«Если вы мне расскажите, я быстро забуду,
если вы мне напишите, я прочитаю,
но тоже забуду, а если вы вовлечете
меня в дело, я буду это знать и запомню!»
Жан – Жак Руссо
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.
При формировании элементарных математических представлений у детей, я активно использую палочки Кюизенера. Это пособие позволяет моделировать числа, их свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путем решения мыслительных задач.
Используя палочки Кюизенера, реализуется один из важнейших принципов дидактики – наглядность. Игры – занятия, позволяют овладеть способами действий необходимых для возникновения у детей математических представлений.
Палочки Кюизенера, я предлагаю детям с 3 лет. Дети играют с ними, как с цветными кубиками, конструктором, по ходу знакомятся с цветом, размером и формой. Знакомство я начинаю со следующих упражнений:
1.Соберем только самые маленькие; соберем самые красивые, соберем самые длинные и т.д.
2.Возьмем в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.
3.Раскладываем палочки по цвету и длине.
4.Находим палочку такого же цвета, как у меня. Какого она цвета? Что бывает такого цвета?
5.Выложим коврик из чередующихся палочек: красная, желтая, красная и т.д. (в дальнейшем ритм усложняется).
6.Положим столько же палочек, сколько у меня.
7.Выкладываем из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, предметы мебели, домики, гаражи и т. д.
Для детей 4 лет составила предварительный перечень заданий, который можно предложить каждому ребенку, учитывая уровень индивидуального развития:
- сушим полотенца; строим дом; соберем бусы; построим скворечник,
построим дачный поселок; украшаем елочку; разноцветные флажки.
Дети составляют числовую лесенку, закрепляя порядковый, количественный и обратный счет, геометрические фигуры.
Следующим этапом в моей работе была непосредственно-образовательная деятельность, рассчитанная на работу с подгруппой детей в течение 20 минут. При этом я использовала, так называемые домашние упражнения, служившие продолжением той деятельности, которой ребенок с удовольствием занимался в детском саду. Это давало ему эмоциональный комфорт при общении со сверстниками и родителями. Если вначале задания мы знакомились с изображением гномика, составленного из палочек, то по окончанию, дети получали фигурку такого же гномика, вырезанную из плотной бумаги, для домашнего раскрашивания.
В старшем возрасте задания становятся сложнее. С палочками можно выполнять математические действия – палочки можно складывать: педагог предлагает детям положить мальчику, который стоит лицом к детям, в левую руку желтую палочку, а в правую – красную. Что получится, если эти числа сложить? Найдите палочку равную сумме красной и желтой.
Также палочки можно вычитать, делить: мальчик и девочка взяли палочку бордового цвета и решили ее поделить поровну. А как можно разделить число 8 так, чтобы у каждого из детей получилось 4.
Также дети составляют цифры и буквы из палочек по образцу. Выкладываем сказки, например, дидактическая игра «Выложи Царевну Лебедь». Дети выбирают нужные палочки и выкладывают картинку из сказки.
С помощью палочек с детьми решаем логические задачи. Например:
цветовая последовательность – расставь палочки так, чтобы белая была между красной и розовой, а розовая была рядом с фиолетовой. Затем дети сами придумывают задания и задают их друг другу.
Или выкладывают из палочек состав числа из единиц и из двух меньших чисел в игре «Полосатая салфетка», «Назови соседей». Умение делить целое на части закрепляется в игре «Угощаем тортом», « Печенье».
Отгадываем кроссворды – дети отгадывают цифровой кроссворд для закрепления умения соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет.
Очень интересно детям составлять из палочек разные картинки. Мальчики составляют картинки для девочек, а девочки – для мальчиков. Например, дидактическая игра: «В подарок для девочек – коврик, цветочек»; дидактическая игра: «В подарок для мальчиков – автобус, машина».
В свободной деятельности, дети могут выкладывать различные фигурки, животных, сюжеты: «Выставка собак», «Слоненок», «Лягушонок», «Три подружки», «Два футболиста с мячом», «Кто старше», «Мы с Тамарой ходим парой».
Интересно получается из палочек строить различные лабиринты - «На лестничной площадке»; «Помоги машинам выехать из гаража»;«От дома к дому».
Использовать в подвижных играх: «Раз, два, три - розовая палочка беги»,
«Найди пару», «Найди свой домик», «По порядку стройся».
Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления, детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно- действенного мышления, внимания пространственного ориентирования, конструкторских способностей.
Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли, положительно влияют на саморазвитие ребенка, самостоятельность и самоконтроль.
Таким образом, стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.
Список литературы
1.Новикова, В.П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера /В.П.Новикова, Л.И. Тихонова, М.:Мозаика-Синтез,2010. – 85с:ил.
2.Панова, Е.Н. Дидактические игры и занятия в ДОУ /Е.Н.Панова, Воронеж,2007. – 78с:ил.
3.Носова Е.Н. Логика и математика для дошкольников /Е.Н.Носова, Р.Л.Непомнящая, Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2002.-95:ил
4.Смоленцева А.А. Математика в проблемных ситуациях для дошкольников /А.А.Смоленцева, О.В.Суворова, СПб,2004. – 110с:ил.
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|