Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие «Лэпбук «Волшебница зима»

Авторское пособие  «Лэпбук «Волшебница зима»

Автор: Костюченко Марина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад 115»,  г. Курган, Суставова Наталья Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад 115»,  г. Курган

Актуальность

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности.

В данное время нам посчастливилось работать с детьми среднего дошкольного возраста. Наши детки очень любознательны, но при всем при этом предметно-деятельностный подход остается приоритетным в их возрасте.

Поэтому нас очень заинтересовал Лэпбук.

Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка), – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

При этом лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Любая познавательная и исследовательская деятельность – это поиск и сбор информации (устный и практический) и, как правило, дети со временем забывают часть полученного опыта и приобретенных знаний. Лэпбук – это наглядно-практический метод обучения, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Поэтому, чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. В итоге создание лепбука поможет ребенку закрепить и систематизировать изучаемый материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Итак, зачем же нам нужен лэпбук?

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно, если у ребенка преобладает визуальное восприятие).

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок самостоятельно может открыть лэпбук и с радостью повторить пройденное.

3.Ребенок учится самостоятельно собирать и классифицировать информацию.

Кроме всего вышеперечисленного работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

- совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми;

- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

 

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:  

 - информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

- вариативен (часто есть несколько вариантов использования каждой его части);

-  пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

- он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка.

 

Предлагаем вашему вниманию наш вариант лэпбука «Волшебница зима».  

Зима уже близится к концу, а у нас только готов лэпбук по ней. Но зато для нас тема зимы сейчас как нельзя более актуальна. На прошлой неделе мы пережили сильные холода до -30, снегопад, гололед и впечатлились морозными узорами на окнах. Когда как не сейчас заниматься на зимнюю тему! И мы воспользовались зимним вдохновением, чтобы сделать лэпбук. Ребятам нашей группы такой способ подачи информации очень понравился.  Они с огромным удовольствием не только выполняли все развивающие задания, но и теперь постоянно пересматривают папку, играют в дидактические игры. Действительно, очень наглядно получилось.

Теперь остается продолжить цикл  и готовить лэпбук на тему «Весна».

Ну а пока у нас еще идет зима. И папка у нас поэтому получилась бело-голубая, морозная. 

Лэпбук предназначен для ознакомления, закрепления и обобщения знаний детей по данной теме.

Цель лэпбук «Волшебница зима»: закрепить в режимных моментах и в игровой деятельности знания детей о времени года зима.

Задачи

Образовательные:

Систематизировать знания детей о признаках зимы, зимних забавах.

Расширить и закрепить знания детей о диких животных и птицах в зимний период, как они готовятся к зимовью.

Формировать умения детей  составлять описательные рассказы по картинам с зимней тематикой.

Познакомить и научить детей различать следы животных и птиц на снегу.

Развивающие:

Развивать у детей познавательную активность.

Развивать связную речь у детей.

Развивать мелкую моторику.

Способствовать развитию памяти, мышления через игры и упражнения.

Воспитательные:

Воспитывать у детей умение работать в коллективе и  доброжелательность к сверстникам.

Формировать умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею.

Воспитывать у детей бережное отношение к живой и неживой природе в зимний период.

Ожидаемые результаты использования лэпбука:

- быстрая усваиваемость материала;

- проявление повышенного интереса у детей к содержанию;

- проявление самостоятельности детей при работе с лэпбуком;

- проявление интереса со стороны родителей.

Дальше подробнее о каждом из заданий:

 

1. Игра «Мемори-снежинки»

Развивает память и внимание.

Играют в нее по правилам обычного «мемори»: карточки с изображением снежинок (всего их 32 штуки) кладут лицевой стороной вниз, а потом открывают по одной. Если такая карточка уже встречалась – их обе переворачивают лицом вверх. Если нет – то карточку кладут обратно лицом вниз. Игра идет до тех пор, пока не откроются все карточки. 

При желании количество карточек можно уменьшить/увеличить.

 

2. Творческое задание «Окошко»

В задании вложены картины «Что мы видим за окном».

Цель: развивать связную монологическую речь у детей.

Задачи:

1. упражнять детей в рассматривании и описании отдельных сюжетных картинок с последовательным действием, а затем составлении целостного рассказа по ним под руководством воспитателя;

2. закреплять умение детей согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.

3. совершенствовать умение детей предполагать, что было раньше, а, что будет после относительно данного сюжета;

4. воспитывать умение выслушивать других и дополнять услышанный рассказ; помочь усвоить некоторые правила поведения.

Изучаем сезонные изменения в природе. Нужно описать соответствующие факты, которые лично наблюдали зимой. Какие изменения зимою происходят в погоде, какие для нее характерны астрономические явления (непродолжительное светлое время суток, солнце низко над горизонтом и т.п.).

 Изучаем, что происходит в животном мире (спячка, изменение окраса, трудности с питанием и т.д.). Сначала надо поговорить о том, как животные переживают зимние холода. Какие у них есть способы зимней адаптации, какие животные впадают в спячку, как человек может помочь перезимовать животным и птицам.

 Что изменяется в мире людей (зимние виды работ, частые простуды, необходимость тепло одеваться и т.д.).

 

3. Снеговик с загадками 

Развивает сообразительность, мышление.

Сначала нужно читать загадки, которые находятся в теле снеговика и подбирать к ним соответствующие отгадки-картинки, которые «спрятаны» в голове снеговика. И хотя наши ребята все загадки отгадали с первого раза, им нравится возвращаться к этому заданию снова и снова. Видимо, из-за необычного вида книжечки-снеговика.

 

4. «Следопыты»

Эта игра изначально предполагала познакомить с отличительными особенностями различных следов. Для этого на прогулке можно поиграть в «Следопытов»: обратить внимание на разные отпечатки, которые оставили звери, птицы и люди и научиться «читать» их.

 Детям очень понравилось сопоставлять след и его обладателя. Они возвращаются к этой игре вновь и вновь.

 

5. Зимующие и перелетные птицы

Познакомить с разнообразием птиц в нашем регионе. Закрепить знание о перелетных и зимующих птицах.

Данная группа карточек предполагает несколько вариантов дидактических игр.

 

6. Составь рассказ по картинкам

Развивает речь, умение описывать увиденное на картине. Развивает воображение и наблюдательность. Необходимо внимательно рассмотреть картину, обсудить ее. А потом пусть ребенок составит свой рассказ по картине. Для образца можно пользоваться приведенной схемой рассказа, в которую надо просто вставить подходящие по смыслу слова.

 

7. Зимние забавы 

Карточки позволяют систематизировать знания детей о  зимних развлечениях, активизируют словарный запас детей.

 

Заключение.

Методическое пособие Лэпбук «Волшебница зима» мы рекомендовали бы использовать как для ознакомления с новым, так и для закрепления материала по пройденной теме в режимных моментах. Потому что лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и систематизировать полученные знания, это  полет фантазий, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое, однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача каждого педагога лишь придавать детям уверенность в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

06.04.2017, 3417 просмотров.

Друзья сайта
Полезные ресурсы