Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Повышение качества развития математического образования в ДОУ: проблемы и перспективы

«Научные понятия не усваиваются и

не заучиваются ребенком, не берутся

памятью, а возникают и складываются

с помощью напряжения всей

активности его собственной мысли»

Л.С. Выготский

Модернизация системы образования стала отличительным признаком развития современного российского общества. Динамичная технологизация и всеобъемлющая информатизация – процессы, требующие от образования в целом и дошкольного образования в частности новых подходов к определению образовательной парадигмы.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. В связи с процессами информатизации и технологизации, происходящими в современном обществе, математическому образованию отводится особая роль, так как математика относится к весьма значимым областям знаний.

С учетом цели и задач Концепции развития математического образования в Российской Федерации актуальна модернизация математического образования на всех уровнях с обеспечением их преемственности исходя из потребностей современного мира. Для организации математического образования в ДОУ с учетом Концепции развития математического образования необходимо выполнение следующих условий:

‒ организация и использование развивающей предметно-пространственной среды для развития математического образовательного процесса дошкольников, в том числе ИКТ;

‒ учет современных требований к отбору содержания средств, методов и приемов, стимулирующих активность и направленных на развитие математических представлений и способностей у детей дошкольного возраста;

 ‒ учет индивидуальных психологических особенностей детей и их интеллектуальных возможностей;

‒ организация развития математических способностей в самостоятельной деятельности воспитанников в режимные моменты;

‒ организация таких форм работы, как кружковая и проектная деятельность; ‒ постоянное взаимодействие с родителями.

Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребенка, ответить на любые вопросы. Но всегда ли это оправдано? На многие вопросы ребенок сам может найти ответ и не важно, что только путем проб и ошибок. Чтобы вызвать интерес у ребенка к математике, помочь ему самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, сделать занятия увлекательными, необходимо применять как окружающие предметы, так и модели изучаемого материала.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на вопрос, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Работая с дошкольниками уже не первый год и проводя ежегодный мониторинг результатов освоения ОО «Познавательное развитие», мы сочли необходимым начать процесс формирования логических приемов мышления с более раннего возраста  - с 3 - 4 лет. 

Образовательный процесс в наших дошкольных группах основан на сочетании групповых и индивидуальных форм взаимодействия педагога с детьми. Мы используем такие традиционные организационные формы, как непосредственную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений, экспериментально-исследовательскую деятельность, конструирование, индивидуальную работу с детьми, а так же свободную самостоятельную деятельность детей.

Одним из условий математического развития дошкольников в образовательной организации является создание предметно-пространственной и информационной среды. В группах созданы математические уголки, игротеки, математические театры, «банки» презентаций и интерактивных игр математического содержания.

Положительно зарекомендовали себя в развитии математических способностей и формировании начальных форм интеллекта дидактические игры. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Занимательные игры развивают у дошкольников большой интерес и позволяют соединить один из главных принципов обучения «от простого к сложному» с важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям». С увлечением дети могут упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу или замыслу. Каждая из игр решает определенную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных) представлений детей. Наилучшие результаты для достижения поставленных целей, позволяет добиться использование дидактических игр и задач на смекалку, задач-шуток, головоломок, ребусов. Высокую результативность в формировании начальных математических представлений и интеллектуальном развитии дошкольников показали следующие игры: кубики Никитина, игры-головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино», «Головоломка Пифагора», «Монгольская игра», игры с блоками Дьенеша, с палочками Кьизинер, различные развивающие, настольно-печатные игры, LEGO-конструктор, а также разнообразный игровой материал: кубики, шары, счётные палочки, мелкий счётный материал, пирамидки, вкладыши, матрёшки учат малышей решать предлагаемые в игре развивающие задачи через выполнение игровых действий.

Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер». В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Занимательные игры развивают у дошкольников большой интерес и позволяют соединить один из главных принципов обучения «от простого к сложному» с важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям».

       В нашем детском саду активно работает система дополнительного образования. Деятельность кружков  «Юный интеллектуал», «Почемучки», Ориентир» и др. доказала свою эффективность. Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребёнком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному). Организация обучения построена таким образом, что позволяет: использовать индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку; достигать результативность и чувство успешности у детей с разными возможностями; обеспечивать познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания; получить базовый математический опыт, необходимый для дальнейшего обучения в школе; освоить математические представления с помощью развивающих игр; использовать игры и задания разной сложности, в том числе для одаренных детей. Кружковая работа - это организованная взрослым игровая деятельность, что позволяет создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления. Ориентируясь, на индивидуальные особенности дошкольника, учитывая уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности, не стоит перегружать ребенка, снижая любопытство и интерес к последующему познанию.

В ДОУ активно внедряются современные технологии математического развития дошкольников: деятельностный метод (Л.Г. Петерсон), проблемные ситуации, ТРИЗ - технология, эвристическая технология, метод мозгового штурма, метод синектики. Использование данных технологий помогает ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование эффективных средств активизации мыслительной деятельности дошкольника позволяет ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

Сегодня не подвергается сомнению необходимость осуществления и систематического целенаправленного математического образования дошкольников.

По нашему мнению, одним из главных направлений модернизации математического образования, применительно к дошкольникам, должно стать широкое распространение и применение дидактических, развивающих методик и разработок. Богатый педагогический опыт помогает нам не только осознавать и анализировать результаты работы, но и чувствовать необходимость его совершенствования в соответствии с обогащением науки и практики новыми теориями и методическими разработками.

В процессе математического образования осуществляется математическое развитие ребёнка, развитие математического стиля мышления, что обеспечивает успешное усвоение ребёнком математического содержания в детском саду, а затем и в школе, способствует его умственному и личностному развитию.

 

Список литературы:

1.Концепция развития математического образования в Российской Федерации Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р г. Москва

2.Михайлова З. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста./ Михайлова З. А. и др. СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2008.- 384с.

3. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. /Никитин Б. П. —3-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1990.—160 с.
4.Петрова В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста. Каз.федер.ун-т./ - Петрова В. Ф.  Казань, 2013. — 203c.

5.Щербакова Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников./ Щербакова Е. Н.Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», — 2005.-392с.

01.04.2019, 1836 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы