Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Языковая компетенция как часть коммуникативных универсальных учебных действий.

Языковая компетенция как часть коммуникативных универсальных учебных действий.

Развитие коммуникативной компетенции предполагает владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо) лингвистической и языковой компетенциями.

Языковая компетенция-способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, и в итоге - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путем введения новых пластом лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями.

Основу формирования языковой компетенции составляют следующие идеи:

-Деятельностный подход к обучению (А.Н.Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф.Талызина)

-Идея учета возрастных особенностей в обучении и развитии (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова,

-Идея актуализации субъективного опыта личности (И.С.Якиманская)

Основные составляющие языковой компетенции.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех ее видах - чтении, говорении, письме, аудировании.

Владение речью - способ познания действительности. Чтение и письмо -это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности жанров - описания и повествования, письма, заметки в газету и т.д. Совершенствование речи и повышение ее культуры одно из главных направлений по развитию речи учащихся.

В развитии речи выделяют три линии:

-работа со словом;

-работа над словосочетанием и предложением;

-работа над связной речью;

Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения. Важные требования к упражнениям: систематичность, последовательность, перспективность, разнообразие. Например, виды устных монологических упражнений:

-пересказ, близкий к тексту;

-пересказ сжатый;

-пересказ с творческими дополнениями;
- рассказ по наблюдениям;

-рассказ по серии картин;

-рассказ по аналогии с прочитанным;

-рассказ по картине;

Таким образом, речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда есть речевое развитие: здоровая речевая среда, которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии. Эта работы для учащихся и учителя долгая, кропотливая, строится в системе.

Современное общество выдвигает требования к речи учащихся:

1.Содержательность - очень важная задача для учащихся начальных классов. Содержание для бесед, рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, специальные наблюдения за погодой , собственные размышления , переживания.

2.Логичность, последовательность, четкость построения речи. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить высказывания.

3.Точность-это не только умения передать факты, наблюдения, чувства, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства.

4.Выразительность- это умение ярко, убедительно передать мысль, способность воздействовать на людей интонациями.

5.Ясность речи - это доступность тем людям, к которым она обращена.

1.3. Виды речевой деятельности.

М.Р.Львов в своей работе «Речь младших школьников и пути ее развития» (Москва, «Просвещение» 1975г.,стр.11) определяет виды речи. Речь бывает внешняя (устная и письменная) и внутренняя. Выделяют так же речь диалогическую и монологическую.

Для решения языковых задач большую роль играет внутренняя речь при подготовке к письменным сочинениям, изложениям или записи отдельных предложений. Учащиеся составляют предложения сначала в уме, т.е. на уровне внутренней речи. При таком условии, во-первых, предупреждаются ошибки в построении речи, во-вторых, вырабатывается умение упреждать текст: синтез речи осуществляется на несколько слов впереди письма. Важно, чтобы учащийся, начиная писать предложения, в уме подготовил его целиком и знал , как его закончить.

Письменная речь всегда сложнее и полнее устной . В письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонации, жесты. Этот недостаток компенсируется знаками препинания, делением текста на абзацы. Письменная речь отягчена орфографией и поэтому очень важна методика орфографической подготовки к сочинению и изложению. Письменная речь это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию. Поэтому владение письменной речью особенно полезно для повышения общей языковой культуры. Письменная речь оказывает все возрастающее влияние на устную речь учащихся.

Работе над словарем учащихся в школе учитель придает огромное значение. Особенность словарной работы состоит в том ,что она проводится не только на уроках чтения, но и во всей учебно- воспитательной деятельности учителя. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой , с изучением природы, со спортом. Учитель должен управлять процессом, делать его эффективным, обеспечивая правильность и полноту усвоения.

Словарная работа на уроках должна идти по 4 направлениям:

1.Обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся не знали, новых значений слов.

2.Уточнене словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности.

3.Активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте.

4.Устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.

Чтобы накопить достаточный словарный запас, учащийся должен каждый день усваивать по 4-6 новых слов. Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в книгах по чтению, а так же речь учителя. В учебниках представлены тексты произведений Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Н.Некрасова, А.Чехова, С.Есенина, М.Пришвина, К.Паустовского и многих других мастеров слова. Это огромное достоинство нашей системы обучения: школьники усваивают русский язык на подлинных высокохудожественных образцах.

Основные направления работы по развитию речи:

1.Количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора группы однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а так же в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2.Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдения над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

3.Развитие связной устной и письменной речи. Использование свободных диктантов, изложений, сочинений в качестве упражнений для развития связной речи и одновременно в качестве орфографических и пунктуационных упражнений.

4.Развитие орфоэпических навыков, а так же умения говорить и читать с правильной интонацией.

Таким образом, показателями уровня языкового развития учащихся являются: количественный запас слов, качественный состав словаря (активного и пассивного), запас фразеологических оборотов, разнообразие и сложность грамматических конструкций, умение строить развернутое связное высказывание в устной и письменной форме, владение правописными умениями и навыками.

17.10.2017, 1265 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы