Последнее время пристальное внимание к математическому развитию вызвано рядом причин: обилием информации, которую ребенок получает, повышенное внимание к компьютеризации, желание со стороны взрослых сделать этот процесс более интенсивным.
Целью математического развития детей дошкольного возраста является всестороннее развитие личности ребенка, подготовка к успешному обучению в школе, коррекционно-воспитательная работа.
В математическом развитии дошкольника можно выделить пять основных задач, в формулировках которых прослеживается принцип интеграции образовательных областей:
- Формирование системы элементарных математических представлений.
- Формирование предпосылок математического мышления.
- Формирование сенсорных процессов и способностей.
- Расширение, обогащение словаря и совершенствование связной речи.
- Формирование начальных форм учебной деятельности.
Для решения данных задач математического развития широко используются игры и пособия В.В. Воскобовича в рамках технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры». Для каждого раздела программы по ФЭМП можно определить свои развивающие игры и пособия. Приложение: «Перспективное планирование»
- «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
- «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
- «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
- «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении, ориентировка относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица.
- «Ориентировка во времени»: представления о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
При подборе игр и пособий, важно учитывать возрастную группу детей, их индивидуальные особенности. Знакомить детей с играми предпочтительно начинать с младшей группы. Чтобы игры не надоедали, предлагать их ненавязчиво и не каждый день.
Из своего опыта работы с детьми мы выделили следующие игры и пособия: «Коврограф Ларчик», «Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Чудо-крестики 1, 2, 3», «Чудо-соты», «Чудо-цветик», «Конструктор цифр», и другие. Приложение: «Игровые ситуации»
Список литературы
- Бондаренко, Т.М. «Развивающие игры в ДОУ» [Текст] / Т.М. Бондаренко. - Изд.: Воронеж, 2009 г. - 192 с.;
- Воскобович, В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты, игры» [Текст] / В.В. Воскобович. - СПб.: НИИ «Гириконд», 2010. – 73 с.;
- Воскобович, В.В. Развивающие игры [Текст] / В. В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2015 г. - 43 с.;
- Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1990. - 94 с.;
- Михайлова, З.А. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста» [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - Изд.: Детство-Пресс, 2011 г. - 80 с.: ил.;
Для просмотра скачать Документ