Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие «Дидактический комплект «Мурзик»

Авторское пособие «Дидактический комплект «Мурзик»

Автор: Зайцева Маргарита Линаровна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Детский сад № 110 «Краски»

М- мульти

У – ультра

Р – развивающий

З – занимательный

И – интерактивный

К – комплект

Дидактический комплект «Мурзик (мульти-ультра-развивающий, занимательный, интерактивный комплект)» предназначен для совместной и самостоятельной деятельности детей 3-7 лет.

Комплект представляет собой папку с вкладышами двух видов: ламинированныеи мягкие, выполненные на пластиковой основе из синтепона и хлопчатобумажной ткани.На лицевой стороне папки имеется изображение кота из ткани и меха (см. фото 1).

Вкладыши квадратной формы, обтянутые тканьюс рисунком, служат иллюстративным материалом при организации коммуникативной, музыкальной и других видов детской деятельности. Объединяет иллюстрации комплекта один персонаж – кот Мурзик, изображенный в различных ситуациях, с разнообразными эмоциями (см. фото 2, 3).

Вкладыши прямоугольной формы, обтянутые однотонной фланелью или тканью с абстрактным рисунком, служат основой для тренажеров мелкой моторики рук или планшетом для выкладывания ритмических рисунков из набора небольших картонных карточек(см. фото 4).

Карточки для выкладывания ритмических рисунков представляют собой квадраты размером 4х4 см и 2,5х2,5 см с изображением маленьких и больших снежинок, бабочек, елочек, солнышек, капелек, цветов, листочков (см. приложение 9).

Комплект может использоваться в виде книги или постранично как раздаточный материал (см. фото 1, 2).

Комплект многофункционален и универсален, безопасен в использовании, изготовлен из экологически чистых материалов.

В таблице № 1 описан общеразвивающий образовательный эффект применения пособия, дифференцированный по образовательным областям, перечислены виды и формы совместной и самостоятельной детской деятельности, которые можно организовать с использованием дидактического комплекта, дан примерный перечень художественных произведений и игр.

 

Таблица № 1

Образовательный эффект

Виды деятельности

Формы организации

 деятельности

Примерный перечень

художественных

произведений, игр

В области социально-коммуникативного развития:

1)      развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

2)      становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

3)      развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

4)      формирование позитивных установок к различным видам творчества.

-     игровая,

-     коммуникативная,

-     восприятие художественной литературы и фольклора,

-     музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, песенное и инструментальное творчество)

Решение проблемных ситуаций.

Беседы по иллюстрациям из комплекта.

Беседы о музыкальном произведении, тематически соответствующем иллюстрациям из комплекта.

Определение и описание эмоций персонажа комплекта.

Сочинение стихотворений. Составление рассказов к иллюстрациям.

Импровизация мелодий к иллюстрациям (вокальные и инструментальные).

Подбор стихотворений к иллюстрациям комплекта.

Подбор музыкальных произведений к иллюстрациям комплекта.

Музыкальные произведения для слушания: Г. Форе «Мечты», Р. Шуман «Воспоминания», А. Лядов «Колыбельная», к. Сен-Санс «Королевский марш львов», Ж.Ф. Рамо «Злюка», А. Вивальди «Весна», «Лето», Г. Свиридов «Дождик», Р. Шуман «Цветы», П. Чайковский «Осенняя песня», М. Равель «Игра воды» и др.

Дидактические игры: «Изобрази эмоцию», «Зеркало».

Поэтические произведения(см. приложение 1).

Пальчиковые игры (см. приложение 6).

Голосовые игры (см. приложение 7).

Подвижные игры (см. приложение 4).

Музыкально-дидактические игры: «Угадай песенку по ритму», «Сложи песенку» и др.

В области познавательного развития:

1)           развитие любознательности детей;

2)           формирование познавательных действий;

3)           развитие воображения и творческой активности;

4)           формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

-     игровая,

-     коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

-     познавательно-исследовательская

 

Решение проблемных

ситуаций.

