Авторское пособие «Лэпбук «Волшебница зима»
Автор: Костюченко Марина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад 115», г. Курган, Суставова Наталья Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад 115», г. Курган
Актуальность
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности.
В данное время нам посчастливилось работать с детьми среднего дошкольного возраста. Наши детки очень любознательны, но при всем при этом предметно-деятельностный подход остается приоритетным в их возрасте.
Поэтому нас очень заинтересовал Лэпбук.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка), – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
При этом лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Любая познавательная и исследовательская деятельность – это поиск и сбор информации (устный и практический) и, как правило, дети со временем забывают часть полученного опыта и приобретенных знаний. Лэпбук – это наглядно-практический метод обучения, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Поэтому, чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. В итоге создание лепбука поможет ребенку закрепить и систематизировать изучаемый материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Итак, зачем же нам нужен лэпбук?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно, если у ребенка преобладает визуальное восприятие).
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок самостоятельно может открыть лэпбук и с радостью повторить пройденное.
3.Ребенок учится самостоятельно собирать и классифицировать информацию.
Кроме всего вышеперечисленного работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
- совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
- вариативен (часто есть несколько вариантов использования каждой его части);
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
- он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка.
Предлагаем вашему вниманию наш вариант лэпбука «Волшебница зима».
Зима уже близится к концу, а у нас только готов лэпбук по ней. Но зато для нас тема зимы сейчас как нельзя более актуальна. На прошлой неделе мы пережили сильные холода до -30, снегопад, гололед и впечатлились морозными узорами на окнах. Когда как не сейчас заниматься на зимнюю тему! И мы воспользовались зимним вдохновением, чтобы сделать лэпбук. Ребятам нашей группы такой способ подачи информации очень понравился. Они с огромным удовольствием не только выполняли все развивающие задания, но и теперь постоянно пересматривают папку, играют в дидактические игры. Действительно, очень наглядно получилось.
Теперь остается продолжить цикл и готовить лэпбук на тему «Весна».
Ну а пока у нас еще идет зима. И папка у нас поэтому получилась бело-голубая, морозная.
Лэпбук предназначен для ознакомления, закрепления и обобщения знаний детей по данной теме.
Цель лэпбук «Волшебница зима»: закрепить в режимных моментах и в игровой деятельности знания детей о времени года зима.
Задачи
Образовательные:
Систематизировать знания детей о признаках зимы, зимних забавах.
Расширить и закрепить знания детей о диких животных и птицах в зимний период, как они готовятся к зимовью.
Формировать умения детей составлять описательные рассказы по картинам с зимней тематикой.
Познакомить и научить детей различать следы животных и птиц на снегу.
Развивающие:
Развивать у детей познавательную активность.
Развивать связную речь у детей.
Развивать мелкую моторику.
Способствовать развитию памяти, мышления через игры и упражнения.
Воспитательные:
Воспитывать у детей умение работать в коллективе и доброжелательность к сверстникам.
Формировать умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею.
Воспитывать у детей бережное отношение к живой и неживой природе в зимний период.
Ожидаемые результаты использования лэпбука:
- быстрая усваиваемость материала;
- проявление повышенного интереса у детей к содержанию;
- проявление самостоятельности детей при работе с лэпбуком;
- проявление интереса со стороны родителей.
Дальше подробнее о каждом из заданий:
1. Игра «Мемори-снежинки»
Развивает память и внимание.
Играют в нее по правилам обычного «мемори»: карточки с изображением снежинок (всего их 32 штуки) кладут лицевой стороной вниз, а потом открывают по одной. Если такая карточка уже встречалась – их обе переворачивают лицом вверх. Если нет – то карточку кладут обратно лицом вниз. Игра идет до тех пор, пока не откроются все карточки.
При желании количество карточек можно уменьшить/увеличить.
2. Творческое задание «Окошко»
В задании вложены картины «Что мы видим за окном».
Цель: развивать связную монологическую речь у детей.
Задачи:
1. упражнять детей в рассматривании и описании отдельных сюжетных картинок с последовательным действием, а затем составлении целостного рассказа по ним под руководством воспитателя;
2. закреплять умение детей согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
3. совершенствовать умение детей предполагать, что было раньше, а, что будет после относительно данного сюжета;
4. воспитывать умение выслушивать других и дополнять услышанный рассказ; помочь усвоить некоторые правила поведения.
Изучаем сезонные изменения в природе. Нужно описать соответствующие факты, которые лично наблюдали зимой. Какие изменения зимою происходят в погоде, какие для нее характерны астрономические явления (непродолжительное светлое время суток, солнце низко над горизонтом и т.п.).
Изучаем, что происходит в животном мире (спячка, изменение окраса, трудности с питанием и т.д.). Сначала надо поговорить о том, как животные переживают зимние холода. Какие у них есть способы зимней адаптации, какие животные впадают в спячку, как человек может помочь перезимовать животным и птицам.
Что изменяется в мире людей (зимние виды работ, частые простуды, необходимость тепло одеваться и т.д.).
3. Снеговик с загадками
Развивает сообразительность, мышление.
Сначала нужно читать загадки, которые находятся в теле снеговика и подбирать к ним соответствующие отгадки-картинки, которые «спрятаны» в голове снеговика. И хотя наши ребята все загадки отгадали с первого раза, им нравится возвращаться к этому заданию снова и снова. Видимо, из-за необычного вида книжечки-снеговика.
4. «Следопыты»
Эта игра изначально предполагала познакомить с отличительными особенностями различных следов. Для этого на прогулке можно поиграть в «Следопытов»: обратить внимание на разные отпечатки, которые оставили звери, птицы и люди и научиться «читать» их.
Детям очень понравилось сопоставлять след и его обладателя. Они возвращаются к этой игре вновь и вновь.
5. Зимующие и перелетные птицы
Познакомить с разнообразием птиц в нашем регионе. Закрепить знание о перелетных и зимующих птицах.
Данная группа карточек предполагает несколько вариантов дидактических игр.
6. Составь рассказ по картинкам
Развивает речь, умение описывать увиденное на картине. Развивает воображение и наблюдательность. Необходимо внимательно рассмотреть картину, обсудить ее. А потом пусть ребенок составит свой рассказ по картине. Для образца можно пользоваться приведенной схемой рассказа, в которую надо просто вставить подходящие по смыслу слова.
7. Зимние забавы
Карточки позволяют систематизировать знания детей о зимних развлечениях, активизируют словарный запас детей.
Заключение.
Методическое пособие Лэпбук «Волшебница зима» мы рекомендовали бы использовать как для ознакомления с новым, так и для закрепления материала по пройденной теме в режимных моментах. Потому что лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и систематизировать полученные знания, это полет фантазий, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое, однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача каждого педагога лишь придавать детям уверенность в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.