Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит отсоздания благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Современному воспитателю постоянно приходится внедрять в работу с детьми новые, современные образовательные технологии.
Одним из современных форм организации образовательной деятельности дошкольника является лэпбук.
В своей педагогической деятельности использую авторские лэпбуки, как средство познавательно-речевого развития детей.
Например, лэпбук на тему «Животные Севера»
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС, он:
• информативен;
• способствует развитию творчества, воображения;
• пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
• обладает дидактическими свойствами.
•является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
• вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
• его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
• обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников
Лэпбук обеспечивает:
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
• развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
• развитие воображения, творческой активности и инициативы, в том числе речевой;
• возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
• совместной деятельности и общения;
• создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
Данный лэпбук содержит практический материал в соответствии с целями и задачами реализуемой образовательной программы. Это своего рода «копилка» учебного материала, удобное средство сбора, систематизации, обобщения и последующего воспроизведения накопленных знаний. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
В пособии «Животные Севера» мной разработаны следующие материалы:
В течение дня дети могут взять любую информацию из кармашков лепбука. Красочное оформление дидактических заданий, мини-книжечек, различных игр привлекает детей, и они погружаются в творчество и изучение чего-то нового. Таким образом, информация, представленная, в лэпбуке выполняет познавательную и развивающую функцию. Такой лэпбук подходит для многократного применения, достаточно периодически менять информацию в нем.
Лэпбук имеет большое значение для развития личности, как воспитанника, так и педагога:
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- способствует оформления результатов совместной проектной деятельности;
- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Значение для ребенка:
- способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
- способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
- способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
Результаты использования лэпбука:
- быстрое запоминание информации;
- проявление повышенного интереса к содержанию;
- проявление самостоятельности при работе с лэпбуком;
Таким образом, объединяя обучение, развитие и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка.
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Животные севера. Составление описательного рассказа».
Цель: систематизация знаний детей о животных севера. Формирование умение составлять описательный рассказ.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
- активизировать словарь по лексической теме «Животные Севера»;
- систематизировать знания о животных и их отличительных особенностях;
- упражнять в употреблении выразительных словосочетаний и оборотов при составлении предложений.
2. Развивающие задачи:
- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
3. Воспитывающие задачи:
- воспитывать внимание к собственной речи и речи окружающих, доброжелательность, активность, умение сотрудничать.
Методы и приемы:
Словесный: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; художественное слово; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядный: демонстрация, рассматривание иллюстраций.
Практический: использование дидактических игр.
Материалы и оборудование: мягкая игрушка «Полярная сова», лэпбук «Животные Севера», иллюстрации диких животных севера, иллюстрации тундры, северного ледовитого океана, схема описательного рассказа.
Предварительная работа: беседа о животных и птицах севера, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Словарная работа: активизировать словарь детей словами:
крадется, рычит, воет, охотится, скалит клыки, полярный волк.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель. Какой сегодня замечательный день.
Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- К нам в гости прилетела полярная сова Таша. (демонстрируется игрушка «сова»). Она принесла нам интересную книгу, но открыть мы ее сможем если выполним задания совы Таши:
1. Я слышала что, вы хорошо знаете, какие птицы обитают в теплых и холодных краях. Назовите моих самых близких соседей!
Ответы детей: Гагара, тупик, полярная чайка, куропатка.
2. А кто из птиц живет от меня далеко-далеко?
Предполагаемые ответы детей. Пеликан, фламинго, тукан, страус.
Дыхательная гимнастика: «Ветер» (2-3 раза)
Сильный ветер вдруг подул,
Слезки с ваших щек он сдул.
И.п. – сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
3. Но мы, птицы – не единственные, кто живёт на жарком юге или холодном севере. Есть у нас соседи. Одни живут на суше, другие – в воде. Летать они не умеют и покрыты не перьями, а шерстью или кожей. Кто это?
Предполагаемые ответы детей. Животные!
- Ребята, вы ответили на все вопросы совы, но книга не открывается. Посмотрите, здесь замочек да не простой. Если правильно подобрать к замку слова-ключи, то он обязательно откроется. Наш замок – это… (демонстрируется картинка «снег»)
Предполагаемые ответы детей. Снег!
Дети называют «родственников» к слову «снег». В случае затруднений, воспитатель предлагает подсказки: «буря со снегом», «человечек из снега», «снег падает – это…» и другие.
- Много снежных, холодных слов вы назвали. И книга открылась. Молодцы, ребята.
-Куда же мы попадем? Куда привела нас книга?
Воспитатель демонстрирует изображения тундры и побережья Северного ледовитого океана.
Предполагаемые ответы детей. Это север! Холодные края!
- Сегодня книга привела нас на родину полярной совы Таши, на крайний север.
- Посмотрите на картинку. Что вы видите?
Предполагаемые ответы детей. Мы видим равнину, на которой растет трава и мох, всюду озера, леса совсем нет.
- А вот и не угадали, есть здесь лес! Только спрятаться в нем вы не сможете, потому что он не высокий.
- Кто из вас знает, как называется эта земля?
Предполагаемые ответы детей. Эту землю называют тундрой.
- Верно, это тундра.
- Давайте теперь заглянем дальше. Что вы видите?
Предполагаемые ответы детей. Всюду льды, море.
- Правильно ребята.Эти заснеженные берега, холодные льды – берега Северного ледовитого океана. Это самый маленький и самый холодный океан на нашей планете.
- Ребята, но мы не видим здесь ни одного животного.
- Как вы думаете, почему?
Предполагаемые ответы детей.…
- Животные, боятся людей и прячутся от них. Но они покажутся, если мы правильно назовём их по имени. Отгадайте, ребята, кто это такой:
Отгадывание загадок о животных Севера и демонстрация картинок.
В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он - ...
Предполагаемые ответы детей. Тюлень
Кто в холодном океане,
Словно в теплой пенной ванне,
Может плавать и нырять,
Стаи льдинок разгонять?
Да! Такие виражи
Могут делать лишь...
Ответ: Моржи
В Антарктиде кто не знает
Птицу ту, что не летает,
Что ныряет в море с льдин!
Ах, да это же...
Ответ: Пингвин
Гуляет он не по саванне,
А в море-океане,
И львиной гривы вовсе нет,
И рыбу ловит на обед.
Угадай, кто он такой? -
Царь зверей! Но лев...
Ответ: Морской
Странный гладкий серый кот
Рыбу ест, во льдах живет,
Есть усы, и хвост, и ротик,
Кто же это? - Морской...
Ответ: Котик
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи, тюлени им соседи.
Кто это? - Белые...
Ответ: Медведи
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный...
Ответ: Олень
Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут...
Предполагаемые ответы детей. Песец.
- Кто это такой: кто бегает, бьет копытом, разгребает снег, ест мох и грибы, тянет упряжку? (северный олень)
Игра «Кто где живет» (распределить картинки животных по местам их обитания)
Демонстрируется картинка северного оленя, воспитатель уточняет, где можно увидеть северного оленя – среди льдов или в тундре.
- Угадайте, кто это: бегает по снегу, на мышей охотится, тявкает, хитрит, путает следы?
Предполагаемые ответы детей. Лиса!
- Верно, только не простая лиса, а полярная. И называется она – песец.
Демонстрируется картинка песца; уточняется, где можно встретить песца – на побережье океана, в тундре.
Аналогично предлагается «угадать» по действиям полярного волка, белого медведя, моржа, тюленя.
- Отдыхает на льдине, охотится на тюленей, ревет, косолапит – белый медведь
- Ныряет, ревет, греется на солнце, защищается бивнями – морж
-Плавает, машет плавниками, ловит рыбу, спасается от моржа – тюлень
В кругу выполняется пальчиковая гимнастика «Сова».
У глазастой совушки (Большие и указательные пальцы сложены в «очки» - это глаза совы)
Хищная головушка,(кулачки прижаты друг к другу, большие пальцы – вверх (ушки, указательные пальцы вместе, выставлены вперед – нос)
Перышки пушистые,(Одна ладонь гладит другую)
Ноженьки когтистые.(Пальцы на обеих руках полусогнуты – «когти»)
Ловит мышек и зайчат(Фигура «мышка»: безымянный, средний, большой пальцы – «мордочка», согнутые мизинец и указательный – «ушки»)
На охоте по ночам.(Фигура «птица»: руки перекрещены, ладонями к груди, 4 пальца прижаты друг к другу – «крылья», большие пальцы отставлены и скрещены – «голова»)
«Птица» машет крыльями.
Игра «Чьи следы?».
- Услышали звери наши голоса и испугались! Спрятались за снежной горой. Но вы можете узнать по следам, кто спрятался за горой.
Ответы детей: Я вижу оленьи следы. Это медвежьи следы . Я вижу волчий след и т.д.
Каждому ребенку предоставляется возможность ответить. Воспитатель стимулирует детей следить за ответами товарищей и исправлять их при необходимости.
Составление предложений о животных севера.
-Посмотрите, ребята, сколько животных обитает на Севере! Вы запомнили, что они умеют делать?
- Расскажите о них друг другу. Выберите картинку животного, который нравится вам больше всего, и составьте о нем предложение.
Игра «Расскажи о животном»
При составлении предложений воспитатель поощряет разнообразие ответов.
Физкультминутка.
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (Выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (Соединяют руки над головой — крыша)
И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно).
-Понравилось вам на родине полярной совы Таши, ребята?
-Кто из животных понравился вам больше всего?
Предполагаемые ответы детей. Перечисляют понравившихся животных.
- А мне очень нравится белый медведь.
Книга помогла вам повстречаться с белым медведем. Но у вас есть друзья, которые такого мишку никогда не видели. Давайте расскажем им об этом животном. Что нам нужно для рассказа?
Предполагаемые ответы детей. Для рассказа нам нужен план – схема, по которому мы составим рассказ о животном.
Дети под руководством воспитателя выбирают нужные элементы для рассказа и составляют рассказ.
- Все верно, вы ничего не забыли! Подумайте немного и начнем наш рассказ. Помните, что работаем мы дружно, рассказываем один за другим, прислушиваемся к тому, что сказали другие ребята, и помогаем, если они что-то забудут.
Примерный рассказ: Это белый медведь. Он огромный, лохматый, косолапый, черноносый и короткохвостый. У белого медведя густая шерсть, сильные лапы и острые когти. Его детеныши – медвежата. Белый медведь ловит рыбу, охотится на тюленей. Он живет в Арктике.
Игра «Рисунки на память»
- Мишка и его медвежата очень любят, когда их рисуют, предлагаю ребятам сделать медведям подарки: взять картинки - раскраски и раскрасить их. А сова Таша передаст наши подарки медвежатам.
- Ребята, вы сегодня были большие молодцы. Вы справились со всеми заданиями совы.
Дети раскрашивают рисунки и благодарят сову за интересное занятие.