Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие «Комплексный автомобильный центр»

Современные требования ФГОС ДО предполагают особую организацию развития и воспитания дошкольников. Детский сад призван стать «комфортной территорией» для развития возможностей и раннего профессионального самоопределения каждого ребенка. Через создание разнообразной и насыщенной предметно – пространственной образовательной среды. Через использование образовательного потенциала авторских игровых пособий, призванных демонстрировать детям «социальный мир» «изнутри» и помогать накапливать социальный опыт, понимать свое место в этом мире как члена профессионального сообщества.

Работа по ранней профориентации в дошкольном учреждении преследует цель - создание условий для формирования наглядных представлений о существенных сторонах людей разных профессий.

Есть профессии взрослых, о трудовых действиях которых, ребенок имеет четкое представление. Так как часто является непосредственным участником взаимодействия с продавцом, работником аптеки, доктором. Мальчики живо интересуются героическими профессиями полицейского, пожарного, водителя – испытателя.  Девочек привлекают профессии: модельера, диктора, артиста. Дети легко переносят в игровые сюжеты, сведения, полученные из информационных источников (телевизор, книги, рассказы взрослых, Интернет), и справляются с принятой на себя ролью: продавца, повара, полицейского без труда.

Но не всегда могут «проиграть» реальный трудовой процесс, например, автослесаря, автозаправщика, космонавта, так как в групповом пространстве не всегда в достаточном количестве имеется игровое оборудование, характерное, образное, «почти как настоящее!», чтобы организовать сюжетно – ролевую игру.

Из чего следует, что взрослые могут открыть для ребенка горизонты интереснейшей, увлекательной и важной профессии через оснащение игрового пространства группы детского сада. Широко используя макеты, маркеры игрового пространства, предметы – заместители из бросового материала.

 Нами определены содержательные блоки, которые раскрываем в работе с детьми при ознакомлении с разнообразным миром профессий. Условно содержание сообщаемого материала состоит из сведений:

- о названиях профессий

- об особенностях трудового процесса

- о необходимых материалах и оборудовании

- о специальной одежде – форме

- о личностных качествах представителя той или иной профессии

Следовательно, ознакомление с миром профессий должно носить не только информативный характер, но и обеспечивать конструктивное взаимодействие с детьми, направленное на раннюю профориентацию, и вместе с тем наполнять каждый день ребенка в детском саду интересными, яркими, необычными событиями.

Актуальность обращения к теме мира профессий отмечают Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко. Указывая на то, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты», которые, как традиционно считалось, в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов. Дети постепенно перестают осознавать и принимать важность соблюдения в игре определенных правил, все чаще считая вполне возможным их нарушать. В современном обществе игра постепенно перестает быть «способом освоения социальных отношений» и школой становления произвольного поведения, а дети все более отдаляются от взрослых, не видят и не понимают смысла профессиональной деятельности родителей.

Для решения обозначенных выше позиций и обогащения игрового опыта детей 4- 5 лет в группе создан «Центр детской игровой активности» - «Комплексный автомобильный центр».

Который, представляет собой макеты шиномонтажной мастерской, моечной колонки, бензоколонки, телефона – таксофона, изготовленные силами педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников.

Данное мини - оборудование позволяет формировать у детей представления о труде водителей транспорта, о трудовом процессе автослесаря, автозаправщика, автомойщика.

Играя с пособиями, дети учатся согласовывать свои действия с партнерами по игре, соблюдать ролевые взаимодействия, прогнозировать ролевые действия в соответствии с сюжетом игры и имеющимся социальным опытом.

Атрибуты (бензоколонка, моечный аппарат, стеллаж с инструментами, телефонный таксофон, форменная спец.одежда, различные виды транспорта), являются дополнительным стимульным материалом для ознакомления детей с материалами и оборудованиями, используемыми в обслуживании транспорта.

С явлениями и событиями, например, пожар, уборка снега, заправка автомобиля бензином, смена колеса, разговор с диспетчером по рации, выходящими за пределы привычного им, ближайшего окружения.

При использовании мини – оборудования «Комплексного автомобильного центра» в образовательной деятельности с детьми 4 -5 лет решаются следующие задачи:

  1. Обучение игровым приёмам. Совместная игра воспитателя с детьми, особенно в том случае, когда вводится новая роль или какое – то новое игровое усложнение.
  2. Развитие игровых навыков у детей, по использованию предметов- заместителей.
  3. Закрепление умения отражать в играх увиденное на экскурсиях.
  4. Обучение приемам брать на себя роль и выдерживать её до конца.
  5. Обучение играть вместе, подчиняясь правилам, диктуемым сюжетом игры.
  6. Развитие навыков включения новой игрушки в игровую ситуацию и воспитание бережного отношения к игрушкам.

Этапы разворачивания сюжетной игры в средней группе с использованием данного игрового пособия:

1. В начале учебного года дети знакомятся с действительностью (труд людей на транспорте), которая будет отображаться в игре.

2. В конце года дети вместе со взрослыми играют в сюжетно – отобразительные игры («Автомастерская», «Водители», «Путешествие», «На пожар!», «Мы -  строители», «Убираем город»), когда обыгрываются сцены из мультфильмов и реальные отношения ребёнка с социумом.

Алгоритм организации сюжетно – ролевой игры в средней группе с использованием макетов «Комплексного автомобильного центра»:

1. Создание педагогом мнимой или воображаемой ситуации, которая заключается в том, чтобы привлечь ребёнка взять на себя роль «взрослого» и выполнять её в созданной им самим игровой обстановке.

2. Поддержание придуманного игрового замысла детьми. Игровой замысел возникает в сознании ребёнка, под влиянием увиденного, услышанного, наблюдаемого. Или как реакция, на проблемную воображаемую ситуацию, предложенную взрослым.

3. Предложения взрослого по разыгрыванию сюжета детьми (в сюжете отражается широкая сфера жизни, например, «Комплексный автомобильный центр», сюжетно – ролевую игру создают сами дети, отражают в преобразованном виде впечатления от окружающего.

4. Выполнение игровых действий детьми по содержанию игры (содержание игры охватывает только часть сферы, например, конкретный случай в мастерской или гараже). По образцу или инструкции педагога, а сам – педагог, становится носителем неожиданной для ребёнка игровой роли, тем самым, побуждая ребёнка к ролевой импровизации, демонстрируя новые варианты развития игрового сюжета.

5. Выполнение трудовых действий детьми, определенных ролью. Ролевые диалоги. Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить переход от сюжетно – отобразительной игры, в которой ребёнок копирует бытовые действия взрослого, к сюжетно – ролевой игре, отражающей отношения людей, их характеры, настроение.

6. Поддержание интереса детей к игре.

Таким образом, формирование основ социально – коммуникативного развития с помощью сюжетно – ролевых игр оказывает положительное влияние на всю последующую деятельность человека в обществе.  Через игру с использованием мини оборудования «Комплексного автомобильного центра» ребенок проникает в мир профессий взрослых, вступает с ними во взаимодействие. Социальные отношения являются основой в развитии интеллекта, речи и мышления, так как деятельность и слово помогают развитию мышления.

18.04.2019, 644 просмотра.

Друзья сайта
Полезные ресурсы