Авторское пособие «Дидактическое многофункциональное пособие "Времена года"
Автор: Балыбердина Елена Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Центр развития ребёнка - детский сад № 39 «Росинка», Савинова Елизавета Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Центр развития ребёнка - детский сад № 39 «Росинка»
Дидактическое многофункциональное пособие "Времена года" предназначено для формирования у детей представлений о сезонных изменениях в природе. Пособие в игровой форме научит ребенка классифицировать, сравнивать, находить сходства и различия. Ребенок с легкостью сможет рассказать о характерных признаках каждого времени года. Благодаря элементам с креплениями на липучках он сможет самостоятельно оформить дерево по сезонам.
Пособие адресовано воспитателям и специалистам детского сада, полезно домашним педагогам и родителям. Данное пособие поможет организовать совместную и самостоятельную деятельность в ходе изучения и закрепления конкретных тем (времена года, живая природа, зимующие птицы и др.). Может использоваться в ходе работы по индивидуальным программам развития дошкольников, с целью углубленного изучения материала на определенную тему. Пособие "Времена года" рассчитано на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
В состав пособия входит:
-динамическая, трансформируемая модель в виде объемного дерева, разделенного на 4 секции по сезонам (размер 0,6x0,6 см, изготовлено из плотного картона с использованием техники папье-маше, что является безопасным и экологически доступным для детей);
- элементы с креплениями на липучках (осадки, направление ветра, температурный режим, название месяцев, название основных праздников, одежда по временам года, что может делать человек по сезонам, листва разного цвета, снежинки, цветы, птицы); доступны детям с 3 лет для самостоятельного использования (развивает мелкую моторику рук);
-фигуры животных, птиц, насекомых (выполнены из пластика, имеются сертификаты производителя);
-жилища (берлога, дупло, улей, паутина, плотина, гнездо); закреплены на модели, достоверны, эстетичны;
-кейс методических разработок с использованием пособия (содержит практический материал для проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей с целью изучения нового и закрепления ранее изученного материала - картотека игр, прогулок, стихотворений, художественных и музыкальных произведений, устного народного творчества, диких животных с описанием, птиц, насекомых, цветов, следы животных и др.)
Данное пособие является сочетанием дидактической задачи, реализацией речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости манипуляцией с этими образами.
Цели:
1. Совершенствовать элементарные представления у детей о временах года на основе модели, которая содержит отличительные признаки (солнце, небо, осадки, ветер, растения, животные, одежда и т.д.).
2. Формировать у детей способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи в неживой и живой природе.
3. Развивать умение высказывать свое мнение при правильном построении предложения.
4. Составлять рассказ – описание, основываясь на модели определенного времени года.
5. Продолжать формировать умение изображать времена года при помощи предметного моделирования.
6. Воспитывать желание у детей работать с моделями.
7. Приобщать детей дошкольного возраста к красоте природы через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
8. Формировать умения играть, выполняя различные роли, видеть события и интересы других, соблюдать нормы и правила.
Задачи:
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развитии с одной стороны, и системность, с другой;
- гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
- деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком в активной деятельности;
- интеграции – этот принцип позволяет совместить взаимосвязь пяти образовательных областей;
- культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
- возрастного и индивидуального подхода
Способы использования:
- совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми;
- образовательная деятельность в режимных моментах (прогулки, индивидуальная работа в утренние и вечерние часы и др.);
- организованная образовательная деятельность, проектная деятельность, в игровых, проблемно-обучающих ситуаций и др.;
- самостоятельная деятельность детей;
- предусматривает работу с разным количеством детей.
Выбор количества детей зависит от:
-возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-вида деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная);
- их интереса к данному занятию;
- cложности материала;
Работа с пособием предполагает партнерскую деятельность взрослого с детьми:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Предполагаемый результат:
- позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней;
- развивает умения ребенка последовательно строить умозаключения, аргументировать свои суждения, составлять рассказ-описание;
- развивает познавательные способности детей, интерес, любознательность воображение и творческую активность;
- обогащает и уточняет знания детей о жизни животных и птиц в лесу, учит называть отличительные особенности внешнего вида;
- формирует математические представления;
- воспитывает эмоциональную отзывчивость;
- закрепляет и систематизирует изученный материал, а рассматривание в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы;
- помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление);
- ребенок дошкольного возраста учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе;
- способствует быстрому запоминанию стихов, пальчиковых гимнастики;
- способствует проявлению повышенного интереса к содержанию, самостоятельности при работе с пособием, проявлению интереса со стороны родителей;
-обучает всестороннему анализу проблемы, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации;
-вырабатывает навыки произвольного переключения внимания, повышает уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивает зрительно-моторную реакцию в деятельности детей.
Достоинства пособия:
- мобильность;
- доступность;
- информативность;
- полифункциональность (способствует развитию творчества, воображения и др.);
- многофункциональность (пригоден к использованию одновременно группой детей, так и индивидуально, в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативность (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста (3-7лет);
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе дидактическое многофункциональное пособие «Времена года», появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. «Времена года» - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.