Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит!»
(М.В. Ломоносов)
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первым уровнем образования, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду.
Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщении его к активной, целенаправленной, результативной деятельности.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр. Поэтому, я выбрала для себя тему по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Проведя мониторинг детей (диагностический материал которого был подобран в соответствии с критериями и возрастными особенностями детей), результаты которого находились на низком уровне, я пришла к выводу, что максимального эффекта повышения качества математического образования обучающихся можно добиться посредством дидактических игр, занимательных упражнений в образовательной деятельности в режимных моментах, используя проектный метод. Исходя из этого, пришла идея создать проект для детей младшей группы с активным участием родителей (законных представителей) «Шаги к математике» с использованием ИКТ - ресурсов.
Вид проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2017 по май 2018).
Цель проекта: организация работы по развитию математических способностей детей младшей группы детского сада посредством дидактических игр в соответствии с современными требованиями.
Задачи проекта:
Методы и средства реализации проекта:
Содержание практической деятельности по реализации проекта:
Участники проекта:
Ожидаемые результаты ориентированы не только на формирование математических представлений и понятий у детей, но и на развитие у детей:
Этапы реализации проекта
Этапы |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Подготовительный |
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, подготовка анкет для родителей. |
Август 2017 |
Основной |
Проведение запланированных форм работ. |
Сентябрь 2017- Апрель 2018 |
Заключительный |
Обобщение результатов, работы на педагогическом совете, диагностика, презентация на родительском собрании. |
Май 2018 |
План реализации проекта
Сроки |
Формы работы |
Цель |
Сентябрь 2017 |
Анкетирование родителей |
Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников |
Мониторинг детей по ФЭМП |
|
|
Октябрь 2017
|
Дидактическая игра: «Весёлый паровозик» |
Познакомить с основными формами, закрепить знания геометрических фигур |
Родительское собрание «Играем и учимся математике» |
Способствовать формированию у родителей представления об элементарной математике детей младшего дошкольного возраста |
|
Игра – занятие «Один. Много» |
Называть количество предметов, упражнять в употреблении слов: «Много. Один» |
|
Ноябрь 2017 |
Семинар – практикум для родителей «Сенсорное развитие ребёнка через нетрадиционные игры» |
Познакомить родителей со способами формирования у детей представлений о величине, форме и цвете в домашних условиях, при помощи пластиковых бутылочек и цветных крышек |
Дидактические игры: «Разноцветные ведёрки», «Геометрическое панно» |
Развивать представления детей о форме: учить соотносить количество (один – много) |
|
Чтение стихотворения С. Маршака «Весёлый счёт» |
Анализ и обсуждение |
|
Аппликация для малышей «Сарафан для матрёшки» |
Развивать точность движений, закрепить знания названия цветов. |
|
Декабрь 2017 |
Дидактические игры: «Геометрические дорожки», «Волшебный коврик со снежинками» |
Знакомство со словами «большой», «маленький», «поменьше» |
Игра-занятие «В гости по сказкам» |
Продолжать учить различать основные признаки предметов - цвет, форма, высота |
|
Дидактическая игра: «Ориентируемся в пространстве» |
Развивать диалогическую форму речи |
|
Январь 2018 |
Папка – передвижка «Математика для малышей в стихах» |
Способствовать формированию у родителей представления об элементарной математике для малышей |
Чтение математической сказки «Знакомство с геометрическими фигурами, сказка первая, в которой солнышко сравнивает круг и квадрат» |
Анализ и обсуждение |
|
Дидактические игры: «Широкое – узкое», «Большие и маленькие мячики» |
Учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. |
|
Февраль 2018 |
Игра – занятие «Проказы Лешего» |
Побуждать детей к называнию предметов и их признаков: форма, цвет, длина, количество |
Дидактические игры: «Найди свой домик», «Найди такую же фигуру» |
Закреплять умение детей различать круг, квадрат и треугольник |
|
Художественное творчество «Сказочные домики» |
Учить детей создавать образ сказочного домика, передавая в рисунке форму знакомых геометрических фигур |
|
Март 2018 |
Работа с родителями: создание «игротеки» (дидактические игры по развитию элементарных математических представлений у детей) |
Объединить усилия детского сада и семьи по вопросам развития математических способностей у детей группы
|
Игры – пазлы «Формы», «Изучаем геометрические фигуры» |
Закреплять умение детей различать круг, квадрат и треугольник |
|
Просмотр развивающих мультфильмов «Уроки тётушки Совы – учим цифры» |
Закрепить знания цифр. |
|
Апрель 2018 |
Развивающие потешки для малышей |
|
Дидактическая игра «Из каких геометрических фигур состоят эти предметы. Раскрась» |
Закреплять умение детей различать круг, квадрат и треугольник, цвет |
|
Показ картинок «Назови время суток» |
|
|
Художественное творчество Лепка «Колобок» |
Закреплять умение детей передавать в лепке форму круга |
|
Май 2018 |
Обобщение результатов работы на педагогическом совете Мониторинг Презентация результатов реализации проекта на родительском собрании и сайте ДОУ |
|
Работая над проектом, я отметила, что с использованием данных форм и методов показало, что у детей:
Считаю, что качество математического образования дошкольников в ДОУ при дальнейшей непрерывной систематической работе по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и материалов, будет на высоком уровне. В дальнейшем так же буду использовать метод проектных технологий по развитию математических способностей дошкольников.
Список литературы
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|