Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Чтобы управлять своими эмоциями, надо, прежде всего их понять и принять. А для детей это непростая задача, так как в силу своего возраста они не всегда могут объяснить словами, что чувствуют и переживают. Им сложно контролировать свои эмоции и чувства.
Для успешного осуществления работы по эмоциональному развитию детей, необходимо образовательную деятельность выстраивать в интересной, познавательной и игровой форме.
Авторское пособие «Робот эмоций» позволяет решать следующие цели и задачи:
Цель: развивать эмоциональную сферу ребенка.
Задачи: Расширить представления детей об основных базовых эмоциях (радость, удивление, горе, страх, гнев).
Формировать умение передавать данные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства.
Формировать умение понимать свои чувства и чувства других людей. Развивать в детях чувство эмпатии.
Практическое пособие «Робот эмоций», помогает наглядно, по схематическим изображениям, рассказать о разных эмоциях, различать их, понимать эмоциональное состояние человека, развивать воображение, наблюдательность, выразительность мимики.
« Робот эмоций»- это пособие, выполненное из подручных материалов, не требует больших затрат. На пластмассовую крышку подвижно закреплены части лица (брови, глаза, губы, нос); дополнительно детям предлагается набор из разных конфигураций частей лица и круг из картона. С данным пособием можно организовать множество интересных и занимательных игр.
«Испорченный телевизор».
Цель: Формировать умение распознавать эмоцию другого , передавать ее, словесно обозначая.
Ход игры: Все участники, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий составляет и молча, показывает «не спящему» участнику какую-либо эмоцию. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, при помощи мимики и жестов, без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся». После этого ведущий спрашивает детей, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации или убедиться, что «телевизор» был полностью исправлен.
«Море волнуется раз…»
Цель: Формировать умение распознавать эмоцию другого, передавать ее, с помощью жестов и мимики.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – показывает эмоцию ( радости , грусти, печали, удивления…) замри». Дети изображают.
Дети изображают загаданные эмоции с помощью мимики и жестов.
«Угадай эмоцию по интонации»
Цель: Формировать умение показать (угадывать) эмоцию, по интонации.
Ход игры: Ребёнок составляет какую-либо эмоцию, произносит вслух фразу, например: «За мной мамочка пришла» с эмоциональной окраской. Остальные должны угадать эмоцию, а ребёнок показывает, составленную эмоцию.
«Подбери нужное»
Цель: формировать умение узнавать и подбирать изображение частей лица, соответствующие определенной эмоций, обозначать эмоции словесно.
«Фоторобот»
Цель: формировать умение подбирать части лица по словесному описанию, составляя «фоторобот».
Ход игры: Ребенку дается словесное описание лица человека. Он подбирает нужные части и составляет лицо человека с той или иной эмоцией.
«Волшебные дощечки»
Цель: формировать умение по тактильным ощущениям подбирать эмоцию, словесно обозначать свои чувства.
Ход игры:Картонные полоски, покрытые материалом различной фактуры (мех, плёнка, фланель, сетка). Ребёнок на ощупь берёт полоску и составляет эмоцию, на какое настроение похожа данная полоска. Составляет эмоцию и находит полоску с таким покрытием, какие чувства он сейчас испытывает.
«Что я чувствую?»
Цель:
Формировать умение передавать свои ощущения, получение органами обоняния и осязания чувств через эмоции.
Ход игры: Баночки с различным ароматическим наполнением (кофе, цедра апельсина, лепестки розы, ванилин, чеснок и др.) Баночки с различным звуковым наполнителем. Дети нюхают и слушают содержимое баночек и подбирают изображение частей лица.
«Весёлое-грустное»
Цель: формировать представление об настроении людей, причинах их изменения.
Ход игры: Педагог спрашивает ребенка . Как ты думаешь, можно ли изменить настроение человека. Может ли грустный человек стать веселым? Ребёнок меняет части лица грустного на весёлого человечка.
«Как ты себя чувствуешь»
Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.
Ход игры: Упражнение выполняется по кругу.Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, находит подходящую пиктограмму, рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.
«Оживи облако»
Цель: развивать умение выражать чувства и эмоции, изобразить эмоции схематически, в соответствии со стихами.
По небу плыли облака,
И я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
И долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
И что увидел я,
То вам все расскажу сейчас.
1.Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
«Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!»
Я тоже посмеялся с ним:
Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
(Ребёнок подбирает подходящую пиктограмму)
2. А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями дождинками
Расплакалось оно...
И стало грустно — грустно так,
А вовсе не смешно.
(Ребёнок подбирает подходящую пиктограмму)
3. И вдруг по небу грозное
Страшилище летит.
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
(Ребёнок подбирает подходящую пиктограмму)
4. А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
— Ой, кто там, в глади озера
— Пушистенький такой,
— Такой мохнатый, мягонький?
— Летим, летим со мной!
(Ребёнок подбирает подходящую пиктограмму)
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
(Н. Екимова).
Данное пособие хороший тренажер эмоций и используется как в совместной, так и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами-психологами, а также педагогами ДОУ.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Чтобы управлять своими эмоциями, надо, прежде всего их понять и принять. А для детей это непростая задача, так как в силу своего возраста они не всегда могут объяснить словами, что чувствуют и переживают. Им сложно контролировать свои эмоции и чувства.
Для успешного осуществления работы по эмоциональному развитию детей, необходимо образовательную деятельность выстраивать в интересной, познавательной и игровой форме.
Авторское пособие «Робот эмоций» позволяет решать следующие цели и задачи:
Цель: развивать эмоциональную сферу ребенка.
Задачи: Расширить представления детей об основных базовых эмоциях (радость, удивление, горе, страх, гнев).
Формировать умение передавать данные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства.
Формировать умение понимать свои чувства и чувства других людей. Развивать в детях чувство эмпатии.
Практическое пособие «Робот эмоций», помогает наглядно, по схематическим изображениям, рассказать о разных эмоциях, различать их, понимать эмоциональное состояние человека, развивать воображение, наблюдательность, выразительность мимики.
« Робот эмоций»- это пособие, выполненное из подручных материалов, не требует больших затрат. На пластмассовую крышку подвижно закреплены части лица (брови, глаза, губы, нос); дополнительно детям предлагается набор из разных конфигураций частей лица и круг из картона. С данным пособием можно организовать множество интересных и занимательных игр.
«Испорченный телевизор».
Цель: Формировать умение распознавать эмоцию другого , передавать ее, словесно обозначая.
Ход игры: Все участники, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий составляет и молча, показывает «не спящему» участнику какую-либо эмоцию. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, при помощи мимики и жестов, без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся». После этого ведущий спрашивает детей, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации или убедиться, что «телевизор» был полностью исправлен.
«Море волнуется раз…»
Цель: Формировать умение распознавать эмоцию другого, передавать ее, с помощью жестов и мимики.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – показывает эмоцию ( радости , грусти, печали, удивления…) замри». Дети изображают.
Дети изображают загаданные эмоции с помощью мимики и жестов.
«Угадай эмоцию по интонации»
Цель: Формировать умение показать (угадывать) эмоцию, по интонации.
Ход игры: Ребёнок составляет какую-либо эмоцию, произносит вслух фразу, например: «За мной мамочка пришла» с эмоциональной окраской. Остальные должны угадать эмоцию, а ребёнок показывает, составленную эмоцию.
«Подбери нужное»
Цель: формировать умение узнавать и подбирать изображение частей лица, соответствующие определенной эмоций, обозначать эмоции словесно.
«Фоторобот»
Цель: формировать умение подбирать части лица по словесному описанию, составляя «фоторобот».
Ход игры: Ребенку дается словесное описание лица человека. Он подбирает нужные части и составляет лицо человека с той или иной эмоцией.
«Волшебные дощечки»
Цель: формировать умение по тактильным ощущениям подбирать эмоцию, словесно обозначать свои чувства.
Ход игры: Картонные полоски, покрытые материалом различной фактуры (мех, плёнка, фланель, сетка). Ребёнок на ощупь берёт полоску и составляет эмоцию, на какое настроение похожа данная полоска. Составляет эмоцию и находит полоску с таким покрытием, какие чувства он сейчас испытывает. «Что я чувствую?»
Цель:
Формировать умение передавать свои ощущения, получение органами обоняния и осязания чувств через эмоции. Ход игры: Баночки с различным ароматическим наполнением (кофе, цедра апельсина, лепестки розы, ванилин, чеснок и др.) Баночки с различным звуковым наполнителем. Дети нюхают и слушают содержимое баночек и подбирают изображение частей лица.
«Весёлое-грустное»
Цель: формировать представление об настроении людей, причинах их изменения.
Ход игры: Педагог спрашивает ребенка . Как ты думаешь, можно ли изменить настроение человека. Может ли грустный человек стать веселым? Ребёнок меняет части лица грустного на весёлого человечка.
«Как ты себя чувствуешь»
Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.
Ход игры: Упражнение выполняется по кругу.Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, находит подходящую пиктограмму, рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.
«Оживи облако»
Цель: развивать умение выражать чувства и эмоции, изобразить эмоции схематически, в соответствии со стихами.
По небу плыли облака,
И я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
И долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
И что увидел я,
То вам все расскажу сейчас.
1.Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
«Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!»
Я тоже посмеялся с ним:
Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
(Ребёнок подбирает подходящую пиктограмму)
2. А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями дождинками
Расплакалось оно...
И стало грустно — грустно так,
А вовсе не смешно.
(Ребёнок подбирает подходящую пиктограмму)
3. И вдруг по небу грозное
Страшилище летит.
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
(Ребёнок подбирает подходящую пиктограмму)
4. А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
— Ой, кто там, в глади озера
— Пушистенький такой,
— Такой мохнатый, мягонький?
— Летим, летим со мной!
(Ребёнок подбирает подходящую пиктограмму)
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
(Н. Екимова).
Данное пособие хороший тренажер эмоций и используется как в совместной , так и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами-психологами, а также педагогами ДОУ.