Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие «Волшебный кубик»

Авторское пособие «Волшебный кубик» (дидактическая игра)

Автор: Пухова Марина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ г. Кургана МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №109 «Журавушка»

Пособие предназначено для развития всех компонентов речи  (фонетико-фонематического, лексико-грамматического,  слоговой структуры), а также познавательных процессов у детей от 4-7лет.

Оборудование: куб  может быть разного размера: 19х19, либо 12х12, либо 12х12х15 с карманами, карточки с заданиями.

Варианты игры:   1. Один ребёнок стоит в центре круга с закрытыми глазами. В руке у него куб, который он вращает, пока дети идут по кругу со словами:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Будем кубик мы вращать.

Ребёнок показывает грань куба, на которой остановилось вращение.          

Дети выполняют задание.

2. Дети передают куб по цепочке, произнося считалочку. Ребёнок, на котором остановилась считалочка, выбирает сторону куба, выполняет задание.

Куб «Настроение»

Цель: Отработка мимической реакции, передача эмоций через вхождение в образ героя - персонажа.

Оборудование:  На гранях  куба  изображения:   солнышко,  бабочка, уточка, лягушка, слонёнок, лошадка. На месте головы приклеено зеркало.

Правила игры: Ребёнок располагает куб таким образом, чтобы видеть отражение своего лица  в зеркальце, в одной из граней, и с помощью мимики передаёт различное настроение животных или солнышка.

Куб «Артикуляционная гимнастика»

Цель: Активизация основных движений артикуляционного аппарата. Оборудование:  На гранях  куба  изображения:   солнышко,  бабочка, уточка, лягушка, слонёнок, лошадка. На месте головы приклеено зеркало.

 Возможно использование сказки и стихотворного материала.

Упражнение «Солнышко»: язычок выглянул из окошечка ,увидел  ласковое солнышко и решил погреться и позагорать -широкий язык положить на нижний ряд зубов.

Упражнение «Бабочка»: язычок увидел бабочку, которая летала над цветком вверх- вниз, вверх- вниз - острый язычок тянется до верхней или нижней губы.

Упражнение «Уточка»: язычок отправился погулять, во дворе он увидел уточку - вытянуть губы, звукоподражание: кря- кря- кря.

Упражнение «Лягушка»: язычок дальше пошёл гулять, на пруду он увидел лягушку, она сидела на кувшинке,  улыбалась вот так: растянуть губы в улыбке.

                   Свои губы прямо к ушкам

                   Растяну я, как лягушка.

Упражнение «Слонёнок»: увидел язычок в зоопарке слонёнка -сделать из губ трубочку.

                   А теперь слонёнок я,

                   Посмотрите на меня.

                   Подражаю я слону:

                   Губы хоботом тяну...

Упражнение «Лошадка»: Увидел язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался, - улыбнуться, приоткрыть рот, медленно пощелкать кончиком языка.

                   Я лошадка - Серый бок!

                   Цок- цок- цок- цок!

                   Я копытцем постучу,

                   Цок - цок - цок - цок!

                   Если хочешь, прокачу!

                   Цок - цок - цок - цок!

Покатался язычок на лошадке и отправился домой - язычок спрятать.

 Куб «Определи на ощупь»

Цель: Развитие тактильного восприятия, умения определять на ощупь фактуру, соотносить её с предметом и называть его.

Оборудование: На каждой грани куба наклеены предметы из разных по фактуре материалов (фольга, наждачная бумага, мех, мешковина, ситец, буклированная ткань).

 

Игра «Угадай слово»

Цель: Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Оборудование: куб, набор карточек, на которых в ряд нарисованы разнообразные предметы.

Правила игры: ребёнок называет нарисованные предметы, определяет первый звук в каждом названии и составляет из этих звуков слово.

 

Игра «Подбери картинку»

Цель: Развитие умения соотносить слово и схему его слоговой структуры.

Оборудование: куб, карточки с изображениями различных предметов, схемы слоговой структуры слов.

Правила игры: 1. Подобрать к выпавшей на кубике схеме подходящую картинку.

2. Подобрать к выпавшей на кубике картинке подходящую схему.

Игра «Подбери предмет по цвету»

Цель: Закрепить знание цветов и умение соотносить предметы по цвету, а также умение согласовывать имена существительные с прилагательными.

Оборудование: Карточки с изображениями цветовых пятен.

Правила игры: ребёнок называет предметы, которые имеют такой же цвет, как выпавшая на кубике карточка.

Игра «Подбери предмет по форме»

Цель: Закрепить знание геометрических форм и умение соотносить предметы по форме, а также умение согласовывать имена существительные и прилагательные.

Оборудование: карточки с изображениями геометрических фигур.

Правила игры: Ребёнок называет предметы, имеющие такую же форму, как фигура на карточке. При этом нужно называть и саму геометрическую форму, согласовывая её с названием предмета (круглый мяч, круглое колесо).

Игра «Составь предложение»

Цель: Закрепление умения строить предложения, правильно употреблять предлоги.

Оборудование: Куб, сюжетные картинки.

Правила игры: ребёнок составляет предложение, опираясь на выпавшую картинку.

Игра «Какой предмет лишний?»

Цель: Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Оборудование: Куб, карточки с изображением 4-х предметов, названия трёх, из которых начинаются с одинакового звука.

Правила игры: Ребёнок находит предмет, название которого начинается с отличного от других звука, и объясняет, почему этот предмет лишний.

Игра «4-й лишний»

Цель: Обогащение словарного запаса, закрепление обобщающих понятий.

Оборудование: Куб, карточки с изображением 4-х предметов, 3 из которых относятся к одной классификационной категории.

Правила игры: Ребёнок находит лишний предмет и объясняет, почему он лишний.

Игра «Угадай звук, подбери слово»

Цель: Формирование навыков фонематического анализа с использованием зрительных символов.

Оборудование: Куб, карточки с изображениями символов гласных и согласных звуков.

Правила игры: Ребёнок, глядя на выпавший символ, называет звук, придумывает слова с этим звуком.

 

Игра «Подбери слово к схеме»

Цель: Формирование навыков фонематического анализа , закрепление понятий «гласный звук» и «согласный звук».

Оборудование: Куб, схемы звукового состава слов, предметные картинки.

Правила игры: 1. Подобрать к выпавшей на кубике схеме картинку.

2. Подобрать схему к выпавшей на кубике картинке.

3. Придумать слова, соответствующие схеме, без опоры на картинки.

Игра  «Какими звуками (буквами) отличаются слова»

Цель: Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа.

Оборудование: куб, карточки со словами - паронимами.

Правила игры: Ведущий или ребёнок читает пару слов, ребёнок определяет разницу в звучании.

Игра «Назови предлог, придумай предложение»

Цель: Формирование понятия о предлоге как отдельном слове, закрепление навыков построения предложения с предлогами.

Оборудование: Куб, карточки со схематическими изображениями предлогов.

Правила: ребёнок, глядя на выпавшую схему, называет предлог и составляет с ним предложение.

Игра «Найди цифру»

Цель: Закрепление знаний о порядковом счете. Формировать умение считать в пределах 10.

Оборудование: Куб, карточки с сюжетными картинками.

Правила: ребёнок, глядя на выпавшую картинку, пересчитывает предметы и выбирает подходящую цифру.

Игра «Составь рассказ по схеме»

Цель: Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Оборудование: Куб, карточки со схемами  для составления рассказов - описаний по разным лексическим темам (игрушки, транспорт, зимующие и перелетные птицы,  овощи, фрукты, домашние и дикие животные, семья, времена года).

Правила игры: ребёнок, глядя на выпавшую схему, выбирает предмет или животное, подходящее к теме, составляет рассказ – описание.

06.04.2017, 1200 просмотров.

Друзья сайта
Полезные ресурсы