Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. 

Шахматная игра – это гимнастика ума, в процессе которой играющий планирует свою деятельность, предвидит результат, логично мыслит, запоминает, сравнивает.

Я люблю шахматы - эту древнюю интеллектуальную игру. Свой интерес к этой игре я смогла передать родителям и детям. На протяжении нескольких лет в детском саду работает  студия «Приключение в шахматной стране». Дети с удовольствием знакомятся с правилами шахматной игры, играют в шахматы. Сам процесс обучения шахматам облечен в форму увлекательной игры.  Играющий  исключительно активен, он творец, ибо сам ставит цель и выбирает пути её достижения, он любознателен. Эта позиция привлекает детей к древней и мудрой игре. 

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, составлена с учётом рекомендаций и методических пособий: Гришин В. Г.  Малыши играют в шахматы. – М., Просвещение 1991; Сухин И. Приключения в стране шахмат. - М., Просвещение 1991; Ильин Е. В стране деревянных королей. – М., Малыш, 1982. Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня.

Цель программы: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы.

 Программа знакомит дошкольников с историческими сведениями, с шахматной доской, секретами фигур, правилами игры, с понятиями, с этикой шахматной борьбы.

Задачи изучения предмета довольно широки и разнообразны:

- расширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание;

- воспитывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.

Процесс обучения дошкольников игре в шахматы организую  поэтапно.

Работу начинаю  с детьми старшей группы, чаще всего ни один ребёнок не умеет играть в шахматы. Сначала мы знакомим малышей с  историей развития шахмат,  приобщаем  к игре,  всё обучение проводится в форме сказок, игр и забав.  В самом начале работы знакомлю детей с шахматной доской,   где развёртываем увлекательные сражения,  удивительные приключения маленьких пешек и шахматных фигур.   Затем дети самостоятельно рисуют шахматную доску в тетради размером 16х16см,  правильно закрашивают  поля, разгадывают  хитросплетения нескольких полей, образующих прямые и косые линии,  во всех направлениях от одного края доски до другого, внимательно следят,  чтобы угловая клеточка справа была белая,  а угловое поле слева - чёрного цвета.  При изучении шахматной доски и с самого начала акцентирую внимание детей на ее правильное расположение между двумя соперниками:  справа от каждого игрока угловое поле будет белого цвета. Разъясняю,  что «волшебную доску» необходимо хорошо  знать,   ибо это место будущего сражения двух   войск.

Далее даю упражнения для  быстрого и правильного нахождения полей, вертикалей и диагоналей,  показывая и называя их вслух.

Педагогическая задача: развитие познавательных интересов, упражнения в ориентации на плоскости (по горизонтали, по вертикали, по диагонали), усвоение понятий между, рядом, около, за, вверху, внизу, край, центр, справа, слева и т. д.

Для закрепления  представления о шахматной доске предлагаю игровые задания: раскрасить часть листа клеточной тетради, разложить квадраты  как на шахматной доске; выложить дорожки из кубиков, похожие на горизонталь, вертикаль, разной длины диагонали; где еще есть клетки как на шахматной доске (книги, одежда, такси…).

Для  быстрого  запоминания расположения полей, переулков,  улиц и проспек­тов, я  изготовила  игру  «Шахматное лото» ( обычного лото:   заклеила бочонки с обеих сторон бумагой и подписала обозначения шахматных поле а1,e4 и т. д, все 64 квадратика).  Играть можно индивидуально и команда на команду.

На втором этапе знакомила детей с фигурами и их ходами. Педагогическая задача: дальнейшее освоение ориентации на плоскости.

Многие специалисты по шахматам предлагают начинать обучение шахматной игре со  знакомства с  ладьёй,   или другими фигурами. Но для малыша дошкольного возраста увлекательней и доступней познакомиться сначала с пешкой. Так я рассказала о ней сказку,  показала на шахматной доске,  как ходит пешка,  объяснила,  что пешка не является фигурой,  она просто пешка. Провели эстафету  с бегом на правильную и быструю расстановку пешек на шахматных досках,  называя вслух поля.  Если поле названо неправильно,   то пешку ставить не разрешается,  пока ребёнок (команда) не вспомнит его правильное название.  Полученные умения дети закрепляют в играх « Кубик»- бросивший должен назвать фигуру, которая выпадет на верхней грани. «Волшебный мешочек» - на ощупь определить фигуру, «Угадай - ка» - по словесному описанию угадать фигуру, «Кто быстрее соберёт фигуры для сражения» - дети на скорость должны выстроить фигуры на доске, « Шахматная репка» и др.

Далее,  знакомлю детей с количеством боевых единиц, участвующих в боевых сражениях. На третьем этапе дети усваивают постановки мата ферзем, ладьей, двумя ладьями. Педагогическая   задача: обучение планированию действий, развитие активности  и самостоятельности   мышления,   воспитание   умений обосновывать свои решения.

На четвертом — решают задачи и учатся их составлять. Педагогическая задача: научить логическому мышлению, решением задач закрепить приобретённые знания. На пятом — знакомлю с дебютной теорией. Педагогическая задача: научить планировать не только свои действия, но и предвидеть результат. Шестой — игра всеми фигурами.

Система занятий построена с учетом основных педагогических принципов обучения: доступности, последовательности, систематичности, учета индивидуальных особенностей детей, наличие игровой мотивации, интеграции с другими видами деятельности.

В освоении «премудростей» шахматного поединка  мне помогают различные дидактические игры.

«Четвёртый лишний». На карточках изображён ряд шахматных фигур, среди них есть лишняя (прямоугольник, треугольник, песочные часы и пр.).

«Будь внимателен». На демонстрационном фрагменте произвольно размещены шахматные фигуры. Дети должны запомнить расположение и воспроизвести его на своих карточках.

«Правильно - неправильно». На магнитной шахматной доске расположены фигуры в их начальной позиции. Некоторые из них занимают неправильную позицию. Дети должны определить, какие находятся в своём «домике», а какие заблудились и др.

Обучая детей шахматной игре, учу их соблюдать правила. Эти правила дисциплинируют ребят, способствуют   формированию внимательного и ответственного отношения к игре:

1. Дотронувшись до своей фигуры или пешки, надо делать ею ход.

2. Дотронувшись до фигуры или пешки противника, надо ее брать.

3. Если фигура или пешка поставлена на поле, но рука еще держит ее, то можно сделать другой ход этой же фигурой или пешкой. Если рука уже отнята, то ход считается сделанным и не может быть изменен.

 Игра в шахматы – прекрасное средство познавательного развития. Она заполняет интересным содержанием досуг, удовлетворяет потребности ребенка в творчестве и его стремлении к активной деятельности.

Для повышения интереса у детей к шахматной игре и с учетом возрастных особенностей шахматный уголок был пополнен иллюстративным материалом:

- папка с подборкой иллюстраций «История шахматных фигур»;

- папка с портретами чемпионов по шахматам; И. Сухин «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны»; Сказки Носова «Незнайка в солнечном городе».

-видеофильмы « Ежик шахматист», « Фиксики -шахматы», « Смешарики- шахматы». и др.

Чем подвижнее окружающая ребенка среда, чем более она разнообразна и изменчива, тем скорее ребенок включается в процесс трансформации.

Для проведения занятий использую следующее оборудование:

• настольные шахматы разных видов;

• демонстрационная шахматная доска с комплектом шахматных фигур;

• наглядные пособия (портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, кроссворды и т.д.)

• дидактические игры для обучения игре в шахматы «Что лишнее?», «Найди фигуру на ощупь», «Шахматное лото» и т.д.

• подборка мультфильмов про шахматы;

• рабочие тетради, простые и цветные карандаши.

 

Соревновательный элемент и игровая мотивация, используемые в процессе обучения, способствовали повышению познавательного интереса детей, концентрации внимания, развитию произвольной памяти. Так как занятия носили большую интеллектуальную нагрузку, в середине занятия обязательно проводились динамические паузы или физкультминутки.

Для поддержания у детей устойчивого интереса к игре в шахматы родителям была рекомендована организация домашнего шахматного уголка.

Однако очень часто я слышала от детей, что дома никто из взрослых не умеет играть в шахматы. Данную проблему я решила через проведение обучающего мастер-класса, на котором познакомила родителей с правилами игры в шахматы и ходами всех фигур.

Для оптимизации дошкольного шахматного образования важно взаимодействие всех звеньев одной цепи: работа с детьми, работа с семьёй, работа с педагогами.

С наступлением тепла занятия проводили на свежем воздухе. В конце года провели шахматный турнир на личное первенство всей группы. Четверо лучших  наградили  грамотами, памятными призами и подарками. Победитель был объявлен чемпионом детского сада.

Диагностическое обследование проводилось в форме дидактических игр и упражнений.

Дети  к концу обучения  знают:

• шахматные термины;

• названия шахматных фигур;

• правила хода и взятия фигур;

• размещение доски между партнерами;

• начальное положение фигур;

• правила шахматного кодекса;

• различают линии шахматной доски;

• историю возникновения шахматной игры;

• выдающихся шахматистов

Все дети группы с увлечением играют в шахматы и стараются сами научить, и увлечь других сверстников,  и взрослых.

Таким образом, из опыта моей работы в направлении шахматного образования в ДОУ следует отметить:     

Что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера, как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине и т. д.

Шахматы - дело занимательное, увлекательное. Шахматы - это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.

 

Список использованной литературы:

Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Просвещение, 1991 – 144 с.

01.04.2019, 794 просмотра.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы