Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Подготовка к ГИА по математике слабоуспевающих учащихся. Зорина В.В., учитель математики МБОУ «СОШ №36».

Подготовка к ГИА по математике слабоуспевающих учащихся

Зорина В. В.,

                                                                                               учитель математики МБОУ «СОШ № 36» 

        Всем известно, что в каждом классе есть дети, которым усвоение программы дается с трудом. И таких, к сожалению, много. Сложность экзамена по математике заключается в том, что он обязателен для всех учащихся. Поэтому в группе риска оказываются слабоуспевающие школьники.

        При этом слабый ученик должен выучить необходимый минимум теоретического материала, определенного программой и стандартом математического образования.

        Чтобы учащийся сдал экзамен успешно, необходимо, чтобы он научился определять, какие формулы и алгоритмы нужно использовать при решении определенной задачи или примера,  и правильно их применял.

        Одним из условий успешной сдачи экзамена —  психологический комфорт школьника, уверенность выпускника в том, что ему всегда помогут при подготовке к экзамену.  

        Чем ниже способности ребенка, тем опаснее метод принуждения. Ученик не должен чувствовать свою ущербность в чем-либо , должен хотеть достичь лучших для себя, конечно результатов. И в этом ему должен помочь учитель. На его роли хочется остановиться особо.

        Учитель должен создавать атмосферу, которая вдохновляла бы ребенка. Неуверенность, боязнь допустить ошибку связывают его мысли, отбивают желание учиться. Есть много приемов мотивации учебной деятельности, но самый действенный – состояние успешности. Учитель и должен создавать эту ситуацию успеха.

        Необходимо добавить, что большое значение имеют тон, стиль общения учителя с учеником, умение спокойно, без нервозности что-либо повторять несколько раз. Необходимо осознавать трудности этих детей, осознавать, что требуется время для их преодоления.

        Уверена, что при работе с такими детьми на первое место выходит не столько учитель, сколько педагог.

             Основными причинами отставания учащихся по математике могут быть:

         Слабоуспевающие учащиеся, как правило, плохо считают, не знают основных формул и теорем, отсюда неуверенность в себе, отсутствие желания учиться. Поэтому необходимо проводить систематический тренинг по совершенствованию вычислительных навыков, каждый урок начинать с устного счета.

Для достижения правильности устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока, помогать усвоению изучаемого на данном уроке и ранее пройденного материала. Необходимо уделять внимание закреплению вычислительных навыков: действиям с многозначными числами и десятичными дробями в столбик. Важным становится умение переводить обыкновенные дроби в десятичные.

           Наряду с другими формами при выполнении тренировочных заданий используем элементы технологии Макарова. После объяснения нового материала идет его закрепление в классе и дома. Причем слабоуспевающие учащиеся приступают к работе над задачами после повторного пояснения, повторения основных вопросов теории и алгоритмов.

Учащимся предлагается набор карточек с заданиями с возрастающей сложностью. При выполнении практической части слабому ученику выдаются задания базового уровня, составленные из заданий открытого банка. Все ученики могут получить консультацию и проверить каждое задание прямо на уроке. 

        После нескольких уроков работы с такими карточками учащиеся сдают зачет по изученному материалу. Такая форма работы используется и на уроке, и на элективных курсах. Созданы карточки для отработки каждого прототипа ГИА. Такие уроки очень популярны у учащихся, многие доделывают карточки дома.     Особенно это важно в классах ОВЗ, так как таким детям постоянно нужна поддержка.

        Мы используем индивидуальную и групповую работу; такие формы работы как составление шпаргалоксправочников, карточки с пропусками для проверки знаний теоретического материала, карточки с алгоритмом решения заданий, карточки для коррекции знаний.

Применяется форма тематического зачета, при которой учащиеся старшего класса опрашивают своих младших товарищей. Цель у каждого индивидуальная: например, одному (девятикласснику) надо уметь доходчиво объяснить приемы решения квадратных уравнений и для себя повторить, как это делается, а другому (восьмикласснику) научиться решать такие уравнения.

В ходе обучения периодически проводятся тесты, рассчитанные на 5-10 минут. Такая форма работы обеспечивает эффективную обратную связь, позволяет учителю и ученику координировать свою деятельность.

На уроках обобщения в конце каждой темы обязательно используем задачи из ГИА и задачи, содержащиеся в материалах для подготовки к экзамену для детей с ОВЗ.

