Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие: музыкально-дидактическое пособие – лэпбук «Щелкунчик» для детей старшего дошкольного возраста

Сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» заслужено считается классикой детской литературы, чьи персонажи знакомы каждому ребенку. Это самая известная рождественская сказка, любимая многими поколениями.

Увлекательный сюжет «Щелкунчика» лег в основу произведений других видов искусства. Многочисленные постановки, спектакли, экранизации свидетельствуют о неиссякаемом интересе к сказке Гофмана. По мотивам этой сказки, великим русским композитором П.Чайковским был создан балет, который уже более столетия считается классическим произведением.

Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки, знания детей о сюжете, героях сказки «Щелкунчик», я решила создать лэпбук.

Музыкально-дидактическое пособие – лэпбук «Щелкунчик» представляет собой картонную папку-передвижку формата А3. Вся информация представлена в виде открывающихся дверок, мини-книжек, вынимающихся и разворачивающихся кармашков и прочих деталей. Изображения предметов на панелях выполнены по технологии в 3D. Все фоны, картинки и фигуры (кроме фото из балета) к данному пособию авторские, отрисованы в программе Adobe Photoshop 2015 г. К лэпбуку прилагается диск с отрывками из балета (14 треков).

Лэпбук предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Данное пособие поможет ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, и лучше понять и запомнить материал.

Осваиваемое детьми содержание лэпбука соответствует основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 119 «Теремок» (образовательная область художественно-эстетическое развитие).

Цель: Развитие творческого потенциала старших дошкольников посредством слушания классической музыки и различных видов игровой деятельности.

Задачи:

  1. Развивать знания детей о балете П.И. Чайковского «Щелкунчик», который был написан по сюжету сказки Э. Гофмана
  2. Развивать умение воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение.
  3. Воспитывать любовь к классической музыке.

Актуальность: В связи с введением ФГОС ДО каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Формирование основ художественно - эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.

Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога.

Таким образом, анализ педагогического опыта музыкальных руководителей дошкольных учреждений и собственной практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования опыта восприятия классической музыки и недостаточной эффективностью педагогической практики формирования его у дошкольников.  Это убедило меня в необходимости разработки эффективной инновационной педагогической технологии восприятия детьми классической музыки – тематической папки лэпбук «Щелкунчик».

Эффективно использовать данный лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.

Работа с лэпбуком «Щелкунчик» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми.

Лэпбук включает в себя следующие рубрики:

Центральное полотно:

1. Краткое содержание балета «ЩЕЛКУНЧИК»

Книжка-дверь коротко рассказывает о действии в балете.

2. Музыкально-дидактическая игра «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЕЛОЧКА»

Цель: Развитие мышления детей. Знать и назвать инструменты симфонического оркестра.

Материал: Изображение елки с елочными шарами (шары приклеены к елке наполовину). На задней стороне – загадки  о музыкальных инструментах симфонического оркестра. Рядом с елкой расположен кармашек (коробка), в котором находятся картинки с изображением инструментов.

Задание: Отгадать загадки о музыкальных инструментах, назвать и показать каждый инструмент.

3. Дидактическая игра «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»

Цель: Формирование у детей представлений о целостном образе предмета, умение соотносить образ представления с целостным образом реального предмета.

Материал: Кармашек в виде коробки. В немнабор фигурок музыкальных инструментов оркестра. Кармашек в виде конверта. В нем – разрезные картинки музыкальных инструментов из коробки.

Задание: Собрать картинки по образцу.

Дополнительный разворот слева:

1. Музыкально-дидактическая игра «УЗНАЙ И НАЗОВИ»

Цель: Умение узнавать по картинке действия и сцены из сказки-балета.

Материал: Сюжетные картинки из сказки «Щелкунчик».

Задание: Определить и назвать отрывок из сказки, изображенный на картинке.

2. Музыкально-дидактическая игра «ПОДБЕРИ НАСТРОЕНИЕ»

Цель: Умение самостоятельно определять настроение музыкального отрывка из балета, характерное для каждой картинки.

Материал: Сюжетные картинки из сказки «Щелкунчик», смайлики – настроения.

Задание: Подобрать смайлики – настроение к каждой картинке.

Дополнительный разворот справа:

1. Мини-альбом «БАЛЕТ В КАРТИНКАХ» с иллюстрациями из балета «Щелкунчик»

Цель: Обогащение знаний детей о балете «Щелкунчик». Расширение музыкальных впечатлений старших дошкольников.

Материал: Книжка с фотографиями из балета «Щелкунчик».

