать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся;
  • реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  • поддерживать деятельность функционирующих на базе образовательной организации детских общественных объединений и организаций;
  • организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  • организовывать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
  • развивать предметно-эстетическую среду образовательной организации и реализовывать ее воспитательные возможности.

Раздел 3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности учитывают специфику МБОУ «Средняя школа № 1», интересы субъектов воспитания, тематику модулей.

Модуль «Классное руководство»

Классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями (законными представителями) обучающихся.

Работа с классным коллективом:

  • участие класса в общешкольных ключевых делах;
  • организация интересных и полезных дел в классе;
  • проведение классных часов;
  • сплочение коллектива;
  • выработка законов класса.

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение личностных особенностей школьников;
  • поддержка ребенка в решении проблем;
  • индивидуальная работа по заполнению портфолио;
  • коррекция поведения ребенка.

Работа с учителями, преподающими в классе:

  • консультации классного руководителя с учителями-предметниками;.
  • проведение мини-педсоветов;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей об успехах и проблемах детей;
  • помощь родителям в регулировании их отношений с администрацией и учителями;
  • организация родительских собраний;
  • организация работы родительских комитетов классов;
  • привлечение родителей к участию в делах класса;
  • организация классных семейных праздников.

Модуль «Школьный урок»

Реализация воспитательного потенциала урока педагогами-предметниками предполагает создание атмосферы доверия к учителю, интереса к предмету; отбор воспитывающего содержания урока; использование активных форм организации учебной деятельности на уроке.

Создание атмосферы доверия к учителю, интереса к предмету:

  • неформальное общение учителя и ученика вне урока;
  • использование на уроках знакомых детям актуальных примеров из книг, мультфильмов, игр;
  • использование потенциала юмора;
  • обращение к личному опыту учеников;
  • внимание к интересам, увлечениям, позитивным особенностям, успехам учеников;
  • проявление участия, заботы к ученику;
  • создание фантазийных миров и воображаемых ситуаций на уроке;
  • создание привлекательных традиций класса/кабинета/урока;
  • признание ошибок учителем;
  • тщательная подготовка к уроку.

Отбор воспитывающего содержания урока:

  • включение в урок воспитывающей информации, организация работы с ней, побуждение к обсуждению, высказыванию мнений, формулировке собственного отношения к ней;
  • привлечение внимания учеников к нравственным проблемам, связанным с материалом урока;
  • привлечение внимания учеников к проблемам общества.

Использование активных форм организации учебной деятельности на уроке:

  • интерактивные формы организации деятельности: учебные дискуссии, викторины, ролевые, деловые и настольные игры и т. п.;
  • организация исследовательской и проектной деятельности учеников.

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

  • вовлечение школьников в интересную и полезную деятельность;
  • формирование детско-взрослых общностей в кружках и секциях;
  • создание традиций в детско-взрослых общностях;
  • поддержка школьников с лидерской позицией;
  • поощрение детских инициатив и самоуправления;
  • реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности через: познавательную деятельность, художественное творчество, проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческую деятельность, спортивно-оздоровительную деятельность, трудовую деятельность, игровую деятельность.

Направление внеурочной деятельности (по виду основной деятельности)

Описание содержания курсов

Форма организации курсов внеурочной деятельности

Познавательная деятельность

Обеспечивают передачу социально значимых знаний.

Развивают детскую любознательность.

Привлекают внимание школьников к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам общества.

Формируют гуманистическое мировоззрение и научную картину мира

Кружок «Практическая география»

Клуб любителей кино

Кружок «Физическая лаборатория»

Книжный клуб

<...>

Художественное творчество

Создают благоприятные условия для самореализации детей, раскрытия их творческих способностей.

Способствуют общему духовно-нравственному развитию.

Формируют чувство вкуса и умение ценить прекрасное.

Формируют ценностное отношение к культуре

Танцевальная студия «Матрешка»

Вокальная студия «Веселые нотки»

Кружок «Акварель»

<...>

Проблемно-ценностное общение

Развивают коммуникативные компетенции школьников.

Формируют культуру общения.

Развивают умение слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей

Дискуссионный клуб «Мастера риторики»

Кружок «Тропинка к своему Я»

<...>

Туристско-краеведческая деятельность

Формируют любовь к своему краю, его истории, культуре, природе.

Развивают самостоятельность и ответственность учеников.

Формируют навыки самообслуживания

Секция «Я – турист»

Краеведческий кружок «Истоки»

<...>

Спортивно-оздоровительная деятельность

Способствуют физическому развитию детей.

Формируют ценностное отношение к своему здоровью.

Побуждают к здоровому образу жизни.

Способствуют формированию силы воли, ответственности, установок на защиту слабых

Секция «Волейбол»

Секция «Баскетбол»

Секция «Настольный теннис»

<...>

Трудовая деятельность

Развивают творческие способности школьников.

Формируют трудолюбие и уважительное отношение к физическому труду

Кружок «Народные промыслы»

Кружок «Авиамоделист»

<...>

Игровая деятельность

Раскрывают творческий, умственный и физический потенциал детей.

Развивают навыки конструктивного общения.

Формируют умение работать в команде

Клуб настольных игр

Клуб веселых и находчивых

<...>

Модуль «Работа с родителями (законными представителями)»

Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Задачи работы с родителями:

  1. Организация конструктивного общения педагогов с родителями.
  2. Привлечение родителей к участию в организации деятельности школьников.
  3. Повышение педагогической грамотности родителей.

Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • общешкольный родительский комитет и попечительский совет школы, участвующие в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации обучающихся;
  • семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогическим работникам и обучающимся площадку для совместного проведения досуга и общения;
  • родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия родителей (законных представителей) с обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
  • родительские дни, во время которых родители (законные представители) могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;
  • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
  • семейный ликбез, на котором родители (законные представители) получают ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся;
  • родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических работников.

На индивидуальном уровне:

  • работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) для решения острых конфликтных ситуаций;
  • участие родителей (законных представителей) в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося;
  • помощь со стороны родителей (законных представителей) по подготовке и в проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей (законных представителей).

Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать у обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся в основной школе не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление на этом уровне осуществляется при поддержке педагога-куратора.

Детское самоуправление на уровне ООО происходит через следующие виды и формы деятельности:

  • на уровне школы: участие обучающихся 5–9-х классов в деятельности совета школы, старостата, творческих групп по подготовке и проведению общешкольных дел и группы медиации;
  • на уровне классов: деятельность старост класса, совета класса и творческих групп класса;
  • на индивидуальном уровне: вовлечение учеников классов в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; индивидуальные поручения.

Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся.

Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Профориентационная работа осуществляется через:

  1. Знакомство школьника с профессиональной деятельностью:
  • экскурсии на предприятия города;
  • посещение выставок тематики «Образование и карьера» и ярмарок профессий;
  • посещение тематических профориентационных парков;
  • профориентационные стажировки в России и за рубежом;
  • волонтерские профориентационные программы;
  • профориентационные тренинги;
  • программы профориентационного менторства;
  • организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха профориентационных смен;
  • прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
  • профессиональные пробы.
  1. Информационная поддержка школьника:
  • циклы профориентационных часов общения;
  • совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий;
  • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей;
  • введение в школе элективных курсов.
  1. Помощь школьнику в профессиональном выборе:
  • профориентационные симуляции;
  • профориентационные деловые игры;
  • бланковые и карточные игры;
  • профориентационные квесты;
  • активизирующие и ценностно-смысловые опросники;
  • решение кейсов;
  • виртуальные кабинеты профориентации.

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся. Ключевые дела обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в образовательной организации. Для реализации воспитательных задач модуля в школе используются различные виды и формы работы на четырех уровнях:

  • вне школы: социальные проекты, открытые дискуссионные площадки, спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые проводятся для жителей микрорайона, всероссийские акции, посвященные значимым отечественным и международным событиям, и т. п.;
  • на уровне школы: разновозрастные сборы, общешкольные праздники, торжественные ритуалы посвящения, капустники, церемонии награждения и т. п.;
  • на уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках класса итогового анализа общешкольных ключевых дел учениками, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов и т. п.;
  • на уровне обучающихся: вовлечение по возможности каждого ученика в ключевые дела в различных ролях; индивидуальная помощь ученику в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ученика в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими ребятами, с педагогическими работниками и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения.

Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе МБОУ «Средняя школа № 1» детское общественное объединение «Республика Мальчишек и Девчонок (МиД)» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в 2010 году по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Воспитание в детском общественном объединении «Республика МиД» осуществляется через:

  • утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
  • организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей образовательной организации, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Это посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с городским домом культуры (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий);
  • договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным объединением, традиционной формой которого является торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного объединения;
  • клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, празднования знаменательных для членов объединения событий;
  • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т. п.);
  • поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых объединением дел);
  • участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.

Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»

Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающимся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • экскурсии или походы выходного дня, организуемые классными руководителями и родителями (законными представителями) обучающихся: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например: фотографов, разведчиков, гидов, корреспондентов, оформителей);
  • поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые школьным поисковым отрядом к местам боев Великой Отечественной войны;
  • турслет с участием команд, сформированных из педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей), включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету.

Модуль «Школьные медиа»

Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • разновозрастный редакционный совет обучающихся и консультирующих их педагогических работников, целью которого является освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
  • школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку;
  • мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
  • школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество обучающихся и педагогических работников, поддерживащее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности школы в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой обучающимися, педагогическими работниками и родителями (законными представителями) могли бы открыто обсуждаться значимые для образовательной организации вопросы;
  • <...>

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая обучающихся предметно-эстетическая среда школы при условии ее грамотной организации обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся образовательной организации.

Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы, как:

  • оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т. п.), их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия;
  • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т. п.);
  • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб;
  • создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие обучающиеся, родители (законные представители) и педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;
  • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя с обучающимися;
  • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т. п.);
  • совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой символики (флаг, гимн, логотип школы), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни образовательной организации знаковых событий;
  • регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
  • акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

Раздел 4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции школьников МБОУ «Средняя школа № 1» решает следующие воспитательные задачи:

  • формирование у школьников активной жизненной позиции;
  • вовлечение школьников в совместную деятельность и активное участие в ней.

В МБОУ «Средняя школа № 1» система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции учеников организована как система конкурсов, объявляемых в начале учебного года:

  • «Ученик года»;
  • «Лидер года»;
  • «Лучший спортсмен года»;
  • «Самый классный класс»;
  • «Класс-волонтер года»;
  • «Учитель года»;
  • «Самый классный классный»;
  • «Самый активный родитель».

Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в конкурсах зафиксированы в соответствующих локальных актах. Фиксация достижений участников осуществляется в виде портфолио в течение учебного года. Итоги подводятся в конце учебного года. Обсуждение кандидатур осуществляет педагогический совет и общешкольная ученическая конференция школы, которые принимают решение о победителях, призерах и лауреатах конкурсов по итогам голосования.

Ведение портфолио участника конкурса регламентирует соответствующий локальный акт. Портфолио конкурсанта должно включать:

  • артефакты признания – грамоты, поощрительные письма, фотографии призов и т. д.;
  • артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото изделий и т. д.

Принципы поощрения, которыми руководствуется МБОУ «Средняя школа № 1»:

  1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников.
  2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы положением о награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом обязательно.
  3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования.
  4. МБОУ «Средняя школа № 1» использует сочетание индивидуального и коллективного поощрения для стимулирования групп школьников к преодолению межличностных противоречий между получившими награду и не получившими ее.
  5. Дифференцированность поощрений – поощрения и награды разделены на уровни и типы наград, что поддерживает стимулирующее действие системы поощрения.

Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся МБОУ «Средняя школа № 1»:

  • объявление благодарности;
  • награждение грамотой;
  • вручение сертификатов и дипломов;
  • занесение фотографии активиста на доску почета;
  • награждение ценным подарком.

Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка МБОУ «Средняя школа № 1» осуществляет посредством направления благодарственного письма.

Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах награждения размещается на стенде в холлах главного здания школы и ее филиалах, на сайте школы и ее странице в социальных сетях.

Для просмотра скачать Документ

27.05.2022, 8227 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл