Актуальность
Лэпбук - это многофукциональное пособие, отличный способ закрепления и повторения материала, отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно - пространственной среде (далее – РППС):
Лэпбук по стимулированию речи детей раннего возраста «В гостях у сказки» – это современное доступное инновационная технология, способствующая взаимодействию всех участников образовательных отношений, обеспечивающая живое эмоциональное общение детей с взрослыми, друг с другом.
Предназначение
Целевые ориентиры в раннем возрасте: ребенок интересуется окружающими предметами, активно действует с ними; исследует их свойства, экспериментирует.
Используя лэпбук «В гостях у сказки» реализуем следующие цели:
v развивает психические процессы детей раннего и младшего дошкольного возраста;
v предусматривает применение специальных игр и заданий с целью стимуляции речи детей раннего возраста;
v обогащаетзнания детей о русских народных сказках, их героях, последовательности содержания сказок;
v формирует представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы;
v помогает освоению содержания понятий«добро» и «зло».
Для родителей – это великолепный инструмент организации деятельности детей дома, метод домашнего обучения.Привлекаем их к созданию лэпбуков (поиск информации, подготовка одного из разделов). Это одна из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Возрастная направленность
Рекомендуется для педагогов и родителей в работе с детьми 2-4 лет.
Алгоритм (способы) использования
Для ребенка «лэпбук» – это игрушка, в которой собрано много интерактивных форм: дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок. Пособие может использоваться как в индивидуальном развитии, так и на групповых занятиях.
Работа с лэпбуком состоит из следующих этапов:
Задача: вызвать интерес к лэпбуку.
Задача: объяснить задания детям.
Задача: использовать в совместной и самостоятельной (вторая половина года) деятельность детей.
Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей мы отметили, что познакомившись с лэпбуком, освоив все задания в нём, у многих детей появились «любимые кармашки», к которым они возвращались вновь и вновь.
В лэпбуке представлены разные виды тетра:
Разработали дидактические и настольно – печатные игры на развитие:
Оформлены картотеки потешек и песенок, пальчиковые игры, физкультминутки, раскраски.
Предлагаем краткое описание игр, используемых в пособии:
Цель: узнать персонажа из сказки.
Воспитатель показывает на портрет и задает вопрос, а дети должны ответить «да» или «нет».
Цель:развивать зрительную память.
Персонажи из сказки выложены перед детьми. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает или добавляет одного персонажа. Дети должны угадать, кто ушёл или кто пришёл.
Цель:закрепить знание героев сказки.
Необходимо узнать персонажа из сказки. Воспитатель показывает на портрет, а дети должны назвать персонажа.
Цель: закрепить знание песен.
Необходимо вспомнить и спеть песенку о герое, которого показывает воспитатель.
Цель:развивать связную речь.
В этом кармашке находятся карточки с картинками, с помощью которых дети рассказывают сказку.
Цель:развивать воображение.
В книжке – гармошке изображены тени героев определенной сказки. Необходимо правильно определить и сопоставить изображение тени с изображением реального сказочного персонажа.
Цель:составить картинку из частей.
В этом кармашке находятся разрезные картинки сказок. Необходимо правильно собрать картинку, чтобы встретиться со сказочным героем.
Цель:развивать мышление.
Данный раздел представляет собой блокнот, на страницах которого написаны загадки. Воспитатель загадывает загадку, если отгадали правильно, то страница переворачивается.
Цель:закрепить содержание сказки.
В этом кармашке находится театр на палочках. Занятие начинаем со слов: «Расскажи, кто начал тянуть репку первым?», кто называет правильно – ставит героя на свое место.
Цель: закрепить умение различать и называть животных.
Данный раздел представляет собой два вращающихся круга разного диаметра. Детям нужно подобрать к соответствующему животному соответствующую пищу. Данное задание идет на закрепление знаний детей по теме «Домашние и дикие животные», чем питаются домашние и дикие животные,
Дидактическая игра «Кто как кричит?»
Цель:развивать умение воспроизводить крик животных.
Данный раздел представляет собой книжку – гармошку, на страницах которого изображены животные. Воспитатель показывает на определенного животного, а дети должны отчетливо и внятно произнести звукоподражание животного.
Цель:ориентировка в пространстве.
Необходимо прокатить колобка по дорожке.
Цель:закрепить цвета и геометрические фигуры.
В этом кармашке находятся карточки основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), на которых изображен колобок в основных геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Необходимо «закрыть» окошечки «домиков», чтобы лиса не заметила колобка. Ребенок подбирает вкладки по цвету и форме.
Цель:развивать память.
Очень нравится детям и они сами рассказывают и показывают сказки.
Цель:развивать мелкую моторику.
В этом кармашке находятся черно – белые рисунки сказок, которые необходимо раскрасить. Процесс раскрашивания позволяет развивать творческие способности ребенка, прививает художественный вкус, усидчивость, технические навыки раскрашивания. Очень важно и то, что во время раскрашивания развивается моторика рук, пальцев, что влияет на становление речи ребенка.
Образовательный эффект
Систематическое использование пособия позволяет решить следующие задачи в различных образовательных областях:
«Социально – коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Физическое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:
Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия(Н.И. Мирон).