Развивающая образовательная среда – основа для увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка в группе детского сада. Мы постарались учесть современные требования Стандарта дошкольного образования, санитарных норм и правил и принципы программы «Вдохновение», реализуемой в детском саду. Вместе с педагогами, администрацией детского сада, родителями и с учетом мнения детей организовали Центры детской активности. Переоборудование группового пространства мы начали с Центра игры, поскольку именно через игру ребёнок познаёт себя и окружающий мир. Центр игры оснащён игровым оборудованием с учетом полоролевой адресованности – игры для девочек и мальчиков. Часть игрового оборудования размещена в спальной комнате. Напольная разметка улицы города стимулирует детей к играм и знакомству с правилами дорожного движения. Здесь находятся все атрибуты по безопасности дорожного движения. Таким образом, мы решили проблему расширения ограниченного игрового и двигательного пространства группы.
Центр уединения позволяет малышу отдохнуть в тишине, полистать понравившуюся книгу, послушать сказку в аудиозаписи.
Рядом с центром игры расположен Центр конструирования, в котором хранятся разные виды конструкторов: Тико, Полидрон, Лего, деревянный, пластмассовый строительный материал, схемы, чертежи построек. Центр достаточно мобилен. Конструкторы легко перемещаются в любое место группы, что позволяет организовать конструктивную и игровую деятельность с группой, подгруппой и индивидуально.
Дети с удовольствием постигают азы искусства приготовления пищи в Центре кулинарии. Исследуют свойства продуктов, знакомятся с математическими понятиями, такими как объем, вес. По схемам-рецептам совместно с педагогом и самостоятельно готовят, оформляют, дегустируют блюда и угощают друзей. Работа в центре кулинарии даёт детям живой жизненный опыт.
В современном образовании понятие «грамотность» определяется как процесс социализации, приобщение детей к книжной культуре и литературе, умение выразить себя в устной речи. Поэтому Центр грамоты и Центр книги находятся рядом. Они оснащены речевыми играми, предметными и сюжетными картинками для развития всех сторон речи, детской художественной литературой. Зонирование центров с помощью ширмы создаёт комфортную обстановку для речевой деятельности ребёнка. Детская типография – уникальный инструмент, позволяющий ребёнку развивать мелкую моторику и осваивать основы грамотности. Дети набирают и печатают короткие слова, подписывают открытки, книги-самоделки, плакаты. Наша главная задача – зародить в ребёнке чувство, что русский язык – это так интересно!
Как по волшебству повседневные истории и сказки, придуманные детьми, превращаются в забавные театральные представления, инсценировки, драматизации с помощью героев Театра в чемоданчике. Разные виды театров способствуют речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному развитию воспитанников.
Центр природы служит местом, где формируется экологическая культура, дети участвуют в природоохранной деятельности.
В свободном доступе, на полочках шкафчика хранится множество мозаик, кубиков, настольно-печатных и дидактических игр – это наш Центр развивающих игр. Игры вносятся в среду по мере освоения их содержания, правил, способов организации в совместной деятельности. Игры подобраны в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка.
Основа Центра математики – это «Мате: плюс» – комплекс материалов для организации работы по развитию математических способностей по всем разделам математического содержания. Центр насыщен игротехниками – это палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, конструктор Тико «Учимся считать», разноуровневые карточки, коврограф Ларчик и другие математические игры.
В Центре творчества дети получают разнообразный опыт общения с материалами и постигают сам процесс творчества. Каждый рисунок, поделка отражают результаты познания ребёнком окружающего мира, это мысль наполненная смыслом, детская идея. Поэтому мы с трепетом относимся к детским работам.
Дети самостоятельно размещают свои рисунки на мобильных ширмах, и подвесных растяжках.
Основополагающим принципом программы «Вдохновение», на котором выстроена образовательная среда группы – это компетентностный ребенок, он много знает, умеет, но хочет научиться новому. Хочешь экспериментировать, исследовать, познавать – иди в Центр науки! Особый интерес представляет для детей лабораторное оборудование, разнообразный природный и бросовый материал, имеются энциклопедии, карты-схемы, алгоритмы проведения опытов.
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать ребенка своей податливостью, способностью принимать любые формы.
Центр песка оснащен контейнерами с разнообразным игровым материалом, правилами, придуманными вместе с детьми. Хозяйкой Песочной страны является игровой персонаж – песочная Феечка. Реализуя принцип разнообразия, песок мы заменяем другими сыпучими материалами, такими как рис, манка или гречка.
Центр поликультурного воспитания содействует принятию многообразия окружающего социального мира, знакомству с малой родиной, страной, другими странами и культурами, помогает понять, все люди разные – все люди равные!
Для удовлетворения потребности детей в активном движении создан Центр движения, наполненный спортивным оборудованием, тренажерами, выполненными, в том числе, своими руками.
Созданная образовательная среда группы содействует гармоничному становлению личности воспитанника.
Теперь наша группа – это пространство для развития, игры и общения!