Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Профилактика учебной неуспешности учащихся. Зуева Н.Л., заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 39 имени Молодой гвардии».

Профилактика учебной неуспешности учащихся.

Зуева Н. Л.,

МБОУ города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 39

 имени Молодой гвардии»,

заместитель директора по УВР

 

К нам в школу, как и в любуюдругую общеобразовательную школу, приходят разные дети: по уровню развития и по подготовленности, по характеру и поведению, и учатся они, соответственно, тоже неодинаково: одни схватывают все на лету, другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия.20% от числа всех обучающихся в школе составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, преимущественно с задержкой психического развития, в последние годы приходят дети с тяжелыми нарушениями речи.Это особые дети, которым сложно сосредоточиться и запомнить большой объем информации. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объема памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. В принципе, всё выше перечисленное – это уже первопричины учебной неуспешности для таких ребят.

Понятие «учебная неупешность» достаточно широкое и зависит от многих причин. Причинами учебной неуспешности, с одной стороны,  могут быть недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность;длительная и массивная психическая депривация; соматическая ослабленность ребенка; нарушения формирования отдельных психологических функций вследствие нарушений со стороны ЦНС;нарушения эмоционально-волевой сферы функционального характера;нарушения формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия);с другой стороны  — уровень образования и социальный статус родителей, взаимоотношения обучающегося с одноклассниками и педагогами. Причиной длительной неуспешности может быть и несоответствие формы подачи учебного материала учителем (учителями) индивидуальному стилю учебной деятельности ребенка, что может привести не только к устойчивой академической неуспеваемости, негативному отношению к учению, учителю, школе, но и к неврозам, стрессам и затяжным депрессиям.

Наиболее уязвимыми для формирования школьной неуспешности являются: первый класс, переход в основную школу и подростковый возраст.

Если ребенок не готов к школе, у него недостаточно развита мелкая моторика, не сформировано поведение ученика, есть трудности взаимодействия с «другими взрослыми» (не родителями), даже при высоком уровне природного интеллекта, есть высокая вероятность попасть в разряд «неуспешных».

В основной школе ребенок проходит новый виток адаптации, ему надо приспособиться к разным учителям, их стилю и требованиям. Нередко это приводит к осложнениям, к снижению успеваемости, и вообще желания учиться.

Подростковый возраст чрезвычайно психологически сложен. В этот период человек решает множество важных жизненных задач (становление самостоятельности, изменение отношений с родителями, возможно, первая влюбленность, поиск ответов на вопрос «Кто я?»), и иногда кажется, что учиться не самое главное в жизни…

«Проблема школьных трудностей – это серьезнейшая проблема потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая…», - говорит М.М.Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО.

Поэтому, для решения проблемы учебной неуспешности в школе разработана система работы, которая подразумевает психологическую, социальную, учебную реабилитацию. Она обращена не только на учащихся с различными типами школьной неуспешности, но и на родителей, педагогов, с целью изменения их позиции по отношению к детям.

Обеспечить подобную помощь, выбрать педагогическую стратегию, оптимально позволяющую ребенку реализовать свои способности, помогает Школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Деятельность школьного ПМПк включает следующие мероприятия:

 Назначение ПМПк не только констатировать факт «неуспешности» ребенка, но и помочь педагогам проанализировать и активизировать свой педагогический ресурс по отношению к конкретному школьнику, стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения ребенка. В состав ПМПк школы входят педагог-психолог, учитель-логопед, педагог (учитель-предметник), социальный педагог, медицинский работник, а также заместитель директора по УВР.

Социально-педагогическое сопровождение школьников в школе осуществляет социальный педагог. Деятельность социального педагога направлена на защиту прав всех обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для школьников комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный педагог (совместно с педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей школьников, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи; выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростков.

Основными формами работы социального педагога являются: урок (за счет классных часов), внеурочные индивидуальные (подгрупповые) занятия; беседы (со школьниками, родителями, педагогами), индивидуальные консультации (со школьниками, родителями, педагогами). Возможны также выступления специалиста на родительских собраниях, на классных часах в виде информационно-просветительских лекций и сообщений. Социальный педагог взаимодействует с педагогом-психологом, учителем-логопедом, педагогом класса, в случае необходимости с медицинским работником, а также с родителями (их законными представителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите прав детей.

Психологическое сопровождение обучающихся осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагог-психолог проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с «проблемами». Работа может быть организована индивидуально и в мини-группах. Основные направления деятельности школьного педагога-психолога состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся.

Помимо работы со школьниками педагог-психолог ведет консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов.

В реализации диагностического направления работы могут принимать участие как учителя класса (аттестация учащихся в начале, середине и конце учебного года), так и специалисты (проведение диагностики в начале, середине и в конце учебного года).

Для рассмотрения наиболее сложных случаев функционирует Совет профилактики.

С «проблемным» ребенком, безусловно, необходимо заниматься. Поэтому работу надо выстраивать очень грамотно, с учетом индивидуальных особенностей конкретного учащегося. Важнейшими составляющими школьной успешности являются: здоровье, активность, адекватная самооценка, осведомленность, произвольность психических процессов, сформированность базовых учебных навыков, мотивационные факторы.

Важное значение имеет коррекционная работа учителя-предметника как на уроке, так и на индивидуальных занятиях. Для обучающихся с ОВЗ учебным планом предусматриваются коррекционные занятия. Это и применение специальных упражнений, игровых приемов, разнообразных технологий. Главное — это обеспечить ребенку ощущение успеха. Ни в коем случае не сравнивать его результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней – два, то это надо отметить как реальный успех.Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше.Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен: в спорте, в чисто бытовых домашних делах, др. Следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному. Хвалить его нужно именно тогда, когда он что-то делает не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).

В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижается школьная тревога, а так как на уроках он продолжает работать, то накапливаются и некоторые достижения.

Важным является и привлечение детей с «проблемами» к внеурочной, внеклассной работе, организации праздников, мероприятий. Неуспешные в учебе ребята, могут быть хорошими организаторами спортивных соревнований, музыкальных вечеров и т.д.

Важно, чтобы родители не показывали ребенку свою озабоченность его учебными неудачами. Искренне интересуясь его школьной жизнью, смещали акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу, экскурсии и походы, но не фиксировались на области неуспеха – школьных отметках. В качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой и остро их интересующей должна выделяться та сфера деятельности, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обрести утраченную веру в себя. Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической неуспешности – резко отрицательное отношение ребенка к учебе, которое к подростковому возрасту может превратить хронически неуспевающего ребенка в законченного хулигана. При этом не возникает и другое частое следствие хронической неуспешности – тотальный регресс, приводящий к глубокой пассивности и безразличию.

Трудностей не избежать, поражения будут. Важно, как Мы научим наших детей к ним относиться. Если школьные трудности будут восприниматься ребенком как «рабочие моменты», с которыми по силам справиться, мы сделали большой шаг к подготовке к самостоятельной жизни.

Комментарии

08.05.2017, 1415 просмотров.