Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Опыт работы воспитателя детского сада на тему «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит!»

(М.В. Ломоносов)

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первым уровнем образования, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду.

Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщении его к активной, целенаправленной, результативной деятельности.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр. Поэтому, я выбрала для себя тему по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Проведя мониторинг детей (диагностический материал которого был подобран в соответствии с критериями и возрастными особенностями детей), результаты которого находились на низком уровне, я пришла к выводу, что максимального эффекта повышения качества математического образования обучающихся можно добиться посредством дидактических игр, занимательных упражнений в образовательной деятельности в режимных моментах, используя проектный метод. Исходя из этого, пришла идея создать проект для детей младшей группы с активным участием родителей (законных представителей) «Шаги к математике» с использованием ИКТ - ресурсов.

Вид проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2017 по май 2018).

Цель проекта: организация работы по развитию математических способностей детей младшей группы детского сада посредством дидактических игр в соответствии с современными требованиями.

Задачи проекта:

  1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр;
  2. Развитие коммуникативных способностей у детей, готовность к совместной деятельности со сверстниками;
  3. Привлечение родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.

Методы и средства реализации проекта:

  • Продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка)
  • Игровые образовательные ситуации.
  • Работа с предметными и сюжетными картинками.
  • Дидактические игры.
  • Упражнения на развитие мелкой моторики.
  • Работа с родителями.

Содержание практической деятельности по реализации проекта:

  • Проведение мониторинга детей по ФЭМП
  • Разработка дидактического материала и дидактических игр.
  • Разработка методических рекомендаций для родителей.

Участники проекта:

  • Дети 3-4 лет
  • Родители (законные представители)

Ожидаемые результаты ориентированы не только на формирование математических представлений и понятий у детей, но и на развитие у детей:

  • высокой познавательной мотивации;
  • своевременного интеллектуального развития ребёнка;
  • высокой активности участия родителей в жизни группы, заинтересованности в успехах своего ребёнка;

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Сроки выполнения

Подготовительный

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, подготовка анкет для родителей.

 

Август 2017

Основной

Проведение запланированных форм работ.

Сентябрь 2017-

Апрель 2018

Заключительный

Обобщение результатов, работы на педагогическом совете, диагностика, презентация на родительском собрании.

Май 2018

План реализации проекта

Сроки

Формы работы

Цель

 

Сентябрь 2017

 

Анкетирование родителей

Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников

Мониторинг детей по ФЭМП

 

 

 

 

 

 

Октябрь 2017

 

Дидактическая игра:

«Весёлый паровозик»

Познакомить с основными формами, закрепить знания геометрических фигур

Родительское собрание

«Играем и учимся математике»

Способствовать формирова­нию у родителей представле­ния об элементарной матема­тике детей младшего дошко­льного возраста

 

Игра – занятие «Один. Много»

Называть количество предме­тов, упражнять в употреблении слов: «Много. Один»

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 2017

Семинар – практикум для родителей

«Сенсорное развитие ребёнка через нетрадиционные игры»

Познакомить родителей со способами формирования у детей представлений о величине, форме и цвете в домашних условиях, при помощи пластиковых бутылочек и цветных крышек

Дидактические игры: «Разноцветные ведёрки»,  «Геометрическое панно»

Развивать представления детей о форме: учить соотносить количество (один – много)

Чтение стихотворения

С. Маршака «Весёлый счёт»

Анализ и обсуждение

Аппликация для малышей

«Сарафан для матрёшки»

Развивать точность движений, закрепить знания названия цветов.

 

 

Декабрь 2017

Дидактические игры:

 «Геометрические дорожки», «Волшебный коврик со снежинками»

Знакомство со словами «большой», «маленький», «поменьше»

Игра-занятие

«В гости по сказкам»

Продолжать учить различать основные признаки предметов - цвет, форма, высота

Дидактическая игра: «Ориенти­руемся в пространстве»

Развивать диалогическую форму речи

 

 

 

 

 

Январь 2018

Папка – передвижка

«Математика для малышей в стихах»

Способствовать формирова­нию у родителей представле­ния об элементарной матема­тике для малышей

Чтение математической сказки «Знакомство с геометрическими фигурами, сказка первая, в которой солнышко сравнивает круг и квадрат»

 

Анализ и обсуждение

Дидактические игры:

«Широкое – узкое», «Большие и маленькие мячики»

Учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

 

 

 

 

Февраль 2018

Игра – занятие

«Проказы Лешего»

Побуждать детей к называнию предметов и их признаков: форма, цвет, длина, количество

Дидактические игры:

«Найди свой домик», «Найди такую же фигуру»

Закреплять умение детей различать круг, квадрат и треугольник

Художественное творчество

«Сказочные домики»

Учить детей создавать образ сказочного домика, передавая в рисунке форму знакомых геометрических фигур

 

 

 

 

 

Март 2018

Работа с родителями:

создание «игротеки» (дидакти­ческие игры по развитию эле­ментарных математических представлений у детей)

Объединить усилия детского сада и семьи по вопросам развития математических способностей у детей группы

 

Игры – пазлы

«Формы», «Изучаем геометрические фигуры»

Закреплять умение детей различать круг, квадрат и треугольник

Просмотр развивающих мультфильмов «Уроки тётушки Совы – учим цифры»

 

Закрепить знания цифр.

Апрель 2018

Развивающие потешки для малышей

 

Дидактическая игра

«Из каких геометрических фигур состоят эти предметы. Раскрась»

Закреплять умение детей различать круг, квадрат и треугольник, цвет

Показ картинок

«Назови время суток»

 

Художественное творчество

Лепка «Колобок»

Закреплять умение детей передавать в лепке форму круга

 

 

Май 2018

Обобщение результатов работы на педагогическом совете

Мониторинг

Презентация результатов реализации проекта на родительском собрании и сайте ДОУ

 

 

Работая над проектом, я отметила, что с использованием данных форм и методов показало, что у детей:

  • сформированы элементарные математические представления данной возрастной группы;
  • дети стали больше общаться друг с другом, готовы к совместной деятельности со сверстниками;
  • повысилась познавательная мотивация детей;
  • повысилось качество системы математического образования у воспитанников моей возрастной группы при участии семьи (благодаря усилиям родителей, создали «игротеку» по ФЭМП, постоянное пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы);

Считаю, что качество математического образования дошкольников в ДОУ при дальнейшей непрерывной систематической работе по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и материалов, будет на высоком уровне. В дальнейшем так же буду использовать метод проектных технологий по развитию математических способностей дошкольников.

 

Список литературы

  1. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.
  2.  Новикова В.П – Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 104 с: ил.
  3. Помораева И.А «Формирование элементарных  математических представлений» младшая группа / И.А. Помораева, В.А. Позина издательство  Мозаика – Синтез, М., 2015г.
  4. Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: математика: популярное пособие для родителей и педагогов» / Т.И. Тарабарина, Н.В. Ёлкина.
  5. http://doshkolnik.ru/matematika/10685-chislo-5.html
  6. http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/03/15/odin-mnogo

01.04.2019, 1675 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы