Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.
Эмоциональное расстройство - это нарушения, которые влияют на эмоциональные реакции ребёнка.
Виды эмоциональных нарушений:
Депрессия. У ребенка пониженное настроение, он подавлен и раздражителен. Очень быстро утомляется, жалуется на усталость. У него есть проблемы с концентрацией внимания и памятью. Он может потерять интерес к привычным и любимым играм, занятиям, хобби. Отдаляется от сверстников и членов семьи, замкнут. У него может меняться аппетит – или повышается, или снижается. Наблюдаются нарушения сна – бессонница, или, наоборот, повышенная сонливость.
Тревожное расстройство. Ребенок эмоционально напряжен, беспокоен, раздражителен. Может делиться переживаниями и страхами, которые связаны с определенными ситуациями (например, нежелание идти в школу или кружок при социальных страхах). Быстро утомляется, плохо концентрируется. Может стать замкнутым, отказываться от прогулок и игр с друзьями, от выхода из дома. Также может жаловаться на физические симптомы – головные боли, боли в животе и в области сердца, тошнота, головокружение.
Биполярное аффективное расстройство. Периоды мании – повышенная энергичность, активность, болтливость, увлеченность, сниженная потребность во сне – чередуется у ребенка с периодами депрессии – подавленности, низкой активности, быстрой утомляемости, повышенной раздражительности и потери интереса к любимым занятиям.
Расстройство приспособления. Ребенку тяжело адаптироваться к новым ситуациям, стрессовым событиям и социальным контактам. Он постоянно сомневается в своих способностях и имеет низкую самооценку. Пытается дистанцироваться от сверстников и с трудом идет на контакт с новыми людьми, неуклюж в общении. Может быть излишне раздражительным, тревожным.
Волевые расстройства - это нарушения, которые связаны с функцией воли, мотивации. Ребенку тяжело контролировать и регулировать свое поведение в соответствии с поставленными целями и требованиями, воспринимать, обрабатывать и удерживать информацию, а также выполнять задачи, которые требуют усилий, настойчивости, планирования.
Виды волевых нарушений:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ребенок невнимателен, легко теряет концентрацию, словно витает в облаках. Избегает задач, которые требуют длительного умственного напряжения (в том числе – уроков). Он ведет себя излишне активно и беспокойно. Импульсивен, с трудом контролирует свои эмоциональные и поведенческие реакции. Часто перебивает, с трудом дожидается своей очереди.
Расстройство исполнительных функций (РИФ). Ребенку или подростку тяжело планировать какие-то действия, распределять на них время и ресурсы. У него недостаточно гибкое мышление: ему крайне тяжело переключиться с одной задачи на другую. Он также будет упорно выполнять один и тот же способ решить задачу, даже если это не приносит результат и не соответствует ситуации, но не постарается найти другое решение. У ребенка с РИФ могут быть проблемы с краткосрочной и рабочей памятью – тяжело держать в голове инструкции и детали задания. Также снижается мотивация – ребенок легко отвлекается или полностью теряет интерес.
Дисциплинарное расстройство. Ребенок чрезмерно раздражителен, легко теряет самообладание и открыто проявляет негативные эмоции. Часто зол или обижен на окружающих, может быть мстительным. Спорит с родителями и другими авторитетными фигурами. Бросает вызов правилам, ведет себя вызывающе, бунтует. Может обвинять других в своих ошибках, сознательно злить и раздражать окружающих. Он также может иметь негативное отношение к социальным нормам и ожиданиям, нарушать права других людей – лгать, красть, заниматься вандализмом.
Профилактика эмоционально-волевых расстройств – как защитить ребенка?
Устойчивость эмоциональной и волевой сферы ребенка во многом зависит от родителей. Рассмотрим, какие действия внутри семьи помогут защитить ребенка от нарушений:
Безопасная среда
Именно из семьи ребенок черпает первые представления о мире и человеческом поведении. Поэтому важно создать для него безопасную, любящую и стабильную среду. И это не только отсутствие физического и психологического насилия, скандалов между родственниками.
Крайне важно последовательное поведение родителей. Если мама и папа постоянно спорят о том, как правильно воспитывать ребенка, дают ему противоречивые советы и указания, легко выходят из себя и срываются на малыше, могут похвалить и отругать за одно и то же действие – ребенок будет пребывать в тревоге.
Эмоциональная близость и укрепление эмоциональных навыков
Ребенку будет тяжело научиться понимать и контролировать свои эмоции, если родители подавляют проявление его чувств или скрывают собственные.
Поэтому крайне важно открыто выражать любовь и поддержку ребенку. Проводить с ним время: разговаривать и задавать вопросы, интересоваться его деятельностью, совместно играть, читать книги, смотреть мультфильмы и кино, и обсуждать свои впечатления.
А еще, помогать ребенку развивать эмоциональную грамотность. Не отмахиваться от его эмоций и переживаний – выслушивать, учить выражать свои чувства и эмоции словами, давать им названия.
Что ты чувствуешь? Почему ты это чувствуешь?
Вы также можете придумать с ребенком способы безопасного проявления негативных эмоций – через физическую активность, творчество.
Развитие волевых навыков и организованности
Помогите ребенку развивать самодисциплину, настойчивость и навыки планирования:
- Организуйте четкий распорядок дня и старайтесь его придерживаться. Обсуждайте с ребенком планирование его дня. Хвалите, когда у него получается самостоятельно соблюдать режим.
- Чаще давайте ему выбор, и задания, в которых ребенок может принимать самостоятельные решения.
- Придумывайте вместе с ребенком краткосрочные и долгосрочные цели, а также поощрения за их достижения.
- Учите ребенка самостоятельно планировать выполнение задачи – разбивать большую цель на мелкие этапы с конкретным результатом, строить планы.