© Материал из Справочной системы «Завуч».
Процесс воспитания в МБОУ «Средняя школа № 1» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в школе;
- ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основные традиции воспитания в МБОУ «Средняя школа № 1»:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
- педагогические работники школы ориентируются на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Самоанализ воспитательной деятельности показал, что школе в 2021/22 учебном году удалось:
- повысить уровень учебной мотивации школьников;
- сохранить высокий уровень познавательной активности школьников на уровне НОО и повысить его на уровнях ООО и СОО;
- повысить уровень социальной компетентности обучающихся 5–9-х классов;
- повысить уровень ответственности и самостоятельности обучающихся 9–11-х классов;
- повысить долю обучающихся 9–11-х классов, которые показали сформированность нравственных ценностей;
- <...>
В личностном развитии школьников за 2021/22 учебный год отмечается устойчивая позитивная динамика.
Нерешенными остались такие проблемы, как низкий уровень социальной компетентности обучающихся уровня НОО, который выражается у отдельных групп учеников 1–4-х классов в виде неумения включаться в работу группы, неумения сотрудничать, неконструктивного поведения в конфликте, а также низкий уровень владения элементарными нормами поведения.
Поэтому в 2022/23 учебном году школа планирует особое внимание уделить формированию социальной компетентности обучающихся уровня НОО, повышению уровня учебной мотивации, познавательной активности, ответственности и самостоятельности, сформированности нравственных ценностей обучающихся 5–11-х классов.
Раздел 2. Цель и задачи воспитания обучающихся
Цель: личностное развитие обучающихся на уровне начального общего образования, проявляющееся в сформированности основ российской гражданской идентичности, готовности к саморазвитию, мотивации к познанию и обучению, ценностных установках и социально значимых качествах личности, активном участии в социально значимой деятельности.
Целевые приоритеты, выделяемые в связи с возрастными особенностями обучающихся уровня НОО, заключаются в их готовности руководствоваться ценностями и приобретении первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельноcть.
Задачи:
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни образовательной организации;
- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
- организовывать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся;
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе образовательной организации детских общественных объединений и организаций;
- организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовывать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду образовательной организации и реализовывать ее воспитательные возможности.
Раздел 3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности учитывают специфику МБОУ «Средняя школа № 1», интересы субъектов воспитания, тематику модулей.
Модуль «Классное руководство»
Классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями (законными представителями) обучающихся.
Работа с классным коллективом:
- участие класса в общешкольных ключевых делах;
- организация интересных и полезных дел в классе;
- проведение классных часов;
- сплочение коллектива;
- выработка законов класса.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение личностных особенностей школьников;
- поддержка ребенка в решении проблем;
- индивидуальная работа по заполнению портфолио;
- коррекция поведения ребенка.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- консультации классного руководителя с учителями-предметниками;
- проведение мини-педсоветов;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей об успехах и проблемах детей;
- помощь родителям в регулировании их отношений с администрацией и учителями;
- организация родительских собраний;
- организация работы родительских комитетов классов;
- привлечение родителей к участию в делах класса;
- организация классных семейных праздников.
Модуль «Школьный урок»
Реализация воспитательного потенциала урока педагогами начальных классов и педагогами-предметниками предполагает создание атмосферы доверия к учителю, интереса к предмету; отбор воспитывающего содержания урока; использование активных форм организации учебной деятельности на уроке.
Создание атмосферы доверия к учителю, интереса к предмету:
- неформальное общение учителя и ученика вне урока;
- использование на уроках знакомых детям актуальных примеров из книг, мультфильмов, игр;
- использование потенциала юмора;
- обращение к личному опыту учеников;
- внимание к интересам, увлечениям, позитивным особенностям, успехам учеников;
- проявление участия, заботы к ученику;
- создание фантазийных миров и воображаемых ситуаций на уроке;
- создание привлекательных традиций класса/кабинета/урока;
- признание ошибок учителем;
- тщательная подготовка к уроку.
Отбор воспитывающего содержания урока:
- включение в урок воспитывающей информации, организация работы с ней, побуждение к обсуждению, высказыванию мнений, формулировке собственного отношения к ней;
- привлечение внимания учеников к нравственным проблемам, связанным с материалом урока;
- привлечение внимания учеников к проблемам общества.
Использование активных форм организации учебной деятельности на уроке:
- интерактивные формы организации деятельности: учебные дискуссии, викторины, ролевые, деловые и настольные игры и т. п.;
- организация исследовательской деятельности учеников.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную деятельность;
- формирование детско-взрослых общностей в кружках и секциях;
- создание традиций в детско-взрослых общностях;
- поддержка школьников с лидерской позицией;
- поощрение детских инициатив и самоуправления;
- реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности через: познавательную деятельность, художественное творчество, проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческую деятельность, спортивно-оздоровительную деятельность, трудовую деятельность, игровую деятельность.
Для просмотра скачать Документ