Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Ролевая игра для учащихся 6–8-х классов «Голубоглазые и кареглазые»

«голубоглазые и кареглазые»

Ролевая игра для учащихся 6–8-х классов

Цель игры: поставить перед детьми проблему дискриминации по расовому (национальному) признаку.
Сущность игры: игра создает простейшую модель дискриминации части населения страны на основании некоторого расового признака. При этом дети сами оказываются в положении либо сильной, либо слабой стороны. В результате игры участники получают эмоциональный опыт, который может повлиять на их отношение к данной проблеме.
Структура игры:
— вводная информация;
— деление на группы;
— работа в группах;
— общее обсуждение;
— заключительная беседа.

ЭТАПЫ ИГРЫ

I. Вводная информация
Ведущий сам начинает играть роль инопланетянина
Ведущий. На Землю прилетели инопланетяне. Там, на их планете, ученые открыли универсальный закон человеческой психики: оказывается, все люди делятся по своим психическим свойствам на две группы. Верным признаком принадлежности к той или иной группе является цвет глаз. Карие глаза означают, что человек способен только на физическую работу, интеллектуальный и духовный его потенциал почти сведен к нулю; обладатели голубых глаз — «цвет человечества», полная противоположность кареглазым.
Это открытие позволило жителям той планеты усовершенствовать свое общество. Они предлагают землянам также воспользоваться их замечательным открытием и срочно заняться переустройством своей жизни.
Один из инопланетян (один из ведущих) читает лекцию с научным обоснованием такого деления. Вот вариант такой лекции:
Уважаемые господа! Я имею честь представить на ваше обсуждение, понимание и приятие новую теорию объяснения жизненного порядка — четкую, не содержащую недосказанности и противоречий. Мы привыкли, что есть счастливчики и неудачники, одаренные и посредственности, ученые и невежественные. Объясняли мы это такими неуместными и отвлеченными понятиями, как личная одаренность, вдохновение и др.
Новая теория деления человечества объясняет наличие такой разницы на примере многосторонне и внимательно рассмотренного признака: цвета радужки человеческого глаза. Конечно, не сам цвет, а заложенные в его основу физиологические факторы являются причиной различия уровней интеллекта. Было обосновано, что голубой цвет глаз, являющийся рецессивным признаком у людей, служит почти во всех случаях показателем врожденных способностей и высочайшего развития интеллекта. В то же время люди, обладающие доминантным признаком — карим цветом глаз, имеют множество отклонений и задержек в развитии по сравнению с голубоглазыми.
Так, например, у кареглазых меньше масса головного мозга, толще черепная кость, слабее выражены коленный, хватательный, глотательный рефлексы, ниже скорость запоминания информации, чем у голубоглазых.
Следует серьезно задуматься над поручением кареглазым ответственных должностей и заданий, ведь из-за особого строения зрачка информация запоминается и передается в их нервной системе на уровне развития такой же передачи, как у человекообразных обезьян (в большинстве своем кареглазых).
Схема анализа вставочных нейронов гипоталамуса у кареглазых значительно примитивней этой же схемы у голубоглазых. Соответственно, наклонность к интеллектуальной работе должна теоретически отсутствовать.

II. Деление на группы
Ведущие быстро делят ребят на две группы по цвету глаз. Все действия ведущих должны быть направлены на то, чтобы дети как можно яснее осознали роли и права, им предложенные: «голубоглазые» — свою неограниченную свободу и превосходство над «кареглазыми»; «кареглазые» — свое низкое, бесправное положение.
Далее всем играющим предлагается ход их последующей деятельности; группы расходятся и некоторое время работают отдельно.

III. Работа в группах
Задача «голубоглазых»: составить свод законов нового общества (при этом они должны помнить, что властны придумать и «провести в жизнь» какие угодно законы и правила).
«Кареглазым» тем временем предоставляется список профессий, которые они должны распределить между собой. В списке нет интеллектуальных профессий, только «рабочий на конвейере», «грузчик», «маляр» и т.д. Каждой профессии соответствует специфическое качество: грузчик, например, должен быть сильным, для работы на конвейере нужна точность в действиях, выдержка. Ребята соревнуются, кому какую профессию дать. Для организации работы в группе «голубоглазых» ведущему понадобится помощник. Желательно, чтобы это был кто-то из старших, а не доброволец из класса.
Если ведущий проводит игру без помощника, основное внимание ему следует уделить группе «голубоглазых». «Кареглазым» в этом случае можно предложить какие-то письменные задания, требующие механического выполнения однообразных действий (например, рисование и закрашивание геометрических фигур).

IV. Общее обсуждение и переход к заключительной беседе
Все играющие вновь собираются вместе. Зачитывается свод законов. После этого действие может развиваться по-разному.

1) Если дело кончается возмущением «кареглазых», обсуждение постепенно переходит в заключительную беседу, этап внеигровой, когда ребята смотрят на свои роли и поступки уже со стороны, проводят аналогии с реальной жизнью.
2) Сильного накала страстей может и не быть. «Кареглазые» могут индифферентно отреагировать на ситуацию. В этом случае необходимо показать всю ее абсурдность. Это можно сделать в ходе беседы, но возможен и игровой вариант.
Он таков: на Землю неожиданно прибывает вторая делегация инопланетян (вариант — приходит радиосообщение), которая разоблачает «ненаучность» утверждений первой делегации. Если позволяет время, можно перевернуть ситуацию с ног на голову и объявить «кареглазых» интеллектуалами, а «голубоглазых» — способными к физической работе. Какие законы создадут «кареглазые», побывав в роли «низших»?
Если времени не очень много, можно предложить более простой вариант: новая делегация предлагает свой критерий — не цвет глаз, а форма носа (или размер ушей, или цвет волос и т.п.).
3) Обсуждение игры
Ведущий организует обсуждение игры. Вначале он предлагает вспомнить законы «голубоглазых» (они зачитываются вслух) и просит их создателей рассказать, что они чувствовали, когда вся власть принадлежала им. Затем о своих впечатлениях в этот момент говорят «кареглазые». Если отыгрывался более сложный вариант, зачитываются законы «кареглазых», и все снова делятся впечатлениями. В конце ведущий спрашивает, что ребята почувствовали, когда инопланетяне полностью поменяли теорию.
Далее в беседе можно попросить ребят посмотреть на ситуацию со стороны, подумать, были ли в истории Земли похожие случаи (расовая, национальная дискриминация, дискриминация женщин), справедливо или несправедливо такое положение дел, почему.
Примечание. В зависимости от действий ведущих, психологического климата в классе и ряда других факторов основная направленность игры может несколько изменяться. Рассмотрим некоторые варианты таких изменений, а также вопросы, которые можно обсудить в том или ином случае.

Ситуация 1

«Голубоглазые» имеют достаточно демократические взгляды, и среди принятых ими законов нет ни одного, направленного на дискриминацию «кареглазых»; последние, однако, считают, что их права ущемлены, и настроены агрессивно. В результате определенных игровых действий (например, оказания давления на «голубоглазых» законодателей или «освободительного движения») «кареглазые» добиваются приоритетного статуса.
Вопросы для обсуждения
Помимо основной проблемы (допустимость дискриминации как таковой) возникает вопрос о политике правительства, пришедшего к власти на волне национально-освободительного движения.

Ситуация 2

Разделение по какому-либо внешнему признаку не воспринимается участниками игры, и каждая группа считает, что она вправе участвовать в управлении государством наравне с другой стороной.
Вопросы для обсуждения
Какие факторы (экономические, политические, какие-либо еще) оказывают влияние на изменение отношения к людям другой национальности? (Отметьте, что обычно мы сильнее реагируем на внешние признаки, «выдающие» принадлежность человека к другой национальности, чем, например, на соответствующую запись в паспорте.)

Ситуация 3

В одной из московских школ ученики третьего класса предложили очень интересный вариант: нужно полностью отделить «кареглазых» от «голубоглазых», пометить дома, где они живут, парки, где они гуляют, транспорт и т.д., но не потому, что «голубоглазым» неприятно с ними встречаться, не из ненависти или боязни. Ребята решили, что, поскольку люди двух групп имеют принципиально разное устройство психики, им и встречаться вредно: они не могут понять друг друга, а значит — возрастает возможность конфликта, люди будут испытывать стрессы («давайте разъединимся во избежание конфликтов»). Предложенное пришельцами «разделение труда» было законодательно закреплено, и попытки «кареглазых» изменить положение успехом не увенчались.
Вопросы для обсуждения
Можно ли принятое решение рассматривать как выход из положения, если одну из сторон оно не устраивает? Действительно ли различия между «кареглазыми» и «голубоглазыми», которые назвали инопланетяне, столь глобальны?

Светлана ДЬЯЧКОВА,
молодежный центр
правозащитного движения, г. Москва

 

10.12.2018, 427 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы