Проблема качества образования является актуальной проблемой всего общества. Для современного специалиста, которому необходимо быстро адаптироваться в изменяющихся окружающих его условиях, видеть проблемы и направления развития различных отраслей, принимать оптимальные решения, важна не столько сумма знаний и умений, сколько способность к их реализации в практической деятельности. Это обуславливает необходимость поиска новых подходов к организации обучения и совершенствования имеющихся.
Низкий уровень мотивации учащихся к систематическому изучению учебного материала, естественно, обозначает проблему поиска таких педагогических условий, которые повышали бы уровень мотивации учащихся для организации своей учебной деятельности систематически и эффективно, а также поиск условий, необходимых для развития и совершенствования потенциала учащихся.
Практическая и научная актуальность модульно-рейтинговой технологии заключается:
– в новых подходах к самоанализу и анализу выполненных заданий и оценки преподавателем результатов учебной деятельности;
– в постепенности усвоения материала, поэтапном формировании общих познавательных действий, что снижает тревожность обучающихся перед зачётами, контрольными и экзаменом;
– в активности обучающегося в учебной деятельности, который приобретает опыт самостоятельности в организации своей учебной деятельности, что способствует более прочному и осознанному усвоению материала.
Для разработки авторской модульно-рейтинговой технологии была выбрана предметная область алгебры, а именно тема «Квадратичная функция и её график».
Объект исследования: технология модульно-рейтингового обучения в системе обучения учащихся.
Предмет исследования – возможности модульно-рейтинговой технологии для развития учащихся и для оценивания их успеваемости (на примере темы «Квадратичная функция и её график»).
Цель исследования состояла в разработке технологии модульно-рейтингового обучения учащихся по теме «Квадратичная функция и её график» (тем самым найти необходимые педагогические условия для повышения мотивации учащихся к учебной деятельности), а также рассмотрении возможностей данной технологии для развития учащихся и оценивания их учебной деятельности.
При разработке модульно-рейтинговой технологии необходимо также учитывать и то, что результат обучения определяется не столько учебником, сколько преподавателем, его позицией в преподавании, его методами обучения, его профессионализмом, той атмосферой, которая создается в классе, аудитории, отношением между преподавателями и обучаемыми и многим другим.
От позиции преподавателя зависит и его роль, его место на занятии и, конечно, функции обучаемых, виды их деятельности. В разработанной модульно-рейтинговой технологии по теме «Квадратичная функция и её график» на занятиях учащиеся могут активно общаться друг с другом (на определенных этапах урока), присутствует совместная работа учителя и ученика, используется вопросно-ответный способ обучения, фронтальная работа с классом, очень часто ребята работают в группах (парах, тройках, четверках, пятерках), что позволяет реализовать познание материала на разных уровнях сложности. Работая в группах, ребята также могут обсуждать все вопросы друг с другом тем самым, развивая свою речь и запоминая предметные термины. Выполняя задание в группе, ребята увлекаются самим познавательным процессом, а оценка, желание, чтобы учитель тебя похвалил, соревнование в скорости выдачи ожидаемого результата исчезают из ориентиров их деятельности. Познавательные мотивы преобладают. Психологи заметили, что у людей страстно желающих победы над соперником, уровень интеллектуальной активности, как правило, ниже, чем у тех, которые такой ориентации не имеют.
При «реализации» модульно-рейтинговой технологии необходимо предоставить ученикам возможность общаться на уроке друг с другом и с учителем на равных, выражать свое мнение, развивать у ученика способность к самостоятельному сбору информации, к ее анализу и синтезу, развивать способность не только достигать результатов своей собственной деятельности, но и уметь оценить их.
По пусть небольшому, но опыту, могу сказать, что перестройка процесса обучения на проблемно-модульной основе позволяет:
1. Интегрировать и дифференцировать содержание обучения путем группировки проблемных модулей учебного материала;
2. Осуществлять самостоятельный выбор учащимися того или иного варианта курса в зависимости от уровня знаний и обеспеченности индивидуального темпа продвижения по программе;
3. Акцентировать работу преподавателя на консультативно-координирующие функции управления индивидуальной деятельностью учащихся;
4. Сократить курс обучения без особого ущерба для полноты изложения и глубины усвоения учебного материала.
За основу для разработки своей авторской технологии предлагаю взять следующие положения:
1. Целями модульно-рейтинговой технологии являются:
– усвоение обучаемыми системы знаний и специальных умений по конкретной учебной теме;
– развитие аналитического и критического мышления, воображения, памяти, внимания (через применение различных форм и методов обучения); способности проводить анализ и самоанализ, выделять главное и обобщать, делать выводы; организовывать свою самостоятельную работу и умение рационально распределять своё время;
– воспитание чувства взаимопомощи, умения контролировать себя; обратить особое внимание на развитие коммуникативных способностей.
2. В основу методики организации модульно-рейтинговой технологии положены следующие основополагающие принципы: отношения учитель-ученик имеют субъект-субъектную основу, обоснованность и гласность оценивания, открытость и наглядность оценок, объективность оценки и самооценки знаний, индивидуализация обучения, самостоятельность изучения (учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности), изучение учебного материала модулями.
4. В качестве системы оценивания знаний обучаемых использовать рейтинговую систему. В основе, которой лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями обучаемых, система поощрения хорошо успевающих обучаемых, а также система дополнительных заданий для «подстегивания» отстающих ребят.
Оптимальному использованию технологии модульно-рейтингового обучения темы «Квадратичная функция и её график» будут способствовать следующие:
– формы контроля: индивидуальное задание; практическая работа; самостоятельная работа; опрос по цепочке; тестирование; диспут; домашняя контрольная работа; зачет.
– средства контроля: учебник; учебное пособие; интерактивная доска; специальные задания; инструкции; конференция; карточки индивидуального отчета;
– методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый.
– формы деятельности учащихся: индивидуально-самостоятельная; групповая и парная работа.
– приемы мыслительной деятельности учащихся: анализировать; делать выводы; прогнозировать; самоанализ; выделять главное; составлять план; коммуникативные способности.
Шифр урока |
Тема. Краткое содержание |
Форма проведения |
ВП |
Функция у=ах2, её график и свойства. |
Урок - лекция |
ИНМ(о) |
Графики функций у=ах2+n, y=a(x – m)2 |
Лекция с элементами исследования |
Т-М1 |
Построение графика квадратичной функции с использованием алгоритма. |
Традиционный урок решения задач |
Т-М2 |
Построение графика квадратичной функции с использованием алгоритма. |
Практикум с технологической картой. |
ОП |
Обобщение и систематизация знаний о способах построения квадратичной функции и её исследовании. |
Фронтальное решение + домашняя контрольная работа |
КОН |
Контрольная работа |
Традиционная форма контрольной работы |
КОР |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
Дифференцированно - групповая работа |
Блок уроков:
Таким образом, особенностями методики в разработанной мной модульно-рейтинговой технологии по теме «Квадратичная функция и её график» являются следующие положения:
1. Для того чтобы учащиеся поняли, что такое модульно-рейтинговая технология, как будет организовываться их работа в течение изучения темы «Квадратичная функция и её график», как и за что будут выставляться баллы (оценки), проводится установочная конференция (где учитель рассказывает о технологии).
2. В качестве оценивания уровня усвоения знаний обучаемых используется рейтинговая система. По всему модулю применяется рейтинг по дисциплинарному модулю, который получается как сумма рубежного рейтинга-контроля (получается из всех работ, выполненных обучаемыми в течение изучения модулей) и рубежного рейтинга-контроля (получается из работ, проведенных по окончанию изучения модуля).
2. Используются карточки индивидуального отчета, с помощью которых учащиеся смогут фиксировать заработанные баллы.
3. По ходу уроков повторения, закрепления используются следующие методические приемы: работа с текстом задачи (анализ, поиск решения, решение, анализ результата); показ образцов решения задач; тихий опрос у доски и с места; фронтальный опрос, опрос по цепочке; проведение практической работы учащимися в виде игры; урок в виде диспута и урок-консультация.
4. На уроках изучения нового материала используются следующие методические приемы: устная работа; индивидуальная, групповая и парная работа; формулировка самими учащимися учебной задачи урока, определений и доказательств теорем, признаков; составление планов пунктов учебника.
5. В процессе уроков используются следующие средства контроля: учебник, учебное пособие, интерактивная доска, специальные задания.
6. В конце каждого урока учащиеся подводят итоги урока; анализируют, достигли ли они поставленной учебной задачи; проводят самоанализ.
7. Учащиеся учатся строить свою самостоятельную работу посредством выполнения домашних тестов, индивидуальных и специальных заданий, пользуясь инструкциями учителя.
Список используемой литературы и материалов:
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|