В начале года проводится диагностика всех учеников класса по качеству усвоения каждой темы, входящей в материалы ГИА. Эта диагностика осуществляется также в течение года. По результатам тестирования учитель составляет и корректирует тематический план заключительного повторения.

Наравне с неверными решениями учеников, основанных на незнании или ошибочном использовании теорем, способов решения, является невнимательное выполнение задания. Особенно это относится к слабоуспевающим учащимся.

 При подготовке к ГИА необходимо учить школьников внимательному прочтению текстов алгебраических и геометрических задач. Для слабых учащихся рекомендуется следующее:

  Необходимо приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос минимум два раза: в начале решения и перед записью ответа. Поскольку в учебниках дополнительные действия с ответами (например, найти сумму корней, а не сами корни) редко встречаются, многие школьники не обращают на них внимания, записывая даже при верно решённом задании неправильный ответ.

Необходимо учить учащихся выбирать ответ методом «исключения» неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (нельзя) преобразовать к виду…», «Выберите верный (неверный) ответ…». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно/нельзя» или «верно/неверно», иначе ответ может получиться ошибочным.

В течение учебного года проводятся тренировочные и диагностические работы. После проверки диагностических работ ученики на уроке и на консультации отрабатывают навыки выполнения тех упражнений, где допущена ошибка. Затем сдают зачёт по этим заданиям.

Анализируя кодификатор, можно сделать вывод, что с рядом задач ОГЭ и ЕГЭ учащиеся 5-6 класса уже могут справиться. Поэтому подготовку к экзамену целесообразно начать именно в это время. Пятиклассники испытывают гордость, когда узнают, что решили задачу, которая    предлагается выпускникам.

Например, при изучении темы «Деление с остатком» ученики 5 класса решали практические задачи на округление с недостатком и избытком по материалам ГИА. Сами в группах составляли сборник подобных задач.                                                                                                                                                                                                                        

Также примером таких задач является задача на нахождение площади геометрических фигур на клетчатой бумаге.

Умея находить только площади прямоугольника и прямоугольного треугольника, пятиклассник находит площадь фигуры с помощью разрезания и составления равновеликих фигур, площадь которых они могут найти. Так же методом достраивания нестандартной фигуры до прямоугольника.

В 5-6 классах в нашей школе ведется пропедевтический курс «Наглядная геометрия», в рамках которого подобным задачам уделяется больше времени.

В 7-9 классе начинаем эту тему также с вычисления площади фигур по клеточкам, тем самым повторяя теорию 5-6 класса, а затем используя формулы.

Уже с 7 класса при изучении различных тем можно решать аналогичные задания из ГИА. Начиная изучать геометрию в 7 классе, дети часто сталкиваются с рядом трудностей и непонимания требований к ним. Поэтому необходимо приводить примеры того, что часть заданий геометрического характера также есть в экзаменационной работе. На уроках геометрии можно выделить задания, наиболее часто встречаемые на экзаменах.

 Для получения положительной оценки достаточно выполнить восемь заданий. На протяжении нескольких лет мы проводим обучение девятиклассников приёму «спирального движения» по тесту. Для этого ученик может работать в таком порядке:

          Задания нужно выбирать с запасом. Для эффективной подготовки к экзамену нужно довести решение задач до автоматизма.

 На завершающей стадии подготовки к экзамену решаем пробные работы в формате ГИА, включающие в себя задания за весь курс математики 5-9 классов в обстановке, максимально приближенной к экзаменационной. Работы проверяются по критериям, рекомендованным для проверки. Проводится индивидуальная работа с учащимися, не набравшими необходимое количество баллов для получения положительной оценки.

Консультации непосредственно перед экзаменом проводим для слабоуспевающих учащихся отдельно. При этом они могут посещать консультации для других групп учащихся.

Особое место в работе учителю необходимо отводить для обучения девятиклассников правильному заполнению бланков. С их копиями учащиеся в обязательном порядке работают на тренировочных и диагностических работах.

Необходимо готовить к ГИА слабоуспевающих учеников как можно раньше. В этом помогают задания из открытого банка заданий. Ученик привыкает к этим заданиям. Он знает, что эти задания будут у него в экзаменационной работе. Нет того стресса, который был бы у него перед неизвестным. 

Комментарии 

08.05.2017, 3079 просмотров.