Сочинение стихотворений. Составление рассказов к иллюстрациям.

Импровизация мелодий к иллюстрациям (вокальные и инструментальные).

Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

Музыкально-дидактические игры.

 

 

 

Исследование  материалов комплекта (сравнение, описание поверхностей: бархатная, гладкая, шершавая, колючая).

Дидактические игры: «Считай дальше», «Что сначала, что потом?» и др.

Музыкально-дидактические игры: «Угадай песенку по ритму», «Сложи песенку» и др.

Дидактические игры: «Краски времен года», «Подбери по цвету», «Веселые художники» и др.

В области речевого развития:

1)                обогащение активного словаря;

2)                развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

3)                развитие речевого творчества;

4)                развитие звуковой и интонационной культуры речи;

5)                знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

 

-     игровая,

-     коммуникативная,

-     восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение (восприятие) произведений художественной литературы, фольклора.

Декламирование стихотворений.

Беседы о прослушанных произведениях (в том числе музыкальных).

Загадывание - отгадывание загадок.

Сочинение небылиц, загадок рассказов, сказок к иллюстрациям комплекта.

Рассказывание сказок, необычных историй.

Игры на развитие звуковой и интонационной культуры речи.

Игры на развитие грамматического строя речи.

Проговаривание чистоговорок.

Поэтические произведения (см. приложение 1)

Чистоговорки (см. приложение 2)

Пальчиковые игры (см. приложение 6)

Артикуляционная гимнастика  (см. приложение 8)

Загадки (см. приложение 3)

Дыхательные упражнения (см. приложение 5)

Дидактические игры «Придумай предложение с заданным количеством слов», «Придумай предложение с заданным словом», «Дополни предложение», «Подбери слово с определенным звуком и др.

В области художественно-эстетического развития:

1)                развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

2)                становление эстетического отношения к окружающему миру;

3)                развитие навыков восприятия музыки, художественной литературы, фольклора;

4)                стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

5)                реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

 

-     игровая,

-     коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

-     познавательно-исследовательская,

-     восприятие художественной литературы и фольклора,

-     музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музицирование на детских музыкальных инструментах)

Слушание музыкальных произведений, соответствующих по содержанию и характеру иллюстрациям комплекта.

Беседы о прослушанной музыке, стихотворениях, прозе, о рассмотренных иллюстрациях.

Музыкально-дидактические игры.

Сочинение песенок, попевок.

Импровизация простейших мелодий.

Рассматривание и описание иллюстраций комплекта.

Подбор стихотворений к иллюстрациям комплекта.

Подбор музыкальных произведений к иллюстрациям комплекта.

Игры на изучение и закрепление названий цветов.

Ритмизованное чтение стихотворений.

 

 

Музыкальные произведения для слушания: Г. Форе «Мечты», Р. Шуман «Воспоминания», А. Лядов «Колыбельная», К. Сен-Санс «Королевский марш львов», Ж.Ф. Рамо «Злюка», А. Вивальди «Весна», «Лето», Г. Свиридов «Дождик», Р. Шуман «Цветы», П. Чайковский «Осенняя песня», М. Равель «Игра воды» и др.

Голосовые игры:«Весна» С. Данилова, М. Картушиной, «Пришла весна» Т. Тютюнниковой (см. приложение 7).

Музыкальные произведения для пения:«Серенькая кошечка» муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой, «Кошка-певица» муз. Г. Чебакова, «Кот  Мурлыка» муз. А. Морозова, «Тепловоз» муз. и сл. Е. Макшанцевой, «Дождик» муз. и сл Е. Макшанцевой и др.

Музыкально-дидактические игры: «Угадай песенку по ритму», «Сложи ритм песенки», «Узнай песенку по картинке» и др.

Музыкальные произведения для развития движений:«Котята и Барбос» муз. и сл. Е. Макшанцевой, «Кот и мыши» р.н.м., «Васька-кот» р.н.м., обр. Г. Лобачева, сл. Н. Френкель, «Кошка и котята» муз. М. Раухвергера, «Кошечка» муз. Т. Ломовой.

Поэтические произведения (см. приложение 1).

Дидактические игры: «Краски времен года», «Подбери по цвету», «Веселые художники», «Найди предмет, похожий по цвету» и др.

В области физического развития: развитие мелкой моторики обеих рук.

 

- двигательная

Пальчиковые игры (со словом).

 

 

 

 

Тренинг мелкой моторики рук.

Пальчиковые игры: «Пальчики шагают» муз. и сл. Е. Макшанцевой, «Этот пальчик – дедушка…» р.н.п., «По клавишам стучим» сл. М. Картушиной, «Дождик» М. Картушиной «Пальчики здороваются» и др.

Упражнения: «Пройди пальчиками по дорожке из бусинок, листочков, звездочек», «Кто быстрее расставит бусинки в шахматном порядке» и др.

 

Приложение 1

 


«Котик» р.н.п.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые, зубы белые.

«Котята-шалунишки»

Текст неизвестного автора

Котята-шалунишки

Играли в кошки-мышки,

А мышки-крошки

Играли в мышки-кошки.

Ругала кошка малышей:

- Ловили лучше бы мышей!

А мышь ворчала на мышат:

- О, дети, разве так шуршат!

Забудетесь, немножко –

И попадете кошке!

«Кот сибирский»

Сергей Погореловский

Я – большой пушистый кот.

Почешите мне живот!..

Про тайгу я вам спою, про сибирскую свою.

Так тиха, она, глуха!

Звери в ней таятся.

Носят пышные  меха, вас, людей боятся!

А вот я – у вас в почете, на ответственной работе

Сторожу я сельский склад от прожорливых мышат.

Вот какой я умный кот!

Почешите мне живот…

«Паровоз»

Ф. Миронов

Как будто бы конь,

Запряженный в вагоны,

Бежит он, летит он,

Спешит во весь дух

То лугом,то логом,

То полем, то склоном,

Весь день напролет

Отдуваясь: - Пух-пух!

- Пух-пух! – мимо леса.

- Пух-пух! – мимо плёса.

- Пух-пух! – мимо пляжа,

Песка и медуз.

Стучат, как копыта, по рельсам колеса,

И катится, катится, катится груз…

«Однажды кот»

Кристина Стрельникова

Однажды кот сказал мне:

- Брысь!

Ты на пути не стой!

И под ногами не крутись!

Отстань и рот закрой!

Потом сказал:

- С дивана слезь!

Не пачкай новый стул!

Потом забыл мне дать поесть

И у порога пнул.

И я забилась под комод,

Сдирая бант с хвоста,

 И я заплакала, а кот

Метлой меня достал.

Потом за ушком  почесал,

Утер мне нос платком,

Сказал:

- Прости! А я считал –

Не трудно быть котом.

«Серый кот»

(по мотивам С. Маршака)
Не страшен этот серый кот

Ни крысам, ни мышам,
Частенько с ними он ведет
Беседу по душам.
Мышей он ласково зовет
Из ящика без крышки.
- Эй, малыши! - мурлычет кот, -
Давайте в кошки-мышки!

«Она умеет превращаться»

Новелла Матвеева

Смотри!

Полосатая кошка

На тумбе сидит, как матрёшка!

Но спрыгнет – и ходит, как щука,

Рассердится – прямо гадюка!

Свернётся – покажется шапкой,

Растянется – выглядит тряпкой…

Похожа на всех понемножку.

А изредка – даже… на кошку!

Вероятно, труднее всего

Превратиться в себя самого.

«Удивительная кошка»

Даниил Хармс
Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики нужно купить.
И сразу столпился народ у дороги,
Стоит и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит.

«Котёнок»

В. Берестов

Если кто-то с места сдвинется,

На него котёнок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котёнок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдёшь из наших лап!

«Два кота»

С. Маршак

Жили-были два кота —

Восемь лапок, два хвоста.

Подрались между собой

Серые коты.

Поднялись у них трубой

Серые хвосты.

Бились днем и ночью

Прочь летели клочья.

И остались от котов

Только кончики хвостов.

Видите ли, братцы, как опасно драться?

«Вежливый хвост»

В. Степанов

Воспитанный хвостик у кошки моей:

Он всюду почтительно ходит за ней.

И в двери он прежде неё не войдёт —

Он вежливо кошку пропустит вперёд.

«Кискино горе»

Б. Заходер

Плачет киска в коридоре,

У нее большое горе:

Злые люди бедной Киске

Не дают украсть сосиски!

«Кот»

В. Капустина

Любит кот на солнце греться,

Сидя на оконце.

Заряжается за лето,

Впитывая солнце.

Станет жаркой батареей,

Солнышком нагретый,

И меня всю зиму греет

До другого лета.

«Кот»

Г. Ладонщиков

Кот весь день у батареи

То бока, то лапы греет.

Он из кухни в холода

Не выходит никуда.

«Кот-Воркот»

Е. Благинина

У кота-воркота

Шёрстка — бархат-мягкота,

Глазки с искорками,

Ушки с кисточками.

Наш котёнок-воркоток

Укатил клубок-моток.

Клубок катится,

Нитка тянется…

Уж коту-воркоту

И достанется…

«Кот и солнце»

М. Карем (пер. с французского)

Едва глаза откроет кот, —

В них солнце заберётся.

Когда глаза прикроет кот, —

В них солнце остаётся.

Вот почему по вечерам,

Когда мой кот проснётся,

Я в темноту гляжу, а там —

Там два кусочка солнца!

«Кот по имени Доброта»

Г. Голова

Как вы лодку назовёте, так она и поплывет…

Кошке прозвище даёте – так по жизни и живёт.

Мы кота назвали в шутку, не узнать теперь кота –

Все идут погреться к шубке под названьем «Доброта».

«Котик»

Ю. Мориц

Котик мягенький,

Котик ласковый,

Коготки из лап

Hе вытаскивай.

Ты мypлыкалка,

Ты мяyкалка,

Ты пyшистая моя кyколка!

Hе гоняйся во сне за птичкою,

Hе гоняйся во сне за бабочкой.

Утpом вымоюсь я водичкою,

А ты — языком и лапочкой.

«Кошки»

Б. Заходер

Кошки не похожи на людей:

Кошки — это кошки.

Люди носят шляпы и пальто —

Кошки часто ходят без одёжки.

Кошки могут среди бела дня

Полежать спокойно у огня.

Кошки не болтают чепухи,

Не играют в домино и в шашки,

Не обязаны писать стихи, —

Им плевать на разные бумажки…

Людям не сойти с протоптанной дорожки,

Ну, а кошки — это кошки!

«Купание»

Е. Стеквашова

Мою ручки, мою ножки,

Мою спинку нашей кошке.

Кошка очень рассердилась:

— Я сама уже умылась!

«Моторчик»

Р. Сеф

Какой такой моторчик

Мне заводить не лень?

Какой такой моторчик

Работает весь день?

Не нужен выключатель,

Рубильник или шнур —

Рукой его поглажу,

И он завёлся:«Мyp-p-p!»

«Мурлыка»

Л. Чарская

Что за прелесть мой Мурлыка,

Мой любимый серый кот!

Как он весело играет,

Как он песенки поёт!

Шерсть его мягка, как бархат,

Глазки точно угольки,

И как все его движенья

Грациозны и легки!

И за то люблю Мурлыку

Больше всех игрушек я,

Всюду с ним мы неразлучны,

Как товарищи-друзья!

«Мышелов»

В. Михайлов

Да, невиданной красы

Носит Кузя наш усы

И поднятый во весь рост

Черно-белый пышный хвост.

Днем, смотри, у Кузеньки

Очень глазки узеньки.

Ночь приходит — до зари

Они горят, как фонари.

Не пугай и не кричи,

Кузьма охотится в ночи.

Ясно каждому без слов —

Настоящий мышелов.

«Озорной котёнок»

М. Серова

Поиграть решил со мной

Мой котёнок озорной.

Нитки по полу гонял,

И усталости не знал.

Мигом размотал клубок,

А смотать уже не смог.

«Почему не спят котята?»

В. Степанов

Что случилось у котят?

Почему они не спят?

Почему буфет открыли,

Чашку новую разбили,

Уронили барабан,

Поцарапали диван?

Почему их лапки

Влезли в чьи-то тапки?

С молоком разбили плошку,

Разбудили маму-кошку?

Почему порвали книжку?

Потому что ловят мышку.

«Про кота»

Н. Грахов

Кот колбасой набил живот,

Лежит и рассуждает кот:

— Для серьезного кота

Мыши — это мелкота!

Когда б водился здесь жираф,

Тогда бы я покинул шкаф

И, позабыв зевоту,

Пошел бы на охоту!

«Серенький котик»

Э. Сницарук

Из цикла «Из жизни нашего двора»

На солнышке жмурился серенький котик,

Ему ведь сегодня исполнился годик.

На год повзрослел и стал умным котом,

Теперь уж не бегает он за хвостом.

«Старый кот»

Э. Сницарук

(из цикла «Из жизни нашего двора»)

Старый кот лежит на лавке.

Припекает солнце так,

Что беднягу разморило

И не может встать никак.

«Кис-кис-кис» — его позвали, —

Котик милый, иди есть».

Но зевнул он, потянулся

И не смог ни встать, ни сесть.

«Лучше буду без обеда

Я на солнышке лежать,

Скоро осень — дождь и холод,

Жди тогда тепла опять».

«Стихи про кота»

Е. Благинина

Зверь на совушку похожий,

Именуемый Котом,

На лаpе сидит в пpихожей,

Окpyжив себя хвостом.

Чеpез щелочки-пpищypки,

В темноте меpцает он,

Hа его пyшистой шкypке,

Загогyлин миллион.

А на моpде — для кpасы —

Вpастопыp бpовеyсы

Hи мypлыка и ни мява.

Он так важен потомy,

Что сейчас пpидyт ХОЗЯЕВА,

И начнyт слyжить емy…

«Мяу!»

Е. Макшанцевой

Кошка-кошечка, кошка- кошечка,

Спой нам песенку скорее.

Спой немножечко! Мяу, мяу, мяу, мяу!

«Веселые котята»

М. Картушина

Мы сегодня не ребята,

А веселые котята.

Будем, как котята, жить:

Спать, мяукать и шалить.

Вот  проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись.

Потягушки, порастушки!

Где любимые игрушки?

Ты, наш мячик, поскачи

И котяток разбуди.

 «Серенький кот»

М. Карем

Мой серенький кот

Совсем не растет,

И даже усы не растут.

Он супа не ест,

И каши не ест –

Попробуй-ка вырасти тут!

«Кошка-певица»

С. Кац

Сцена любая, любая эстрада

Этой певице прославленной рада.

Кошка-певица! Голос хорош!

Только услышишь – сам запоешь!

«Кошка хвостиком играла»

Н. Пикулева

(для импровизации движений)

Кошка хвостиком играла –

Вот так! Вот так!

Веселилась, хохотала –

Вот так! Вот так!

Мячик по полу катала –

Вот так! Вот так!

И по комнате скакала –

Вот так! Вот так!

А потом устала кошка –

Вот так! Вот так!

И поплакала немножко –

Вот так! Вот  так!

1,2,3,4,5-

Будем кошку утешать.

«Играет кот на скрипке»

М. Картушина

(для импровизации движений)

Играет кот на скрипке:

Тили-ли! Тили-ли!

На блюде пляшут рыбки:

Хлюп-хлюп-люли! 

Хлюп-хлюп-люли! 

Танцуют чашки, блюдца,

Дзинь, дзинь, хо-хо!

Дзинь, дзинь, хо-хо!

А лошади смеются: «И-и-го-го! И-и-го-го!»

«Котенок и мыши»

М. Дружинина

Котенка мыши не боятся,

С ним вместе прыгают, резвятся,

То бантик котику завяжут,

То сказку новую расскажут.

«Кот-мурлыка»

В. Степанов

Это кто мурлычет  сладко,

Чьи там лапки к нам спешат?

Кто на спинке, как лошадка,

Возит маленьких мышат?

«Что любят кошки?»

Р. Рамазанов

Очень любят кошки

Греться на окошке

И гулять по крыше,

Их боятся мыши!

«Мурка»

М. Картушина

Мурка греется у печки,

Хвостик завернет колечком,

Во весь рот она зевнет,

Песню-муркалку споет.

«Подарки от кошки»

М. Картушина

(мимическое упражнение )

Очень радовались дети:

Кошка принесла в пакете

Пряников для мишеньки,

Бубликов для заиньки,

Слонику – пирожное,

Ну а нам – мороженое,

А оно растаяло и потекло…

Дети на начальные слова стихотворения передают мимикой радость, удовольствие, а в конце стихотворения садятся на стул, расслабляют мышцы, изображают, как мороженое тает.

«Гости у кошки»

Е. Ефимовский

Ждет гостей сегодня кошка

И волнуется немножко:

«Что ж так долго не идут?»

Ну, а гости тут как тут.

Друг за другом по дорожке

Все спешат поздравить кошку.

Белка в тележке привезла орешки.

Принес барашек букет ромашек.

Несет медвежонок меду бочонок.

Щенок – веселый гость

Принес для кошки кость.

Пришел кот Тимофей,

Подарил двух мышей.

Всем подаркам кошка рада.

С одного не сводит взгляда.

Догадайтесь поскорей,

Чей подарок всех милей?


Приложение 2

Чистоговорки

«Кисонька-краса»

(чистоговорка с массажем биологически активныхзон)

М. Картушина

Са-са-са  - кисонька – краса    (поглаживание ладонями шеи)

Сы-сы-сы – есть у кисоньки усы  (кулачками провести по крыльям носа)

Исы-исы-исы – молоко для кисы (повести пальцами по лбу от середины к вискам)

Иса-иса-иса – бантиком играет киса (ладонями растирают уши)

«Стоит кот у дома»

(по мотивам М. Картушиной)

Ома-ома-ома – стоит кот у дома,

Оме-оме-оме – хорошо в высоком доме.

Ме-ме-ме – подойди-ка ты ко мне.

Мот-мот-мот – не ставь лапы на комод.

«Осень к нам пришла»

М. Картушина

Ла-ла-ла – осень к нам пришла.

Ул-ул-ул – ветерок подул.

Ила-ила-ила – листва в воздухе кружила.

Али-али-али – все мы осень ждали.

 

«Любимые блюда кошки»

М. Картушина

Ну-ка, тише! Слышит киска –

Загремели где-то миски.

Значит, завтракать пора.

Мурку ждет еда. Ура!

Иску-иску-иску – не хочу ириску.

Иска-иска-иска – вот вкусная сосиска.

Иске-иске-иске – подойду я к миске.

Приложение 3

Загадки

Мохнатенький, усатенький,

Молочко пьет, песенки поет… (кот).

 

У кого усатая,

Морда полосатая,

Спинка, словно мостик,

За мостиком хвостик?.. (у кошки)

 

Живет в норке – грызет корки,

Кошки боится… (мышка).

 

Мягкие лапки, а в лапках царапки (кошка).

 

Приложение 4

Подвижные игры

 

«Кот и мыши»

ред. Т. Бабаджан

Мышки в норочках сидят,         (дети сидят в центре зала, сквозь пальцы смотрят вперед)

Мышки в щелочки глядят,

Ой, как много мышек тут,

Коготками пол скребут.             (скребут «лапками» пол)

Тише, мыши, серый кот! (грозят пальцем)

Он вас всех подстережет!

Серый кот гулять пошел, (кот выходит из «домика», обходит вокруг мышей)

И мышат он не нашел. (кот уходит в домик, делает вид что спит)

Только котик засыпает,(мышки бегают врассыпную)

Мышки сразу выбегают.

Кот их быстро догоняет!           (кот догоняет мышек)

 

«Кот и мыши»

Дети встают в круг и зовут кота:

- Котик, в круг забегай,

С нами вместе поиграй!

Дети поднимают сцепленные руки вверх, кот забегает в круг, садится на корточки, «засыпает».

Дети поют:

- Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.     (дети идут по кругу)

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,       (сужают круг)

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!       (расширяют круг)

Кот догоняет детей (мышей).

 

«Воробьи и кот»

М. Картушина

Дети сидят на стульях, в стороне «дремлет» кот.

Воробьи на веточке весело качаются,(улыбаются, качают головой)

Воробьи на веточке солнцу улыбаются.

Полетели воробьи,  крылышками машут (бегают в разные стороны)

И как будто в воздухе полечку запляшут.   (кружатся)

Присели у лужицы -хочется напиться,  (приседают, пьют воду)

По воде крылом стучат -хочется умыться.   («умываются»)

Ну, а хитрый Васька-кот к воробьям подкрался…(«кот подходит к «воробьям»)

Воробьишки, улетайте! От кота спасайтесь!   («воробьи»  убегают от «кота»)

 

«Серый кот и мыши»

М. Картушина

Серый кот гулять пошел, (дети-мышки сидят на стульчиках)

Норку мышкину нашел,(водящий – кот мягкими шагами движется по залу)

Рядом сел, сидит, молчит, (присаживается на корточки)

Притворился, будто спит.(делает вид, что спит)

Вышли мышки погулять,(дети-мышки выбегают)

Стали серые играть:

Лапками затопали,(топают)

Лапками захлопали,(хлопают)

Повертелись, покружились, (кружатся)

А потом остановились.

Вдруг как крикнет хитрый кот:

«Разгоню ваш хоровод! Мяу!» (кот догоняет мышей)

 

Приложение 5

Упражнение на дыхание

Надувала Таня шар,

А котенок ей мешал.

Подошел и лапкой – топ!

А у Тани шарик – лоп!

Ш-ш-ш…

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. После небольшой задержки дыхания равномерно выдыхают, со звуком  «ш-ш-ш».

Приложение 6

Пальчиковые игры

«Пальчики шагают»

Е. Макшанцева

Вот как пальчики шагают,

И мизинец, и большой,

Указательный и средний,

Безымянный – вот какой!

Вот какие наши ручки -

Лихо пляшут у ребят!

Вот какие наши ручки –

Веселятся и шалят!