2. Музыкально-дидактическая игра «РИТМИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК»

Цель: Развитие чувство ритма, мышления.

Материал: Карточки с изображением фигур - героев сказки большого и маленького размеров.

Задание: Прохлопать ритмический рисунок, заданный на карточках.

Дополнительный разворот снизу-1:

1. Музыкально-дидактическая игра «СКАЗОЧНОЕ ДОМИНО»

Цель: Развитие внимания, памяти, усидчивости, наблюдательности, мелкой моторики.

Материал: Набор пластинок, разделенных на две половины, с изображением героев из сказки «Щелкунчик».

Задание: Подобрать подходящие пластинки (по картинкам), выложить их в ряд.

2. Дидактическая игра – последовательные картинки «РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ»

Цель: Развитие умения располагать в правильной последовательности картинки, развитие внимания, усидчивости, мышления, памяти. Формирование умения пересказывать знакомую сказку.

Материал: Карточки с иллюстрациями к сказке «Щелкунчик».

Задание: Рассмотреть картинки, разложить их в правильной последовательности и составить логически связный рассказ.

3. Музыкально-дидактическая игра «Подумай и отгадай»

Цель: Развитие мышления, речи, умения узнавать знакомые музыкальные произведения из балета «Щелкунчик».

Материал: Фигурки героев из сказки «Щелкунчик».

Задание:

1 вариант: Послушать знакомые отрывки из балета и отгадать, чья музыка звучит.

2 вариант: Отгадать загадки о сказочных героях и дать небольшой рассказ о них:

Этот персонаж из сказки

Отгадаешь без подсказки.

Только зло творить умеет,

Огромная крыса, она… Злая фея

Деревянная игрушка

Не машинка, не зверюшка.

Одет в солдатские доспехи,

Ловко щелкает орехи... Щелкунчик

Подружка щелкунчика, девочка эта

Служанка с метлой, очень бедно одета.

Танцует у елки она до зари,

Зовут эту девочку просто… Мари

Маленький принц появился на свет

Всех пригласили на званый  обед.

Крестная души не чает в малыше,

Зовут эту добрую фею… Драже

Эта с ручкой борода, в уголке стоит всегда.

Труд её хоть и нескор, подмести поможет сор.

Мари прибраться помогла - бородатая… Метла

В Рождество она пришла, вкусный запах принесла

И колючие иголки, это же подарки… Елки

4. ДИСК С МУЗЫКОЙ:

1. «Рождественская елка»

2. «Детский танец и прибытие гостей»

3. «Марш»

4. «Трепак» (русский танец)

5. «Кофе» (арабский танец)

6. «Чай» (китайский танец)

7. «Шоколад» (испанский танец)

8. «Танец пастушков» (датский марципан)

9. «Танец феи Драже»

10. «Адажио»

11. «Битва Щелкунчика и короля мышей»

12. «Вальс снежных хлопьев»

13. «Вальс цветов»

14. «Финальный вальс»

Дополнительный разворот снизу-2:

1. Шнуровки «ГЕРОИ СКАЗКИ»

Цель: Воспитание у детей способности контролировать свои достижения (уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям).

Материал: Фигурки сказочных героев с проколотыми дыроколом отверстиями и шнуровкой по краям.

Задание: Продевать шнурки разными способами и завязывать бантом.

Задняя панель:

1. Дидактическая игра «Логические цепочки»

Цель: Развитие логического мышления, внимания.

Материал: Игровые поля с изображением персонажей сказки «Щелкунчик», карточки с изображением персонажей.

Задание: Подобрать и вставить соответствующую картинку в пустое поле, установив закономерность в порядке расположения предметов в клетках.

2. Дидактическая игра «Сложи пазлы по счету (от 1 до 10)»

Цель: Развитие наглядно-образного мышления, мелкой моторики пальцев.

Материал: Иллюстрация к сказке, разрезанная на 10 частей по вертикали с цифрами от 1 до 10 на оборотной стороне.

Задание: Составить пазлы по порядку, затем перевернуть.

3. Круги Луллия «ПОДБЕРИ ЦВЕТ К НАСТРОЕНИЮ»

Цель: Формирование эмоционального восприятия к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.

Материал: Круги Луллия из двух дисков. На 1-ом диске изображение цветных карандашей, на 2-ом – героев сказки «Щелкунчик».

Задание: «Раскрасить» героев сказки разными цветами, в соответствии с настроением каждого героя (подобрать настроение героя сказки по цвету).

24.04.2019, 1884 просмотра.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы