Итоги конкурса «Мой лучший урок: урок формирования функциональной грамотности»
В муниципальной системе образования стал традиционным конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». В этом учебном году с целью выявления и распространения эффективного педагогического опыта в моделировании процесса формирования и развития функциональной грамотности обучающихся в рамках (занятия) обучения своему предмету организован конкурс. Тема заявленного конкурса актуальна. Формирование функциональной грамотности становится приоритетной целью в системе общего образования и важнейшим механизмом обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования в мире.
Конкурс «Мой лучший урок: урок формирования функциональной грамотности» проведен во исполнение муниципальной программы «Основные направления развития образования в городе Кургане» и в соответствии с комплексом мер, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений.
В конкурсе приняли участие 72 педагога из 46 образовательных организаций: в номинации «Мой лучший урок. Начальная школа» представлено 7 участников (ОУ №№ 26, 27, 29, 40, 41, 47, 50), в номинации «Мой лучший урок» - 17 работ (ОУ №№ 5, 9, 12, 19, 22, 32, 44, 47, 48, 49, 55, 56, 59, ДТДМ «Гармония», ДТД «Синяя птица»), в номинации «Мое лучшее занятие» - 32 участника (ДОУ №№ 1, 2, 5, 18, 34, 90, 103, 105, 106, 109, 110, 113, 115, 118, 121, 122, 126, 128, 131, 133, 134, 135, 137, 138, 169). В конкурсе представлены уроки английского языка, русского языка и литературы, биологии и химии, математики, информатики, истории, географии. Участвовали учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, воспитатели, старшие воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре.
Городской конкурс педагогического мастерства стимулировал активность педагогов в формировании и развитии функциональной грамотности обучающихся.
Работы победителей и призеров конкурса войдут в банк методических разработок уроков (занятий), направленных на формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся.
Итоги конкурса подведены по 3 номинациям: «Мой лучший урок. Начальная школа», «Мой лучший урок», «Мое лучшее занятие».
Список победителей и призеров городского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок: урок формирования функциональной грамотности»
В номинации «Мой лучший урок»:
- Плотникова Оксана Александровна, учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 22», победитель (1 место);
- Елькина Наталия Владимировна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом творчества детей и молодежи «Гармония»» города Кургана, победитель (1место) ;
- Домнина Светлана Владимировна, учитель математики, Домнина Екатерина Алексеевна, учитель химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Гимназия №19», призеры (2 место);
- Каткова Лариса Валентиновна, учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №22», призер (2 место);
- Маслова Евгения Александровна, учитель биологии и химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Лицей №12», призер (3 место);
В номинации «Мой лучший урок. Начальная школа»:
- Вахтина Татьяна Витальевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Гимназия №47», победитель (1 место);
- Алейникова Людмила Викторовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №26», призер (2 место);
- Ткач Марина Юрьевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №29», призер (3 место);
- В номинации «Мое лучшее занятие»:
- Поздина Екатерина Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Центр развития ребенка- детский сад №115», победитель;
- Егорова Яна Васильевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Центр развития ребенка- детский сад №126 «Дружные ребята»», призер (2 место) ;
- Федорова Вера Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана « Детский сад комбинированного вида №2 «Дружная семейка», призер (3 место).
Жюри конкурса рассматривало и оценивало материалы, представленные участниками конкурса, согласно определенным положением критериям.
Городской конкурс "Мой лучший урок: урок формирования функциональной грамотности- 2022"
№ п/п |
Параметры оценки(0 - 3 балла) |
Средний балл |
||
ДОУ |
ОУ (НШ) |
ОУ |
||
1. |
Целеполагание, отвечающее теме конкурса |
1,96 |
1,81 |
2,00 |
2. |
Методическая компетентность (соответствие формы, содержания, методов и приемов поставленным целям, возрасту воспитанников, включенность воспитанников в активную деятельность) |
1,93 |
2,29 |
2,19 |
3. |
Формирование и развитие функциональной грамотности |
1,87 |
1,76 |
2,15 |
4. |
Вариативность методического инструментария в достижении планируемых результатов |
1,86 |
2,19 |
2,02 |
5. |
Наличие связи с практикой, жизнью (сфера применения знаний и способ действия) |
1,93 |
2,10 |
2,22 |
6. |
Воспитательный потенциал |
1,91 |
2,05 |
2,12 |
7. |
Творческая способность педагога |
1,89 |
2,19 |
2,13 |
8. |
Показ результативности |
1,83 |
1,86 |
1,66 |
9. |
Культура оформления материалов |
2,14 |
2,05 |
2,38 |
|
СУММА СРЕДНИХ БАЛЛОВ |
17,32 |
18,29 |
18,87 |
|
СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ |
1,92 |
2,03 |
2,10 |
По итогам конкурса проанализированы средние показатели по критериям.
Отмечаем, что педагоги недостаточно уделили внимание целеполаганию. По мнению жюри, в ряде конкурсных работ цели урока (занятия) не соответствовали теме конкурса. Критерии «Формирование и развитие функциональной грамотности» и «Показ результативности» раскрыты педагогами не в полной мере.
В номинации «Мое лучшее занятие» самый высокий средний балл по критерию «Культура оформления материала», самый низкий – по критерию «Показ результативности». В номинации «Мой лучший урок. Начальная школа» самый высокий показатель среднего балла по критерию «Методическая компетентность», не реализовали педагоги себя по критерию «Формирование и развитие функциональной грамотности». В номинации «Мой лучший урок» самый высокий средний балл по критерию точно так же, как и в номинации «Мое лучшее занятие», по критерию «Культура оформления материала», не смогли продемонстрировать результативность проведенного урока (см. Протоколы).
Критерии «Методическая компетентность» и «Формирование и развитие функциональной грамотности» предполагали демонстрацию педагогами методов и приемов формирования и развития функциональной грамотности, умения отбора содержания материала в соответствии с возрастом обучающихся; использования разных способов работы с информацией, поддержки культуры активного и безопасного поведения в современном мире, использования проблемных ситуаций, опоры на интересы и потребности обучающихся, создания ситуаций, требующих занимать собственную позицию и высказывать собственную точку зрения, создания ситуаций для обсуждения и дискуссий с развитием умений учащихся формулировать аргументы или контраргументы по обсуждаемым вопросам, использования подходов, требующих от обучающихся устанавливать коммуникацию, высказывать хорошо обоснованные суждения и взаимодействовать для решения поставленной задачи, но именно по этим критериям наблюдаем не самые высокие баллы.
По мнению жюри, педагоги недостаточно изучили материал по теме «Функциональная грамотность», допускаются смешения понятий, особенно в номинации «Мое лучшее занятие».
Как недостаток жюри отмечают формальное отношение педагогов к соблюдению требований к конкурсным работам: в пояснительной записке отсутствует обоснование выбора образовательных стратегий урока (занятия) с учетом формирования функциональной грамотности, в технологических картах не указаны компоненты функциональной грамотности, в сценарии (занятия) урока отсутствуют анализ работы детей и результаты. При проверке работ на плагиат выявлены признаки большого процента заимствования.
В целом конкурс позволил увидеть уровень подготовки педагогов по вопросам формирования и развития функциональной грамотности обучающихся. Работу по данному направлению необходимо актуализировать как на институциональном, так и муниципальном уровнях. В связи с актуальностью темы конкурс будет проведен и в следующем учебном году.
Исп. Щербакова Е.Л.