Трудности усвоения письма и чтения – распространённая причина школьной неуспеваемости
Логопедическая работа в школе – это деятельность, которая помогает детям с теми или иными особенностями более доступно и успешно овладеть образовательным процессом, тем самым адаптируя ребёнка к школьным условиям. В настоящее время это очень актуально, так как по данным статистики около 30% школьников страдают от недостатков письма и чтения – дисграфии и дислексии, растёт число детей, имеющих дизорфографию – неспособность применить орфографические правила в письменных работах. Коррекцией данных нарушений занимается логопед в школе.
Цель логопедического обследования
Логопедическое обследование первоклассника направлено на то, чтобы провести диагностику состояния устной речи, а также готовности ребёнка к овладению процессами письма и чтения и самостоятельной письменной речью. Соответственно логопед оценивает звукопроизношение, состояние фонематических процессов, словарный запас, грамматический строй речи, связную речь, а также зрительно-пространственные и двигательные функции.
Процессы, влияющие на овладение письмом
При поступлении в первый класс ребёнок сталкивается с новой для него задачей – овладеть грамотой, овладеть письменной речью. База для её формирования – это устная речь. К ней относится звукопроизношение, которое чаще всего к школьному обучению уже исправлено, но бывают дефекты звукопроизношения и у детей в 7 лет. Но непосредственное влияние
на формирование процессов письма и чтения оказывает состояние фонематических процессов: умение узнавать и различать звуки речи (гласные, согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; звуки, похожие акустически и артикуляционно).
Недостаточное развитие фонематического восприятия может привести к тому, что ребёнок будет путать буквы, не сможет обозначить мягкость согласных на письме. Начинающему школьнику необходимо научиться определять количество и последовательность звуков в слове, это так называемый фонематический анализ, который формируется в процессе обучения, самые простые слова желательно начать анализировать в дошкольном возрасте, если это не получается – обратиться к логопеду. Недостатки фонематического анализа ведут к пропускам, перестановкам, заменам букв. Опыт показывает, что наиболее важным компонентом устной речи является сформированность слоговой структуры слова. Нарушения слоговой структуры приводят к недостаткам письма и чтения, а потом и к трудностям в овладении морфемным анализом. Школьнику нужны соответствующий возрасту словарный запас, сформированный грамматический строй речи – возможность образовывать и изменять слова, развитая связная речь, умение строить предложения. Всё это касается устной речи и соответственно работы речеслухового и речедвигательного анализаторов. Однако письменная речь ориентирована не только на устную речь, но и на зрительные процессы, пространственную ориентировку, двигательную функцию руки. При некоторых особенностях зрительных процессов могут возникнуть оптическая дисграфия и дислексия: дети путают оптически схожие буквы, могут допустить перестановку букв или слогов при письме и чтении, часто не дописывают слова, не замечают строки, пишут «зеркально».
Рекомендации родителям будущих первоклассников и детей, поступивших в 1 класс
Обязательно пройдите логопедическое обследование, лучше за год, два до школы, а затем при поступлении в школу. Дома разговаривайте, общайтесь с ребёнком больше, очень чётко проговаривая звуки, больше читайте выразительно, соблюдая интонацию, вызывайте интерес к чтению (если ребёнок умеет читать – читайте «по ролям»). Обращайте внимание на то, чтобы чтение было осмысленным: задавайте ребёнку вопросы по прочитанному тексту, просите пересказать то, о чём прочитал. Старайтесь чаще рассматривать картинки на неподвижной плоскости, так как зрительное восприятие происходит только во время фиксации взора, а мелькание кадров на экране тормозит выработку навыков чтения. В электронных играх часто объект движется, а главное внимание ребёнка сосредоточено вокруг него, следовательно, зрительное восприятие и внимание расходятся в пространстве, развивается боковое зрение, соответственно старайтесь сократить время, проводимое ребёнком за компьютером. Находите дело для развития мелкой моторики рук – лепите, рисуйте, мастерите.
Помощь ребенку, если он забывает, путает и неправильно пишет буквы
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего это следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую руку и т. д. Очень полезны игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», различные «конструкторы». Бывает, что ребенок путает совершенно непохожие по написанию буквы: М и Б, Т и Д. Причиной этого может быть, то что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Учите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.
Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:
- Раскрашивание и штриховка букв
- Лепка ребенком букв из пластилина
- Вырезание ребенком букв по контуру, нарисованному взрослым
- «Написание» всех изучаемых букв в воздухе
- Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква У – заячьи уши, рогатка; буква П – ворота и т.д.
- Обводка пальцем букв, вырезанных из необычной по структуре бумаги, например, бархатной; обводка букв, написанных взрослым
- Узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами
- Выкладывание букв из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек, крупы и т.д.
- Письмо букв по опорным точкам, поставленным взрослым.
Успехов в обучении вам и вашим детям!
Учитель-логопед ТПМПК: Мишенина Ольга Владимировна
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|