Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Профилактика учебной неуспешности. Новикова С.А., заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №38».

ПРОФИЛАКТИКА УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ

           Новикова С. А.,

заместитель директора по УВР,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 38»

Актуальная проблема современной школы – неуспеваемость обучающихся. Важно «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями и, как правило, это дети группы риска, которые из разряда неуспевающих переходят в разряд не посещающих школу.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Каждый ребенок хочет хорошо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок: болезнь, низкая техника чтения, недостаточный контроль со стороны родителей, классного руководителя, систематические пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, низкая мотивация к учению, неумение работать самостоятельно, низкие умственные способности, педагогическая запущенность и другие. Таким образом, неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением.

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. Внешние причины неуспеваемости: снижение ценности образования в обществе; несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях); отрицательное влияние семьи, друзей, социальной среды.

Внутренние причины неуспеваемости: дефекты здоровья школьников; психолого-педагогические элементы поведения, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей (человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести — колоссальные учебные нагрузки); низкое развитие интеллекта; отсутствие устойчивой положительной мотивации учения; слабо развитая волевая сфера.

Не секрет, что количество неуспевающих обучающихся в школах составляет примерно 10-15%. Чтобы данная категория обучающихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими обучающимися всех служб образовательного учреждения, всех участников образовательного процесса: учителей, самих учащихся и их родителей. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими обучающимися и их родителями, необходимое для обеспечения выполнения Закона об образовании, повышения уровня обученности и качества отдельных обучающихся и школы в целом. Основными направлениями деятельности педагогов нашей школы по работе со слабоуспевающими учащимися являются:

— выявление возможных причин низкой успеваемости и качества ЗУН обучающихся;

— принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества ЗУН обучающихся.

Применяя различные приемы и методы организации обучения можно более эффективно решать проблему неуспеваемости учащихся. Для устранения дидактических причин неуспеваемости используются такие средства:

1)Педагогическая профилактика — поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.

2) Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдения за трудными учениками с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

С целью определения фактического уровня знаний детей, выявления в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации в начале учебного года в каждом классе проводятся контрольные срезы знаний учащихся по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Администрацией школы предлагается учителям – предметникам выделить в каждом классе группу или отдельных обучающихся, которые могут иметь неудовлетворительные оценки по отдельным предметам.

Примерно за две-три недели до окончания четверти классные руководители представляют в учебную часть школы информацию об обучающихся (смотри таблицу 1), у которых по итогам четверти могут выйти неудовлетворительные оценки (классные руководители, в свою очередь, предварительно составляют разговор с учителями – предметниками класса, собрав необходимую информацию об успеваемости обучающегося по тем или иным предметам). По результатам беседы администрации школы с классными руководителями разрабатываются меры по предупреждению неуспеваемости обучающихся, по ликвидации их пробелов знаний (обсуждаются оптимальные приемы и методы организации учебной деятельности, привлечение к выявленным проблемам всех педагогических служб школы (педагога – психолога, социального педагога), информирование родителей обучающихся с обязательным письменным уведомлением — предупреждением о возможном неудовлетворительном результате за четверть по предметам, просьбой принять меры по ликвидации задолженности его ребенком и усилить контроль выполнения домашнего задания).

Таблица 1  Информация об успеваемости ученика ___класса ________________

Классный руководитель______________________________

предмет

Iчетверть

IIчетверть

III

четверть

Текущая

четверть

Мероприятия по ликвидации пробелов знаний учащегося

 

 

 

 

 

 

По результатам каждой учебной четверти администрация школы собирает отчет классных руководителей и учителей — предметников о результатах четверти и проделанной работе в течение четверти всеми службами школы по недопущению неудовлетворительных оценок и выработке дальнейших мер по ликвидации пробелов знаний обучающихся (педагогическая терапия). 

3) Педагогическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе — это дополнительные занятия, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения, использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке, включение посильных индивидуальных заданий, создание ситуаций успеха на уроках.

4) Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей ученика. Важно использовать такие воспитательные средства, как единые требования к учащимся со стороны всего педагогического коллектива и применение разумных мер поощрения и взыскания со стороны руководителей школы и учителей, как организация коллектива учащихся и педагогическое направление его деятельности на укрепление школьной дисциплины, на воспитание сознательного и ответственного отношения учащихся к своим учебным обязанностям, на правильную организацию товарищеской взаимопомощи в учебе и борьбы самих учащихся за высокую успеваемость.

К числу воспитательных средств достижения высокой успеваемости относится также работа с учащимися по развитию их познавательных интересов и по воспитанию стремления к знаниям, работа с родителями и оказание воспитательного влияния школы на жизнь, и быт учащихся в семье.

Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работа, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. Очень эффективно использовать разнообразные формы урока: урок – путешествие, урок – соревнование, защита проекта и другие.

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся, что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно – исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

          С целью профилактики работы со слабоуспевающими можно:

— подкреплять сильного ученика при работе в паре, группе со слабым (ведущая роль отводится сильному ученику);

— организовывать систематическую проверку знаний и умений (только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь, пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний);

— задавать дифференцированное домашнее задание (базовый уровень, промежуточный, продвинутый);

— комментировать оценки ученика, отмечать ошибки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем;

— регулярно оповещать классного руководителя, а через него – родителей, об успеваемости слабоуспевающего ребенка.

В работе со слабыми учащимися можно рекомендовать следующие правила, разработанные психологами:

— не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

— нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные части и давать их постепенно, по мере усвоения;

— не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по — новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома;

— путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т.д.

— следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится; создавать на уроке комфортную, позитивную обстановку, ситуацию успеха для каждого.

Неуспеваемость как распространенное явление в школах нетерпимо с точки зрения психологической и педагогической. У неуспевающего ученика появляется чувство неполноценности по сравнению с преобладающим числом успевающих учеников, неверие в свои силы, иногда безразличие к учебным занятиям, а в отдельных случаях и неприязнь к школе. Поэтому профилактика неуспеваемости учащихся является в настоящее время одной из самых насущных и актуальных задач современной школы.

Конечно, далеко не каждый ребенок в процессе обучения в школе может быть «отличником», так как не все дети имеют одинаковые стартовые возможности, необходимые для обучения в школе первой ступени, не каждый ребенок генетически обладает достаточным уровнем интеллектуальных возможностей, многие условия влияют на формирование его мотивов и далеко не всегда это влияние положительно, также не каждый ребенок обладает необходимым уровнем волевых качеств, чтобы противостоять негативному влиянию социума. То есть причин неуспеваемости у каждого такого учащегося может быть множество. Задача педагога — помочь неуспевающему ученику преодолеть их.

Для этого у каждого педагога есть большое количество инструментов, опыта и знаний, способствующих преодолению отставания учащихся по тому или иному предмету, помогающих такому обучающемуся не только стать более успешным в учебе, но и повысить самооценку, дать ребенку возможность добиваться больших успехов в учебе и дальнейшей жизни.

Комментарии

08.05.2017, 2868 просмотров.