ЛЭПБУК – это интерактивная игровая папка для ребенка дошкольного возраста.
В лэпбуке используются широко известный педагогам и родителям современный международный дидактический материал – блоки Дьенеша, разработанный венгерским математиком, педагогом и психологом Золтаном Дьенешем.
Предлагаемые игры лэпбука «Страна блоков» - сюжетно-дидактические, то есть игры, в которых есть сюжет. Слово «дидактические» подчеркивает их обучающий характер. Игра – конструктор, развивает творческое воображение.
Дидактическое пособие предназначено для детей разновозрастной группы (3-7 лет).
Наглядный материал и тексты (стихи, загадки, шифровки) размещенные на «страницах» лэпбука эффективно используются при проведении дидактических игр и упражнений по формированию у детей элементарных математических представлений, при проведении мониторинга, а также в индивидуальной работе. Прежде всего, лепбук, помогает лучше систематизировать изучаемый материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Лепбук – помогает быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лепбук и с интересом рассматривает книжку, погружаясь в увлекательное путешествие по страницам этого пособия. Процесс обучения происходит не произвольно.
Содержание дидактического пособия можно периодически пополнять и менять.
Лепбук изготовлен из приятного на ощупь мягкого, разноцветного флиса, а яркая печать выполнена на фетре.
Все мои идеи по созданию лепбука, помогли воплотить родители - Серкова Алена Николаевна и Дягилева Екатерина Павловна. Для меня это было приятное сотрудничество, так как родители прониклись изучаемой темой и сейчас, я готова представить описание лепбука.
В Лэпбук входят:
1.Игра «Транспорт» (дидактическая)
Материал к игре:
Краткий сюжет:
Наши блоки отправляются в путешествие! Давайте им поможем! Что нам для этого понадобиться? (альбом «Транспорт» и раздаточный материал).
Лена, на каком транспорте твои блоки отправляются в путешествие? (на самолете). Дима, а твои блоки на чем отправились путешествовать? (на корабле) и т.д.
Дидактические задачи:
Игровые действия.
Правила игры:
Играть могут от 1 до 7 детей.
2.Игра «Засели жильцов» (дидактическая)
Материал к игре:
Краткий сюжет.
В стране логических блоков, выстроили новый, красивый, многоэтажный дом. А жители (блоки) ни как не могут расселиться в нем. Вы, ребята, должны помочь фигурам найти свою квартиру в домике. Для каждой фигуры определен этаж и номер квартиры.
Дидактические задачи:
Игровые действия:
Ребенку предлагается выбрать определенное количество карточек с обозначением символов, поместить в кармашек для шифровки. Партнер по игре считывает зашифрованные символы фигур, находит заданную фигуру и заселяет ее в домик.
Игровые упражнения:
Игровые упражнения детям предлагаются от простого к сложному.
Цель: развивать умение классифицировать фигуры по одному признаку (по цвету).
Например, воспитатель проговаривает, что все красные фигуры живут на первом этаже, все синие, фигуры живут на втором этаже, а все желтые на третьем этаже.
Заселяя фигуры в дом, ребенок правильно называет фигуру, например: «красный круг живет на 1 этаже в 1 квартире, красный квадрат живет на 1 этаже во 2 квартире» и т.д.
Цель: развивать умение классифицировать фигуры по одному признаку (по форме).
Воспитатель говорит, что блоки расселились в домике по форме. И предлагает детям расселить блоки в следующем порядке, например: 1-этаж, блоки прямоугольной формы; 2-этаж блоки круглой формы; 3-этаж блоки квадратной формы; 4-этаж , блоки треугольной формы.
Дети, заселяют блоки (жильцы) в соответствии сказанной воспитателем инструкцией.
Цель: развивать умение классифицировать по двум признакам: по форме (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и по цвету (красный, синий, желтый).
Заселяя фигуры в дом, ребенок называет: «красный круг живет на 4 этаже в 1 квартире», или «синий треугольник живет на 2 этаже в 3 квартире» и т.д.
В более сложном варианте, детям предлагается, не озвучивать условия, а пользоваться картотекой с символами обозначениями блоков.
Цель: развивать умение классифицировать по трем признакам: по форме (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), по цвету (красный, синий, желтый) и по размеру (большой, маленький). Развивать умение считывать кодовое обозначение.
Прежде, чем заселить блоки (жильцы) в домик ребенок самостоятельно выбирает карточки с символами обозначения блоков и помещает их в кармашек для шифровки. Затем считывает кодовое обозначение и находит нужный блок.
Заселяя блоки (жильцы) в дом, ребенок находит и называет фигуру по трем признакам. Например: «Желтый, большой прямоугольник живет на 1 этаже в 4 квартире» или « Синий маленький квадрат живет на 3 этаже во 2 квартире».
Правила игры:
Игровое пособие можно использовать как при индивидуальной работе, работе в паре, так и подгрупповой работе с детьми 4-7 лет.
3.Игра «Прятки» (дидактическая)
Материал к игре:
Кармашек с набором карточек из фетра, на которых изображены геометрические фигуры.
Краткий сюжет:
Ребята, а вы любите играть? (да). А какие вам больше игры нравятся? (варианты предлагают дети). А нашим блокам нравится играть в прятки! А вы бы хотели поиграть с блоками в прятки? Но если вы помните, водящий закрывает глаза и не подсматривает! Согласны?
Дидактические задачи:
Игровые действия:
1.Ребенку предлагается закрыть глаза и достать любую карточку на выбор.
2.Не нарушая последовательности правильно назвать изображенные фигуры на карточке.
4. Игра - соревнование «Дом сюрпризов» конструктор
Материал к игре:
Кармашек с набором разноцветных, мягких палочек для создания геометрических фигур.
Краткий сюжет:
Ребята, скажите. Кто проектирует дома? Детские сады? Спортивные площадки? (инженеры). Ребята, а я вам предлагаю стать инженерами и самим сконструировать геометрические фигуры. Сейчас, я произнесу волшебные слова: «Раз, два, три вращаемся - в инженеров превращаемся!»
В доме сюрпризов есть строительный материал (палочки), нам нужно взять палочки разной длины и разного цвета и попробовать сконструировать геометрические фигуры.
Дидактические задачи:
Игровые действия:
Например, одна выложенная геометрическая фигура – 1 балл.
Одина придуманная сюжетная постройка – 3 балла. Всего 1+3=4 балла.
Правила игры:
Игру можно использовать как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой работе с детьми 4-7 лет.
Материал к игре:
Краткий сюжет:
Наши блоки, тоже любят гулять, играть, отдыхать в парке, кататься на каруселях. Для того, чтобы прокатится на карусели, нам нужно купить билет. А где продаются билеты? Кто их продает?
Дидактические задачи:
Игровые действия:
Правила игры:
1.Играть могут от 1 до 7 детей.
2.Распределить роли: кассир, покупатели, администратор.
3.Если ребенок играет один, то он исполняет все роли.
Материал к игре:
1.Набор плоскостных магнитных рыбок из фетра.
2. Удочки.
3. Ведра.
Краткий сюжет:
Мальчик отправился на рыбалку. Что он возьмет с собой? (ведра, удочки).
Рыбак поймал много рыбы. Ему необходимо соотнести цвет пойманной рыбы с цветом ведра. Синего цвета положить ее в ведро синего цвета, рыбу желтого цвета в желтое ведро, ну, а красного цвета рыбу, необходимо положить в ведро красного цвета.
Дидактические задачи:
Игровые действия:
Правила игры:
В игре могут принимать участие от 1 до 3 детей.