«По клавишам стучим»

М. Картушина

Играем, играем,

По клавишам стучим.(играют на бумажной клавиатуре всеми пальцами одновременно)

Первый пальчик мой не сможет,

Второй пальчик мне поможет. (играют поочередно отдельными пальцами)

Играем, играем,

По клавишам стучим.(играют на бумажной клавиатуре всеми пальцами одновременно)

Второй пальчик мой не сможет,

Третий пальчик мне поможет. (играют поочередно отдельными пальцами)

Играем, играем,

По клавишам стучим.(играют на бумажной клавиатуре всеми пальцами одновременно)

Третий  пальчик мой не сможет,

Так  четвертый мне поможет. (играют поочередно отдельными пальцами)

Играем, играем,

По клавишам стучим.  (играют на бумажной клавиатуре всеми пальцами одновременно)

А четвертый мой не сможет,

Пятый пальчик  мне поможет. (играют поочередно отдельными пальцами)

Играем, играем,

По клавишам стучим.(играют на бумажной клавиатуре всеми пальцами одновременно)

Если пятый мой не сможет,

То ладошка мне поможет.         (играют поочередно отдельными пальцами)

Дружно ладошкой стучим, стучим, стучим.

«Дождик»

М. Картушина

Дождик, дождик, что ты льешь?

- Кап-кап-кап, кап-кап-кап!

Погулять нам не даешь?

-Кап-кап-кап, кап-кап-кап!

 

Очень мы хотим гулять.

- Кап-кап-кап, кап-кап-кап!

Через лужицы скакать,

- Кап-кап-кап, кап-кап-кап!

(Дети ритмизованно читают стихотворение и выстукивают ритм на бумажных клавишах)

 

 

Приложение 7

Голосовые игры

 

«Пришла весна»

Т.Тютюнникова

Пригрело весеннее солнце, ядро у него очень горячее (поют унисон в высоком регистре, руки сжимают в замок перед грудью). Оно всюду распускало свои яркие лучи (кластер – каждый поет свой звук в высоком регистре, руки с растопыренными пальцами поднимают в стороны – вверх). С пригорка побежал веселый ручеек (изображают языком «бульканье» в среднем регистре). Он бежал по камешкам (волнообразное «бульканье»), до краев наполнил большую лужу («бульканье» в низком регистре), перелился через край (волнообразное «бульканье») и дальше побежал («бульканье» в среднем регистре). Выбрались из-под коры жучки («ж-ж-ж» в низком регистре) и букашки («з-з-з» в высоком регистре), расправили свои крылышки («крш-крш» с повышением интонации) и полетели кто куда («тр-тр-тр» шепотом). Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало («ш-ш-ш») и вылез ежик (сопят носом). Ожил под весенним солнцем муравейник («пи-пи-пи» в высоком регистре). Проснулся  голодный, сердитый  медведь (рычание в низком регистре). Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц всеми одновременно). А солнышко грело (унисон) и всюду рассылало свои яркие лучи (кластер). Вот и пришла весна.

 

«Весна»

С.Данилов, М.Картушина

 

Тики-таки! Чок-чок!               Дети поют нисходящую мелодию на слова

Чей стрекочет каблучок?        «динь-динь», «кап-кап» и показывают

Это звонкая капель!                         движения рукой сверху вниз.

Это март или апрель?

Тики-таки! Чол-чол!                Произносят в низком регистре «чап-чап»,

Кто там по снегу прошел?       поочередно ударяя руками по коленям.

Тики-таки! Снег осел,             

Грач веселый прилетел!

Тики-таки! Чоли-чек!              Подражают щебету птиц, самостоятельно

Налился водою снег!               выбирая, голосом какой птицы они будут петь.

Лучезарная весна

Птичьим щебетом полна!

Тики-таки! Чиви-чок!              Подражают языком «бульканью» ручейка

Голубеет ручеек!           (возможно со сменой регистра).

В даль уносит, чир-лили,

Самоделки - корабли.

 

Приложение 8

Артикуляционная гимнастика

Лакает котик молоко

Язычком, язычком.

Мурзик молоко пьет,

Ни капельки не прольет.

  1. «Кот лакает молоко».Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движение назад-вперед.
  2. «Кот кушает колбасу». Рот открыт. Губы в улыбке. Покусывать кончик языка.
  3. «Кот ест рыбку». Рот открыт. Губы в улыбке. Покусывать середину языка.

06.04.2017, 1183 просмотра.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы