Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Организация сюжетно-ролевых игр с математическим содержанием

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающей компьютерной подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается как раз в дошкольном возрасте. Математика даёт огромные возможности для развития мышления. Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач.

Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Дети вооружаются приёмами математического мышления – сравнения, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.

В подготовительной к школе группе ставятся задачи: научить понимать отношения между числами; производить счёт по разным основаниям; понимать функциональную зависимость между величиной, меркой и числом; научить выполнять различные арифметические действия с числами.

Однако ребята не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно измерять, почему надо выполнять именно эти действия и  надо выполнять не приближенно, а точно? Не уяснив на занятиях значения совершаемых действий, дети выполняют их механически.

Многие психологи и педагоги (П.Я Гальперин, Т.В.Тарунтаева) считают, что формирование у ребят математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой  легче усвоить весь объём знаний и умений, осознанно овладеть навыками счёта, измерения, т.е. прибрести прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Обучение необходимо проводить не только непосредственно во время непосредственной образовательной деятельности, но и во время других видов деятельности детей. Главное место в жизни ребёнка занимает игра. Н.К.Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания» игра – великое изобретение человека, она имеет для его развития не меньшее, а даже и большее развитие, чем огонь и колесо. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом для развития ребёнка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребёнка с предметным  миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определённом этапе развития этого взаимодействия и возникает детская игра.

Но в современном детском саду играют мало. В последние годы детские сады стали превращаться в маленькие школы, где акцент сделан на подготовку детей к учебной деятельности. Многие педагоги предпочитают вместо шумной, трудно управляемой игровой деятельности провести спокойную организованную НОД. Но естественное состояние ребёнка-дошкольника – это всё-таки игра. И сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием позволяют решить сразу две задачи: приобретение дошкольниками математических представлений и организация игровой деятельности детей. Дети одновременно овладевают элементарными математическими представлениями, развивать новые познавательные мотивы, реализуют и углубляют свои знания и совершенствуют свои игровые умения: объединяются между собой по собственной инициативе, определяют сюжет, берут на себя соответствующие роли, изготавливают и распределяют игровой материал, выполняют те или иные игровые действия. В игре также формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Н.К.Крупская отмечала, что задача заключается в том, чтобы не только дать определённую сумму знаний, но и показать, как они связаны с жизнью. Крупская подчёркивала, что знания, оторванные от жизни, быстро забываются, поэтому детей необходимо специально учить их практическому применению в разных видах практической деятельности, в том числе и в играх.

Одной из основных проблем в моей работе в этом направлении была правильная организация сюжетно-ролевых игр с математическим содержанием.  Хотелось внести элемент новизны, отойти от привычного, дать детям больше возможностей поиграть. Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием организуются по мере усвоения определённых математических знаний.  Если партнёры по игре не обладают необходимым набором знаний, игра ломается. Считаю целесообразным проводить такую игру один раз в квартал. Организацией игр с математическим содержанием  можно достичь следующих  целей:

  • обеспечить преемственность между содержанием НОД по математике с последующей игровой деятельностью;
  • дать определённую сумму знаний и показать, как они связаны с жизнью;
  • формировать у детей умения использовать приобретённые знания в новых, бытовых условиях;
  • учить детей ориентироваться в деятельности взрослых;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к математическим знаниям в игре, к сверстникам, к воспитателю.

Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием невозможно провести без большой подготовки. Их нельзя проводить часто, так как дети должны накопить математические знания. Воспитатель должен отобрать математический материал, полученный детьми на занятиях, для отражения его в игре. например, в старшей группе после изучения всех цифр мной была организована и проведена сюжетно-ролевая игра по мотивам сказки А.Прейслена «Про козлёнка, который умел считать до десяти». До этой игры некоторые дети путались в счёте, меняли цифры местами, но после проведения игры с масками, с самостоятельно построенным кораблём, покупки билетов, покупкой билетов и путешествием по морю, эти ошибки исчезли. К тому же здесь и театрализованная деятельность, и конструирование, и развитие фантазии, и речевое общение. С этой игрой-сказкой мы выступали перед детьми другой группы, тем самым ещё раз закрепив полученные знания. В подготовительной к школе группе я провела сюжетно-ролевую игру «Строительная фирма», где дети закрепили умение отсчитывать предметы по заданию, отмечать количество предметов на графической оси  и считать уже отмеченное количество предметов, строить постройку по чертежу.

Перед каждой игрой была проведена большая подготовка. Мы читали произведения художественной литературы, рассматривали картины, беседовали, играли в дидактические игры. Особый интерес вызвало, конечно, изготовление материала для игры. Это были накладные, графические оси в качестве плана погрузки, водительские права, билеты, деньги, эмблемы. Такая работа сплачивает коллектив и создаёт атмосферу дружбы и взаимопомощи. Дети получили новые знания о деятельности взрослых и смогли смоделировать её в игре. Но это не значит, что нужно играть только в игры с математическим содержанием. По желанию детей мы играли в другие сюжетно-ролевые игры, так как это позволило удовлетворить интересы всех детей.

Я участвовала во всех играх детей, включающих счёт и измерение, по следующим соображениям:

  • счётно-измерительные действия нужно выполнять не приблизительно, а точно и правильно, иначе допущенные ошибки будут закрепляться;
  • возлагая на себя ведущую или заглавную роль, я имела возможность изнутри  видеть всю игру, контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных со счётом и измерением, при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов, влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации в игре, подчёркивать и одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество.

Если в «Строительной фирме» я была директором и всем руководила, то в «Школе» я была директором, который привёл в класс новую «учительницу». Ребёнок в роли учительницы проводил урок, а «директор» наблюдал, исправлял незамеченные «учительницей» ошибки в счётно-измерительных действиях, допущенные детьми. А в игре «Путешествие на математические острова» дети самостоятельно давали задания друг другу, контролировали их выполнение, давали бонусы, я как бы незримо присутствовала в игре, помогая контролировать ответы детей. Дети и не поняли, что я играла с ними, у них создалось впечатление, что они играли без помощи воспитателя. Детям совсем небезразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослым в игре. Обычно педагог выступает в роли учителя. А ребёнку этого мало, вокруг и так много взрослых. Дошкольнику хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища. От качества совместной игры взрослого и ребёнка зависит эмоционально-насыщенная, полноценная жизнь детей, их самостоятельная деятельность и развитие. У детей наблюдается стойкий интерес к игре: одна игра может продолжаться от нескольких дней до нескольких недель. При разработке сюжета игры, нужно учитывать знания и интересы, способности и интересы каждого ребёнка. Игра должна приносить радость и знания. Подобранные роли должны соответствовать возможностям каждого ребёнка, задачи должны быть посильными, чтобы вызвать у детей активность, развить уверенность в своих знаниях и умениях.

Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием внесли вклад в улучшение показателей знаний и умений детей. НОД по развитию математических представлений и последующие сюжетно-ролевые игры стали любимы детьми, интересны, они лучше усвоили материал, стали больше играть, улучшились отношения между детьми.

Выводы:

  • придумать идею игрового сюжета, составить план, привлечь к сотрудничеству педагогов и родителей значительно проще, чем организовать  саму игру;
  • фантазия детей безгранична, нужно только уметь её использовать;
  • оборудования в детском саду хватает с учётом бросового материала и предметов-заместителей;
  • родители готовы помогать, если видят заинтересованность детей и воспитателей;
  • сотрудничество с педагогами-специалистами взаимовыгодно обогащают игру;
  • хорошо организованная игра способствует усвоению в полном объёме полученных ребёнком знаний и умений;
  • сюжетно-ролевая игра помогает формировать морально-нравственные качества личности.

Список литературы:

1.Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение, 1987.

2.Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду/Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова. – М. 2000.

3.Краснощёкова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

4.Менджерицкая,Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.

5.Воронова,В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1981

6.Бочкарёва, О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Подготовительная группа. – Волгоград: Корифей, 2008.

7.Белая,К.Ю. Разноцветные игры/К.Ю.Белая, В.М.Сотникова. По материалам Московской городской недели «Игра и игрушка» в государственных дошкольных учреждениях города Москвы. –  М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

01.04.2019, 2430 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы