Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие «Робот эмоций»

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Чтобы управлять своими эмоциями, надо, прежде всего их понять и принять. А для детей это непростая задача, так как в силу своего возраста они не всегда могут объяснить словами, что чувствуют и переживают. Им сложно контролировать свои эмоции и чувства.

Для  успешного осуществления работы по эмоциональному развитию детей, необходимо образовательную деятельность выстраивать в интересной, познавательной и игровой форме.

Авторское пособие «Робот эмоций» позволяет решать следующие  цели и задачи:

Цель: развивать эмоциональную сферу ребенка.

Задачи: Расширить представления детей об основных базовых эмоциях (радость, удивление, горе, страх, гнев).

Формировать умение передавать данные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства.

Формировать умение понимать свои чувства и чувства других людей. Развивать в детях чувство эмпатии.

Практическое пособие «Робот эмоций», помогает наглядно, по схематическим изображениям, рассказать о разных эмоциях, различать их, понимать эмоциональное состояние человека, развивать воображение, наблюдательность, выразительность мимики.

« Робот эмоций»- это пособие, выполненное из подручных материалов, не требует больших затрат.  На пластмассовую крышку подвижно закреплены части лица (брови, глаза, губы, нос); дополнительно детям предлагается набор из разных конфигураций  частей лица и круг из картона. С данным пособием можно организовать множество интересных и занимательных игр.

 «Испорченный телевизор».

Цель: Формировать умение распознавать эмоцию другого , передавать ее, словесно обозначая.

Ход игры: Все участники, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий составляет и молча, показывает «не спящему» участнику какую-либо эмоцию. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, при помощи мимики и жестов, без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся». После этого ведущий спрашивает детей, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации или убедиться, что «телевизор» был полностью исправлен.

«Море волнуется раз…»

Цель: Формировать умение распознавать эмоцию другого, передавать ее, с помощью жестов и мимики.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – показывает эмоцию ( радости , грусти, печали, удивления…) замри». Дети изображают.

Дети изображают загаданные эмоции с помощью мимики и жестов.

«Угадай эмоцию по интонации»

Цель: Формировать умение показать (угадывать) эмоцию, по  интонации.

Ход игры: Ребёнок составляет какую-либо эмоцию, произносит вслух фразу, например: «За мной мамочка пришла» с эмоциональной окраской. Остальные должны угадать эмоцию, а ребёнок показывает, составленную эмоцию.

«Подбери нужное»

Цель: формировать умение узнавать и подбирать изображение частей лица, соответствующие определенной эмоций, обозначать эмоции словесно.

«Фоторобот»

Цель: формировать умение подбирать части лица по словесному описанию, составляя «фоторобот».

Ход игры: Ребенку дается словесное описание лица человека. Он подбирает нужные части и составляет лицо человека с той или иной эмоцией.

«Волшебные дощечки»

Цель: формировать умение по тактильным ощущениям подбирать эмоцию, словесно обозначать свои чувства.

Ход игры:Картонные полоски, покрытые материалом различной фактуры (мех, плёнка, фланель, сетка). Ребёнок на ощупь берёт полоску и составляет эмоцию, на какое настроение похожа данная полоска. Составляет эмоцию и находит полоску с таким покрытием, какие чувства он сейчас испытывает.

«Что я чувствую?»

Цель:

Формировать умение передавать свои ощущения, получение органами обоняния и осязания чувств через эмоции.

Ход игры: Баночки с различным ароматическим наполнением (кофе, цедра апельсина, лепестки розы, ванилин, чеснок и др.) Баночки с различным звуковым наполнителем. Дети нюхают и слушают содержимое баночек и подбирают изображение частей лица.

«Весёлое-грустное»

Цель: формировать представление об настроении людей, причинах их изменения.

Ход игры: Педагог спрашивает ребенка . Как ты думаешь, можно ли изменить настроение человека. Может ли грустный человек стать веселым?  Ребёнок меняет части лица грустного на весёлого человечка.

«Как ты себя чувствуешь»

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Ход игры: Упражнение выполняется по кругу.Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, находит подходящую пиктограмму, рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

«Оживи облако»

 Цель: развивать умение выражать чувства и эмоции, изобразить эмоции схематически, в соответствии со стихами.

По небу плыли облака,

И я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

И долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

И что увидел я,

То вам все расскажу сейчас.

1.Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

«Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!»

Я тоже посмеялся с ним:

Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

(Ребёнок подбирает подходящую пиктограмму)

2. А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно — грустно так,

А вовсе не смешно.

(Ребёнок подбирает подходящую пиктограмму)

3. И вдруг по небу грозное

Страшилище летит.

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

(Ребёнок подбирает подходящую пиктограмму)

4. А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

— Ой, кто там, в глади озера

— Пушистенький такой,

— Такой мохнатый, мягонький?

— Летим, летим со мной!

(Ребёнок подбирает подходящую пиктограмму)

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

(Н. Екимова).

Данное пособие хороший тренажер эмоций и используется как в совместной, так и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами-психологами, а также педагогами ДОУ.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.                                        

         Чтобы управлять своими эмоциями, надо, прежде всего их понять и принять. А для детей это непростая задача, так как в силу своего возраста они не всегда могут объяснить словами, что чувствуют и переживают. Им сложно контролировать свои эмоции и чувства.

            Для  успешного осуществления работы по эмоциональному развитию детей, необходимо образовательную деятельность выстраивать в интересной, познавательной и игровой форме.

Авторское пособие «Робот эмоций» позволяет решать следующие  цели и задачи:

Цель: развивать эмоциональную сферу ребенка.

Задачи: Расширить представления детей об основных базовых эмоциях (радость, удивление, горе, страх, гнев).

Формировать умение передавать данные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства.

Формировать умение понимать свои чувства и чувства других людей. Развивать в детях чувство эмпатии.

Практическое пособие «Робот эмоций», помогает наглядно, по схематическим изображениям, рассказать о разных эмоциях, различать их, понимать эмоциональное состояние человека, развивать воображение, наблюдательность, выразительность мимики.

« Робот эмоций»- это пособие, выполненное из подручных материалов, не требует больших затрат.  На пластмассовую крышку подвижно закреплены части лица (брови, глаза, губы, нос); дополнительно детям предлагается набор из разных конфигураций  частей лица и круг из картона. С данным пособием можно организовать множество интересных и занимательных игр.

 «Испорченный телевизор».

Цель: Формировать умение распознавать эмоцию другого , передавать ее, словесно обозначая.

Ход игры: Все участники, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий составляет и молча, показывает «не спящему» участнику какую-либо эмоцию. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, при помощи мимики и жестов, без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся». После этого ведущий спрашивает детей, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации или убедиться, что «телевизор» был полностью исправлен.

«Море волнуется раз…»

Цель: Формировать умение распознавать эмоцию другого, передавать ее, с помощью жестов и мимики.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – показывает эмоцию ( радости , грусти, печали, удивления…) замри». Дети изображают.

Дети изображают загаданные эмоции с помощью мимики и жестов.

«Угадай эмоцию по интонации»

Цель: Формировать умение показать (угадывать) эмоцию, по  интонации.

Ход игры: Ребёнок составляет какую-либо эмоцию, произносит вслух фразу, например: «За мной мамочка пришла» с эмоциональной окраской. Остальные должны угадать эмоцию, а ребёнок показывает, составленную эмоцию.

«Подбери нужное»

Цель: формировать умение узнавать и подбирать изображение частей лица, соответствующие определенной эмоций, обозначать эмоции словесно.

«Фоторобот»

Цель: формировать умение подбирать части лица по словесному описанию, составляя «фоторобот».

Ход игры: Ребенку дается словесное описание лица человека. Он подбирает нужные части и составляет лицо человека с той или иной эмоцией.

«Волшебные дощечки» 

Цель: формировать умение по тактильным ощущениям подбирать эмоцию, словесно обозначать свои чувства.

Ход игры:  Картонные полоски, покрытые материалом различной фактуры (мех, плёнка, фланель, сетка). Ребёнок на ощупь   берёт полоску и составляет эмоцию, на какое настроение похожа данная полоска.  Составляет эмоцию и находит  полоску с таким покрытием, какие чувства он сейчас испытывает.                                                                                                            «Что я чувствую?»    

Цель: 

Формировать умение передавать свои ощущения, получение органами обоняния и осязания чувств через эмоции.                                                                                                                                    Ход игры:  Баночки с различным ароматическим наполнением (кофе, цедра апельсина, лепестки розы, ванилин, чеснок и др.)  Баночки с различным звуковым наполнителем.  Дети нюхают и слушают содержимое баночек и подбирают изображение частей лица.                       

 «Весёлое-грустное»

Цель: формировать представление об настроении людей, причинах их изменения.                                                                                           

Ход игры:  Педагог спрашивает ребенка . Как ты думаешь, можно ли изменить настроение человека. Может ли грустный человек стать веселым?  Ребёнок меняет части лица грустного на весёлого человечка.                                         

 «Как ты себя чувствуешь» 

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Ход игры: Упражнение выполняется по кругу.Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, находит подходящую пиктограмму, рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

«Оживи облако»

 Цель: развивать умение  выражать  чувства  и эмоции, изобразить эмоции схематически, в соответствии со стихами.

     


По небу плыли облака,

 И я на них смотрел.

 И два похожих облачка

 Найти я захотел.

 И долго всматривался ввысь

 И даже щурил глаз,

 И что увидел я,

 То вам все расскажу сейчас.

1.Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

«Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!»

 Я тоже посмеялся с ним:

 Мне весело с тобой!

 И долго-долго облачку

 Махал я вслед рукой.

(Ребёнок подбирает подходящую пиктограмму)

2. А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями    дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно — грустно так,

 А вовсе не смешно.

(Ребёнок подбирает подходящую пиктограмму)

 3. И вдруг по небу грозное

Страшилище летит.

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

(Ребёнок подбирает подходящую пиктограмму)

 4. А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

 Приоткрывает рот:

— Ой, кто там, в глади озера

— Пушистенький такой,

— Такой мохнатый, мягонький?

— Летим, летим со мной!

(Ребёнок подбирает подходящую пиктограмму)

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

(Н. Екимова).


 

          Данное пособие хороший тренажер эмоций и используется как в совместной ,  так и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами-психологами, а также педагогами ДОУ.

17.04.2019, 1893 просмотра.

Друзья сайта
Полезные ресурсы