С учетом того, что большую часть дневного времени ребенок проводит в группе, окружающее пространство и интерьер в ней становятся частью игрового и образовательного процесса. Чем больше возможностей у детей для реализации собственных фантазий, тем проще педагогу направить процесс обучения в нужное русло.
Одной из деталей интерьера, которые могут помочь в творческом развитии и организации жизни группы, является стилизованная ширма. Как правило, стандартная модель ширмы из труб ПВХ делается с тремя секциями. Впрочем, это не обязательное правило, и при желании и наличии материала можно сделать и большее количество рамочных составляющих. Дизайн натянутой на каркас ткани зависит только от личных предпочтений — можно выбрать его вместе с детьми из нескольких вариантов, сделав съемные чехлы на креплениях с «липучками». Различные цветовые решения чехлов могут ассоциироваться с временами года или тематическими праздниками. К примеру, зеленый фон весной, желтый и оранжевый — с наступлением осени, голубой или синий — в зимнее время года.
Изготовление ширмы из пластиковых труб своими руками не потребует больших расходов. Потребуются пропиленовые трубы различной длины, пластмассовые уголки и двусторонние крепления — для соединения секций между собой. Важным фактором является легкость и многофункциональность конструкции: дети очень ценят редкую возможность самостоятельно изменять расстановку предметов интерьера, используя их не как обязательный устоявшийся порядок, а как ресурс для реализации задумок. Это развивает навыки управления, а также дает больше пространства для игр и творчества.
Являясь важным атрибутом театрализованных представлений, обладающим налетом таинственности, она вызывает неподдельный восторг и любопытство у малышей. В зависимости от размеров, с помощью ширмы можно ставить сценки, как для кукольного театра, так и для настоящих маленьких актеров, добавляя процессу зрелищности и повышая интерес.
Варианты использования ширмы в образовательном пространстве могут быть разные в зависимости от целей использования и возраста детей, например, использовать одну часть ширмы для игры в «Магазин», другую – для развития мелкой моторики, остальная часть для рассказывания сказки или любой истории. Либо первая стороны ширмы используется для закрепления знаний по тематической неделе, вторая – для любой дидактической игре, третья для составления изображений из шнуровок по теме. Ширма помогает воспитанникам уединяться во время игры.
Примерные игры и упражнения: