Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие ЛЭПБУК «В стране блоков» (дидактические игры с блоками Дьенеша)

ЛЭПБУК – это интерактивная игровая папка для ребенка дошкольного возраста.

  • Сделает математику увлекательным делом для ребенка дошкольного возраста
  • Обучать считать, решать, мыслить, анализировать, классифицировать.
  • Помогает совместному творчеству взрослого и ребенка.
  • Приучает к самостоятельной работе.

В лэпбуке используются широко известный педагогам и родителям современный международный дидактический материал – блоки Дьенеша, разработанный венгерским математиком, педагогом и психологом Золтаном Дьенешем.

Предлагаемые игры лэпбука «Страна блоков» - сюжетно-дидактические, то есть игры, в которых есть сюжет. Слово «дидактические» подчеркивает их обучающий характер.  Игра – конструктор, развивает творческое воображение.

Дидактическое пособие предназначено для детей разновозрастной группы (3-7 лет).

Наглядный материал и тексты (стихи, загадки, шифровки) размещенные на «страницах» лэпбука эффективно используются при проведении дидактических игр и упражнений по формированию у детей элементарных математических представлений, при проведении мониторинга, а также в индивидуальной работе. Прежде всего, лепбук, помогает лучше систематизировать изучаемый материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Лепбук – помогает быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лепбук и с интересом рассматривает книжку, погружаясь в увлекательное путешествие по страницам этого пособия. Процесс обучения происходит не произвольно.

Содержание дидактического пособия можно периодически пополнять и менять.

Лепбук изготовлен из приятного на ощупь мягкого, разноцветного флиса, а яркая печать выполнена на фетре.

 Все мои идеи по созданию лепбука, помогли воплотить родители - Серкова Алена Николаевна и Дягилева Екатерина Павловна. Для меня это было приятное сотрудничество, так как родители прониклись изучаемой темой и сейчас, я готова представить описание лепбука.

В Лэпбук входят:

  • Математическая сказка
  • Игра «Транспорт», «Засели жильцов», «Дом сюрпризов», «Прятки», «Чудесный мешочек», «Карусель», «Рыбалка».
  •  Стихи и загадки о геометрических фигурах
  • Раздаточный материал из картона
  • Набор магнитных плоскостных геометрических фигур из фетра
  • Набор плоскостных блоков из фетра

1.Игра «Транспорт» (дидактическая)

Материал к игре:

  • Блоки Дьенеша
  • Раздаточный материал
  • Альбом «Транспорт»

Краткий сюжет:

Наши блоки отправляются в путешествие! Давайте им поможем! Что нам для этого понадобиться? (альбом «Транспорт» и раздаточный материал).

Лена, на каком транспорте твои блоки отправляются в путешествие? (на самолете). Дима, а твои блоки на чем отправились путешествовать? (на корабле) и т.д.

Дидактические задачи:

  1. Содействовать развитию умения планировать свою деятельность, выбирать необходимые средства.
  2. Закрепить знания о размере, цвете и форме геометрических фигур.
  3. Развивать умение «читать» схему и строить по ней.
  4. Развивать коммуникативные качества: умение договариваться с партнерами, менять в случае необходимости свою позицию, т.е. учитывать интересы других.
  5. Развивать творческое мышление.

Игровые действия.

  1. Выбери в каталоге транспорт, который ты будешь выкладывать.
  2. Подготовь место для выкладывания транспорта.
  3. Найди те геометрические фигуры, которые необходимы для выполнения задания.
  4. Выложи картинку в соответствии с образцом.

Правила игры:

Играть могут от 1 до 7 детей.

2.Игра «Засели жильцов» (дидактическая)

Материал к игре:

  • Блоки Дьенеша
  • Магнитный домик, состоящий из 4 этажей.
  • Картотека с символами - обозначениями блоков.
  • Карман для составления шифровки.
  • Набор магнитных плоскостных логических блоков из ферта.

Краткий сюжет.

В стране логических блоков, выстроили новый, красивый, многоэтажный дом. А жители (блоки) ни как не могут расселиться в нем. Вы, ребята, должны помочь фигурам найти свою квартиру в домике. Для каждой фигуры определен этаж и номер квартиры.

Дидактические задачи:

  1. Развитие умения классифицировать (по форме, по цвету, по размеру) и обобщать геометрические фигуры по признакам, анализировать.
  2. Развивать умение читать кодовое обозначение.
  3. Упражнять в счете.
  4. Развивать ориентировку в пространстве.
  5. Развитие логического мышления, внимание.
  6. Развитие инициативы и самостоятельности.
  7. Умение обосновывать свой ответ.
  8. Развивать умение работать в паре, договариваться.

Игровые действия:

Ребенку предлагается выбрать определенное количество карточек с обозначением символов, поместить в кармашек для шифровки. Партнер по игре считывает зашифрованные символы фигур, находит заданную фигуру и заселяет ее в домик.

Игровые упражнения:

Игровые упражнения детям предлагаются от простого к сложному.

  1. 1. «Засели фигуры по цвету»

Цель: развивать умение классифицировать фигуры по одному признаку (по цвету).

Например, воспитатель проговаривает, что все красные фигуры живут на первом этаже, все синие, фигуры живут на втором этаже, а все желтые на третьем этаже.

Заселяя фигуры в дом, ребенок правильно называет фигуру, например: «красный круг живет на 1 этаже в 1 квартире, красный квадрат живет на 1 этаже во 2 квартире» и т.д.

  1. 2. «Засели фигуры по форме»

Цель: развивать умение классифицировать фигуры по одному признаку (по форме).

Воспитатель говорит, что блоки расселились в домике по форме. И предлагает детям расселить блоки в следующем порядке, например: 1-этаж, блоки прямоугольной формы; 2-этаж блоки круглой формы; 3-этаж блоки квадратной формы; 4-этаж , блоки треугольной формы.

Дети, заселяют блоки (жильцы) в соответствии сказанной воспитателем инструкцией.

  1. 3. « Засели фигуры по форме и по цвету»

Цель: развивать умение классифицировать по двум признакам: по форме     (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и по цвету (красный, синий, желтый).

Заселяя фигуры в дом, ребенок называет: «красный круг живет на 4 этаже в 1 квартире», или «синий треугольник живет на 2 этаже в 3 квартире» и т.д.

  1. 4. «Засели фигуры по форме, цвету, размеру»

В более сложном варианте, детям предлагается, не озвучивать условия, а пользоваться картотекой с символами обозначениями блоков.

Цель: развивать умение классифицировать по трем признакам: по форме     (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), по цвету (красный, синий, желтый) и по размеру (большой, маленький). Развивать умение считывать кодовое обозначение.

Прежде, чем заселить блоки (жильцы) в домик ребенок самостоятельно выбирает карточки с символами обозначения блоков и помещает их в кармашек для шифровки. Затем считывает кодовое обозначение и находит нужный блок.

Заселяя блоки (жильцы) в дом, ребенок находит и называет фигуру по трем признакам. Например: «Желтый, большой прямоугольник живет на 1 этаже в 4 квартире» или « Синий маленький квадрат живет на 3 этаже во 2 квартире».

Правила игры:

Игровое пособие можно использовать как при индивидуальной работе, работе в паре, так и подгрупповой работе с детьми 4-7 лет.

 

3.Игра «Прятки» (дидактическая)

Материал к игре:

Кармашек с набором карточек из фетра, на которых изображены геометрические фигуры.

Краткий сюжет:

Ребята, а вы любите играть? (да). А какие вам больше игры нравятся? (варианты предлагают дети). А нашим блокам нравится играть в прятки!  А вы бы хотели поиграть с блоками в прятки? Но если вы помните, водящий закрывает глаза и не подсматривает! Согласны?

Дидактические задачи:

  1. Развивать логическое, пространственное мышление.
  2. Способствовать развитию математических и речевых навыков.

Игровые действия:

1.Ребенку предлагается закрыть глаза и достать любую карточку на выбор.

2.Не нарушая последовательности правильно назвать изображенные фигуры на карточке.

4. Игра - соревнование «Дом сюрпризов» конструктор

Материал к игре:

Кармашек с набором разноцветных, мягких палочек для создания геометрических фигур.

Краткий сюжет:

Ребята, скажите. Кто проектирует дома? Детские сады? Спортивные площадки? (инженеры). Ребята, а я вам предлагаю стать инженерами и самим сконструировать геометрические фигуры. Сейчас, я произнесу волшебные слова: «Раз, два, три вращаемся - в инженеров превращаемся!»

В доме сюрпризов есть строительный материал (палочки), нам нужно взять палочки разной длины и разного цвета и попробовать сконструировать геометрические фигуры.

Дидактические задачи:

  1. Способствовать развитию творческого воображения.
  2. Развивать мелкую моторику детей.
  3. Продолжать закреплять знания о геометрических фигурах.
  4. Упражнять в умении производить арифметические действия.

Игровые действия:

  1. Ребенку предлагается взять одну или несколько палочек, в соответствии с задуманным планом.
  2. В игре может быть как личное, так и командное первенство.
  3. Ребенок или команды детей могут создавать разные сюжетные постройки.
  4. За каждую выложенную геометрическую фигуру, присуждается- 1 балл.
  5. За умение выложить из геометрических фигур постройку – 2 балла.
  6. За умение создать сюжетную постройку – 3 балла.
  7. За умение придумать историю к созданному сюжету – 5 баллов.
  8. Поощрительный приз дается за презентацию своего сюжета; чтение стихотворения или загадывания загадки. (Призы прилагаются).
  9. Самостоятельно подсчитать свои баллы.

Например, одна выложенная геометрическая фигура – 1 балл.

Одина придуманная сюжетная постройка – 3 балла. Всего 1+3=4 балла.

Правила игры:

Игру можно использовать как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой работе с детьми 4-7 лет.

  1. Игра « Карусель» (сюжетно-дидактическая)

Материал к игре:

  1. Набор магнитных плоскостных блоков из фетра.
  2. Разрезные схемы-карточки.

 

Краткий сюжет:

Наши блоки, тоже любят гулять, играть, отдыхать в парке, кататься на каруселях. Для того, чтобы прокатится на карусели, нам нужно купить билет. А где продаются билеты? Кто их продает?

Дидактические задачи:

  1. Развивать умение «читать» схему и находить нужный блок.
  2. Прививать культуру общения в общении друг с другом.
  3. Соотносить блок с указанной цифре на билете.
  4. Развивать коммуникативные качества: умение договариваться с партнерами, менять в случае необходимости свою позицию, т.е. учитывать интересы других.

Игровые действия:

  1. Купить билет в кассе.
  2. «Прочитать» схему на билете.
  3. Занять место на карусели, указанному на билете.

Правила игры:

1.Играть могут от 1 до 7 детей.

2.Распределить роли: кассир, покупатели, администратор.

3.Если ребенок играет один, то он исполняет все роли.

  1. «Рыбалка»

Материал к игре:

1.Набор плоскостных магнитных рыбок из фетра.

2. Удочки.

3. Ведра.

Краткий сюжет:

Мальчик отправился на рыбалку. Что он возьмет с собой? (ведра, удочки).     

Рыбак поймал много рыбы. Ему необходимо соотнести цвет пойманной рыбы с цветом ведра. Синего цвета положить ее в ведро синего цвета, рыбу желтого цвета в желтое ведро, ну, а красного цвета рыбу, необходимо положить в ведро  красного цвета.

Дидактические задачи:

  1. Продолжать закреплять знания о признаках предмета (цвете).
  2. Развивать умение группировать блоки по цвету (красный, желтый, синий).
  3. Развивать внимание и логику.

Игровые действия:

  1. Выбираем рыбаков.
  2. Определяем, кто какого цвета ловит рыбу.
  3. Соотнести цвет рыбки с цветом ведра.

Правила игры:

В игре могут принимать участие от 1 до 3 детей.

17.04.2019, 1578 просмотров.

Друзья сайта
Полезные ресурсы