Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Дидактическая игра-макет «В гостях у сказки»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

(В. А. Сухомлинский)

 

В коррекционной работе с детьми с ОНР дидактической игре отводится большое место. С помощью дидактической игры ребенок приобретает новые знания, общаясь с учителем-логопедом, со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, накапливает словарь, учится правильно строить свои речевые высказывания, закрепляется словарь детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.), развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения.

Представляю вам дидактическую игру-макет «В гостях у сказки», в которую входят три макета - «Деревенский двор», «Три медведя», «Теремок» и подобранные к ним дидактические игры. Игра предназначена для детей от 3 до 7 лет. Для младших дошкольников варианты игр в соответствии с возрастом дети повторяют за учителем-логопедом лексико-грамматические упражнения. Для детей старшего возраста варианты игр становятся сложнее. Так же использование макетов можно по отдельности, а можно и все вместе для подгрупповых занятий с детьми.

 

Макет «Деревенский двор», который позволяет в игровой форме сформировать и закрепить грамматические категории. Такая работа позволяет быстрее закрепить полученные знания, так как ребенок не только проговаривает, но и выполняет действия. Так же этот макет способствует формированию представлений об окружающем, так как у городских детей эта сторона жизни может быть не подкрепленной личными впечатлениями. Пример игр:

 

Игра «Кто, где живет?»

Цель: Употребление имен существительных в единственном числе именительном падеже,различение видов домашних животных.

Собака живёт в конуре.

Лошадь, свинья, корова, овца живут в сарае.

Кошка живёт в доме.

Курицы и петух живут в курятнике.

Гуси и утки живут в загоне.

 

Игра «Кто как голос подает?»

Цель:Умение согласовывать существительные с глаголами. Развития силы голоса, взрослые животные громче, детеныши – тише подают голос.

Кот, кошка, котенок - мяу-мяу

Корова, бык теленок, телята - му-му

Лошадь, конь, жеребенок, жеребята  - и-го-го

Собака, пес, щенок, щенки – гав-гав, тяв-тяв, ав-ав

Баран, овца, ягненок, ягнята  -бе-бе

Кабан, свинья, поросенок, поросята  хрю-хрю

Петух - кукареку

Гусь, гусыня, гусенок – га-га

Курица – ко-ко

Цыпленок, цыплята – пи-пи

Селезнь, утка, утенок, утята - кряк-кря

 

Игра «Чей голос?»

Цель. Умение образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Корова, бык теленок, телята мычат

Лошадь, конь, жеребенок, жеребята  ржут

Кошка, кот, котенок, котята  мяукают, мурлыкают

Собака, пес, щенок, щенки лает

Баран, овца, ягненок, ягнята блеют

Кабан, свинья, поросенок, поросята хрюкают

Петух кукарекаетКурица кудахчет

Гусь, гусыня, гусенок гогочут

Цыпленок, цыплята пищит

Селезнь, утка, утенок, утята крякают

 

Игра «Угадай по описанию»

Цель: Употребление имен прилагательных, обозначающих признаки домашних животных.

Большая, лохматая, пятнистая, длинношерстная, злая, вислоухая - Собака.

Спокойная, большая, ласковая, грустная, рогатая, бодливая- Корова.

Сильная, резвая, быстроногая, выносливая, стройная, гривастая - Лошадь.

Толстая, неторопливая, жирная, ленивая, неприхотливая, грязная- Свинья.

Кудрявая, короткохвостая, глупая - Овца.

Пушистая, ласковая, игривая, длиннохвостая, мурлыкающая - Кошка.

Гладкошерстная, тонконогая, рогатая, бодливая, остромордая, бородатая, спокойная - Коза.

 

Игра «Отгадай загадку»

Этот зверь живёт лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усищи-спицы,

Он мурлычет, он поёт,

Только мыться он боится.

Угадали? Это .... (Кот) 

 

Носик - круглым пятачком,

А задорный хвост - крючком.

Мама - хрюшка, папа - свин.

Он у них любимый сын. (Поросенок)

  

Есть рога, а не баран,

Хвост свечой, а не белка,

Не корова, а молоко даёт. (Коза)

 

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)

 

Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес. (Лошадь)

Я обычная наседка,

Уточка - моя соседка.

Жаль, взлететь мне нелегко,

Куд-кудах, ко-ко-ко! (Курица)

 

Должностью своей гордится

И кричит будильник-птица

Спозаранку, в шесть утра:

"Эй, пастух, вставать пора!

Выводи, ку-ка-ре-ку,

Стадо к сочному лужку!" (Петух)

 

Я знаком давно тебе,

Говорю я: "Бе-бе-бе!"

У меня крутые рожки,

В башмачках-копытцах ножки. (Барашек)

 

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Игра «Прятки»

Цель. Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).


Собака около будки

Собака перед калиткой

Собака под крылечком

Кошка на колодце

Кошка около забора

Кошка перед кормушкой

Кошка под ведром

Свинья перед сараем

Свинья в сараи

Свинья около сарая

Корова около забора

Корова перед домом

Лошадь в конюшне

Лошадь перед кормушкой

Игра «Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Козу мы назовём  – козочкой.

Свинью мы назовем – свинкой.

Собаку мы назовём - собачкой.

Кошку мы назовём – кошечкой.

Овцу мы назовём -  овечкой.

Курицу мы назовём – курочкой.

Петуха мы назовём – петушком.

Утку мы назовём – уточкой.

 

Игра: «Кто что делает?»

Цель: подбор к существительному ряда глаголов

кошка (что делает?) ловит, мяукает, царапает, ласкает;

собака (что делает?) сторожит, лает, защищает, грызет;

лошадь (что делает?) возит, бегает, ржет, скачет;

корова (что делает?) дает молоко, мычит, жует;

свинья (что делает?) роет, хрюкает, чавкает;

коза (что делает?) дает молоко, бодается, блеет.


Макет к сказке «Три медведя» - способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений, можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы с малыми подгруппами.

 

Игра по сказке «Три медведя»

Цель. Развитие высоты голоса и выразительности. Совершенствование фразовой речи.

Оборудование. Макет сказки «Три медведя».

Описание игры. Педагог рассказывает сказку «Три медведя». Затем предлагает детям инсценировать её. Выбирают трёх медведей: Михаила Ивановича, Настасью Петровну и Мишутку. Расставляют мебель и посуду. Педагог предлагает вспомнить, что говорили медведи. Он обращает внимание детей на то, какими голосами они говорили.

 

Игра «Чей предмет?»

Цель. Согласование существительных с прилагательными.

Оборудование. Макет сказки «Три медведя».

Описание игры.

Логопед: На нашем пути еще одна необычная елочка, она украшена предметами.

Большая ложка в сказке чья?

А маленькая ложечка чья?

Большая ложка – медведя, маленькая ложечка – медвежонка.

Большая чашка – медведя, а маленькая чашечка – медвежонка.

Большой стул - медведя, а маленький стульчик – медвежонка.

Большая кровать – медведя, а маленькая кроватка медвежонка.

 

Игра «Угостим медведей чаем»

Цель:Совершенствование грамматического строя речи (закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные большая, средняя, маленькая).

Оборудование: три набора посуды разной величины, настольный театр «Три медведя».

Ход игры: Ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные большая, средняя и самая маленькая. Мишуткину посуду необходимо называть ласково и побуждать к этому ребенка: чашка -  чашечка, тарелка – тарелочка, ложка - ложечка.

 

Игра «Подбери слова-родственники»

Логопед. А теперь подберите слова-родственники к словам «лес» и «медведь».

Дети. Медведь, медведица, медвежонок, медвежий.

Лес, лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок.

 

Упражнение «Отгадывание загадок».

Оборудование. Макет сказки «Три медведя».

Логопед. Ребята, а какие загадки вы знаете о тех предметах, которые встречаются в сказке «Три медведя»?

Если я пустой бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.  (Ложка.)

Это комната для сна,

В ней обычно тишина.

В уголке кровать стоит,

Рядом с ней ночник висит.  (Спальня.)

 

Бабушка пирог печёт,

Запах в комнату идёт,

От игрушек отвлекает

И работать мне мешает.   (Кухня.)

 

Кто в берлогу спать ложится,

Волк, медведь или лисица?  (Медведь.)

Меня узнайте, кто же я?

И создана я для питья,

За ручку все меня берут,Из меня чай, кофе пьют.   (Чашка.)

Мы в неё щи и бульон наливаем,

Моем её и вновь наполняем.

Если бы ей улететь довелось,

Трудно бы нам без неё бы пришлось. (Тарелка.)

 

Если ты захочешь спать,

В спальне ждёт тебя …   (кровать)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле)

 

С пирогами чай попьём

За обеденным … (столом).

 

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешками,

Петю – сыроежками,

Катеньку – малинкой,

Ваню – хворостинкой. (Лес.)

Игра «Кто в домике живет?»

Цель: умение использовать пространственные предлоги.

Оборудование. Макет сказки «Три медведя».

Ход: Дети по очереди рассказывают, что они видят. В рассказе обязательно должны прозвучать признаки предметов и присутствовать пространственные предлоги.

Макет к сказке «Теремок» - способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений, можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы с малыми подгруппами.

 

Дидактическая игра «Теремок».

Цель: развивать речевую активность детей.

Варианты заданий.

1 задание «Вспомни сказку»

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных. 
Логопед показывает предметные картинки (или резиновые игрушки) героев сказки. 
- Угадай, из какой сказки пришли герои?
- Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью логопеда рассказывает сказку).
- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?

- А для того чтобы помочь построить новый теремок давайте все вместе поможем нашим героям:

Тук, тук, молотком (дети стучат кулачками друг о друга)

Строим, строим новый дом (дети стучат кулачками друг о друга)

Вот окно (руки ставим около лица имитируем «окно»)

А вот крылечко (руки ложем друг на друга на уровне груди)

Крыша есть (руки над головой имитируем «крышу»)

И в доме печка (машем рукой над головой имитируем «дым»)

Туки, туки, туки, туки, туки, туки, тук.(дети стучат кулачками друг о друга)

 

2 задание «Угадай, чей голосок?»

Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи.
Логопед  изображает персонажей сказки: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются ролями.

 

3 задание «Кто, где живёт?»

Цель: Учить употреблять предлоги над, под, между.

Логопед размещает зверей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?

- Этот зверь живёт над волком. Это…
- Этот зверь живёт над лисой. Это …
- Этот зверь живёт под мышкой. Это …
- Этот зверь живёт под лягушкой. Это …
- Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…
- Этот - между мышкой и медведем. Это …

Затем ребёнок сам загадывает загадки, проговаривая слова над, под, между.

 

4 задание «Посели жильцов»

Цель: Закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.
Логопед предлагает заселить зверей по квартирам.

Мышка будет жить на третьем этаже слева.
Лиса – на втором этаже справа.
Медведь – на первом этаже слева.
Заяц - на третьем этаже справа.
Лягушка – на втором этаже слева.
Волк – на первом этаже справа.

 

5. задание «Доскажи словечко»

Цель: развивать чувство ритмы и рифмы, познакомить детей с загадками-рифмами.

Ход: взрослый рассказывает загадку, а дети - договаривают в рифму последнее слово - отгадку. Отгадку-игрушку логопед выставляет на стол.

Логопед: К кому прыгнет лягушка в руки, тот и договаривает отгадку загадки.

Хитренько взглянула

Хвостиком махнула

И исчезла - чудеса

Где ты, рыжая …(лиса)

 

На лугу по кочкам

Прыгают листочки,

Выпуклые глазки

И кривые лапки.

Только где же ушки?

Кто это? …(лягушка)

 

Ночью ходит, днем он спит.

Если сердится – ворчит.

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто ж?

Ну, конечно, это ….(еж)

Ой, зайчишкам не до смеха

От его клыков и меха

В зайцах с детства знает толк

Злой, зубастый, серый…(волк)

 

Кто большой и косолапый

Мёд достал из улья лапой?

Скушал сладость - и реветь

Как зовут его? …(медведь)

 

Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето (заяц).

 

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она. (Мышь)

22.04.2019, 860 просмотров.

Друзья сайта
Полезные ресурсы