Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Математическая игротека в работе с детьми дошкольного возраста

«От того, как заложены элементарные математические представления,

в значительной мере зависит дальнейший путь математического

развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»

Л.А. Венгер

В детстве ребенок не всегда может оценить свои возможности, особенно в такой пока еще таинственной для него области, как математика. Знакомство с математикой требует от ребёнка многих качеств, без которых их освоение  становится затрудненным, а иногда невозможным, например упорства, самостоятельности, инициативности, умения преодолевать трудности. В дошкольном возрасте некоторые из этих качеств успешно формируются в играх. Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники начинают считать, складывать, вычитать, более того - решают разного рода логические задачи, формирующие определённые логические операции.

Занимательная математика дает реальные предпосылки для развития математических представлений. Обобщать математические представления, и интеллектуально развивать дошкольника помогает «Математическая игротека» (далее игротека).

Игротека включает в себя разнообразные игры и упражнения математического содержания, которые способствуют развитию психических процессов (внимание, память, мышление), связной речи, формированию адекватной самооценки дошкольника, умению взаимодействовать со сверстниками, планировать свою деятельность. Через игры дети учатся различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени, группировать предметы по нескольким признакам. В ходе игры им приходится мысленно «расчленять» видимый предмет на части, объединять их в единое целое, по части находить целое, выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношение частей. Дети познают свойства объектов, устанавливают связи между предметами, явлениями, понятиями. Таким образом, они усваивают технологию сравнения, обобщения, классификации, сериации.

Игротека - это специально отведённое место в группе, центр детской активности, где расположены дидактические игры и другой занимательный материал:

- разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей;

- разнообразные игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени (математическое лото, домино, шахматы, дидактические игры);

- разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки, мелкие игрушки и предметы для счета, счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета;  комплекты цифр, математических знаков;

- занимательный материал математического содержания: задачи - шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия, математические загадки, считалки;

- математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей (игры Никитина, рамки-вкладыши Монтессори, Танграм, Геоконт, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, Кайе и др.);

- учебно-методические пособия, модели, схемы (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги, рабочие тетради);

- оборудование и материалы для экспериментально–исследовательской деятельности (календари, часы, магниты, увеличительное стекло, измерительные приборы).

Игровой материал представлен в направлениях:

- количество и счет;

- цвет, форма и величина;

- ориентировка в пространстве;

- ориентировка во времени;

- игры на развитие психических процессов.

Познавательный материал вводится в арсенал детской деятельности постепенно. На каждом возрастном этапе его диапазон расширяется, изменяется от простого к сложному, что, в конечном итоге, создает возможность для полноценных и разнообразных творческих занятий. Чем полнее и разнообразнее представляемый ребёнку материал для исследовательской математической деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития познавательных процессов и формирования интереса к математической науке.

Содержание игротеки зависит от образовательной программы ДО и включает материал обязательной части (материал, используемый на занятиях) и части формируемой участниками образовательных отношений (материал к рабочей программе « Развивающие интеллектуально-творческие игры» - ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2016).

Весь материал размещен в соответствии принципам построения РППС:

информативность, открытость и насыщенность, подразумевающая широкую тематику материалов и оборудования, а также активность дошкольников при взаимодействии с имеющимся предметным окружением, широкие возможности для выбора и варианты развития сценариев собственной деятельности;

- безопасность, наличие определённых рамок и правил (например, поведения, общения, безопасности  материала);

- вариативность, которая позволит давать материал в «зоне ближайшего развития» ребенка и поддерживать интерес и состояние « успешности» в прохождении темы;

- полифункциональность, трансформируемость дающая возможность использовать элементы предметно-развивающей среды в различных комбинациях;

- динамичность и стабильность образовательной среды, в которой сочетаются привычные и неординарные элементы;

- интегративность образовательных областей, позволяющая использовать материалы и оборудование одной образовательной области при освоении других предметных областей.

Игротека используется в совместной и самостоятельной деятельности в различных формах: путешествия, квест - игра, игровая экспедиция, занятие-детектив, интеллектуальный марафон, викторина, КВН, презентация, тематические досуги и развлечения, детские проекты).

Алгоритм организации работы «Математической игротеки».

1. Знакомство детей с новой игрой, с её правилами.

2. Организация совместных игр детей с педагогом.

3.Самостоятельная организация игры в свободное время. Дети самостоятельно организуют игру в свободное время индивидуально, объединяются парами, малыми группами в зависимости от игры, от общих интересов. В игре дети выступают в роли ведущего, учатся формулировать задания и контролировать их выполнение другими детьми.

Перенос в свободную, самостоятельную деятельность знаний, умений и навыков, полученных на занятиях, является показателем их сформированности, а также способствует появлению предпосылок учебной деятельности, умению ребёнка учиться.

4. Игра на дом. Игротека выходит за пределы детского сада. В пятницу дети берут из детского сада домой одну из игр математической игротеки, а  в понедельник ее возвращают. В выходные дни у ребенка появляется  возможность поиграть с близкими, показать родителям свои достижения в играх, объяснить правила.

Организация игротеки осуществляется с посильным участием детей и родителей, что способствует созданию у них положительного отношения к материалу, интерес и  желание играть.

Критерии оценки развития детей через «Математическую игротеку».

К концу дошкольного возраста у детей сформированы умения и навыки:

  • выбирать по интересам игру;
  • объяснять правила игры родителям, товарищам;
  • обобщать понятия, систематизировать представления;
  • доказывать стою точку зрения;
  • математических операций (счета, сравнения по величине, форме, цвету, ориентировка в пространстве и  во времени).

Создание «Математической игротеки»  позволяет приобщать ребенка к игровому  взаимодействию,  обогащать  математические  и  сенсорные представления,  интеллектуально  развивать дошкольника. Таким  образом, созданная игротека становится толчком для ребенка, который будет отвечать его  любознательности,  интересам,  помогая сформировать  содержательное общение не только педагога с детьми, детей между собой, но и родителей со своим ребенком. Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 № 2506-р, «…изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе».

01.04.2019, 952 просмотра.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы