Проблема преодоления нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы в последнее время приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что среди слабо успевающих и неуспевающих учеников большой процент составляют дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития письменной речи. Нарушение письма осложняют усвоение учебной программы, оказывают отрицательное влияние на эффективность обучения и являются частой причиной резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей поведения. С каждым годом категория детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи, увеличивается. Это определяет актуальность своевременной профилактики дисграфии у учащихся первых классов.
Дисграфия- стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Определить дисграфию, а, значит, подобрать программу коррекции, совсем несложно. Как правило, учащиеся с таким диагнозом:
В зависимости от признаков недоразвития речи выделяются следующие виды дисграфии:
Диагностика у младших школьниковпредставляет актуальность своевременной профилактики дисграфии у учащихся первых классов.
Чтобы помочь ребенку справится с проблемой дисграфии, а также предотвратить трудности общения со сверстниками (так как эти дети очень часто становятся объектами насмешек одноклассников), следует уделить внимание коррекционным упражнениям:
Магнитная азбука. Первоклассник складывает слоги, слова, произносит их и запоминает графические образы.
Диктанты, позволяющие отработать речевое восприятие.
Разделение текстов на смысловые блоки. Это упражнение особенно актуально, если нужно много писать в тетради.
«Корректурная правка». Берём толстую книжку с крупным шрифтом, желательно нейтрального содержания, чтобы ребенка ничего не отвлекало, формулируем задание: «В выделенном абзаце подчеркни букву, например, О, обведи в кружочек букву Р, зачеркни букву К» и т.д. Начинать нужно с работы над одной буквой, с которой больше всего проблем. Постепенно добавляйте по букве. В одном упражнении не должно быть больше 3-4 букв.
«Пропущенные буквы». Дайте ребёнку текст, в котором пропущены буквы. Вместе с заданием предложите этот же отрывок, но со всеми буквами. Задача учащегося переписать нужные буквы в пропуски. Этим упражнением вы также будете тренировать внимание.
«Комментированное письмо». Проговариваем звуки записанных букв. Важно, чтобы учащийся проговаривал именно фонемы.
Заучивать словарные слова. Полезно ежедневно повторять и учить по 3-4 новых словарных слова.
Работа над почерком. Для выработки у учащегося понятного почерка необходимо писать в тетради в клеточку. Предложите ребёнку выписывать буквы слов так, чтобы они по размеру вписывались в клеточки. Только не берите большие тексты.
Правильные ручки. Учащимся рекомендуется писать ручками с ребристой поверхностью – подушечки пальцев, таким образом, получают массаж, а это, в свою очередь, улучшает работу мозга.
Игры в лабиринты. Эта игра не только учит ребенка сосредотачиваться на задании, но и развивает крупную моторику (движения руки и предплечья). Необходимо подготовить листы с нарисованными лабиринтами или запутанными схемами и предложить ребёнку из них выпутаться с помощью начертания неразрывной линии. Обратите внимание на то, чтобы ученик изменял положение руки, а не листа с заданием.
Учить стихотворения наизусть. Так ребёнок тренирует свою память и развивает речь, а это, в свою очередь, положительно сказывается на письме.
При работе с такими детьми важно не заставлять их исправлять ошибки, а учить эти ошибки не делать. Поэтому проверку упражнений нужно всегда оставлять за собой.
Учитель-логопед ТПМПК
Мишенина О. В