Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Использование модульно-рейтинговой технологии на уроках математики

Проблема качества образования является акту­альной проблемой всего общества. Для современно­го специалиста, которому необходимо быстро адап­тироваться в изменяющихся окружающих его условиях, видеть проблемы и на­правления развития различных отраслей, принимать оптимальные реше­ния, важна не столько сумма знаний и умений, сколько способность к их реализации в практической деятельности. Это обуславливает необходимость поиска новых подходов к организации обучения и совер­шенствования имеющихся.

Низкий уровень мотивации учащихся к систематическому изучению учебного материала, естественно, обозначает проблему поиска таких педагогических условий, которые повышали бы уровень мотивации учащихся для организации своей учебной деятельности систематически и эффективно, а также поиск условий, необходимых для развития и совершенствования  потенциала учащихся.

Практическая и научная актуальность модульно-рейтинговой технологии заключается:

– в новых подходах к самоанализу и анализу выполненных заданий и оценки преподавателем результатов учебной деятельности;

– в постепенности усвоения материала, поэтапном формировании общих познавательных действий, что снижает тревожность обучающихся перед зачётами, контрольными и экзаменом;

– в активности обучающегося в учебной деятельности, который приобретает опыт самостоятельности в организации своей учебной деятельности, что способствует более прочному и осознанному усвоению материала.

Для разработки авторской модульно-рейтинговой технологии была выбрана предметная область алгебры, а именно тема «Квадратичная функция и её график».

Объект исследования: технология модульно-рейтингового обучения в системе обучения учащихся.

Предмет исследования – возможности модульно-рейтинговой технологии для развития учащихся и для оценивания их успеваемости (на примере темы «Квадратичная функция и её график»).

Цель исследования состояла в разработке технологии модульно-рейтингового обучения учащихся по теме «Квадратичная функция и её график» (тем самым найти необходимые педагогические условия для повышения мотивации учащихся к учебной деятельности), а также рассмотрении возможностей данной технологии для развития учащихся и оценивания их учебной деятельности.

При разработке модульно-рейтинговой технологии необходимо также учитывать и то, что результат обучения определяется не столько учебником, сколько преподавателем, его позицией в преподавании, его методами обучения, его профессионализмом, той атмосферой, которая создается в классе, аудитории, отношением между преподавателями и обучаемыми и многим другим.

От позиции преподавателя зависит и его роль, его место на занятии и, конечно, функции обучаемых, виды их деятельности. В разработанной модульно-рейтинговой технологии по теме «Квадратичная функция и её график» на занятиях учащиеся могут активно общаться друг с другом (на определенных этапах урока), присутствует совместная работа учителя и ученика, используется вопросно-ответный способ обучения, фронтальная работа с классом, очень часто ребята работают в группах (парах, тройках, четверках, пятерках), что позволяет реализовать познание материала на разных уровнях сложности. Работая в группах, ребята также могут обсуждать все вопросы друг с другом тем самым, развивая свою речь и запоминая предметные термины. Выполняя задание в группе, ребята увлекаются самим познавательным процессом, а оценка, желание, чтобы учитель тебя похвалил, соревнование в скорости выдачи ожидаемого результата исчезают из ориентиров их деятельности. Познавательные мотивы преобладают. Психологи заметили, что у людей страстно желающих победы над соперником, уровень интеллектуальной активности, как правило, ниже, чем у тех, которые такой ориентации не имеют.

При «реализации» модульно-рейтинговой технологии необходимо предоставить ученикам возможность общаться на уроке друг с другом и с учителем на равных, выражать свое мнение, развивать у ученика способность к самостоятельному сбору информации, к ее анализу и синтезу, развивать способность не только достигать результатов своей собственной деятельности, но и уметь оценить их.

По пусть небольшому, но опыту, могу сказать, что перестройка процесса обучения на проблемно-модульной основе позволяет:

1. Интегрировать и дифференцировать содержание обучения путем группировки проблемных модулей учебного материала;

2. Осуществлять самостоятельный выбор учащимися того или иного варианта курса в зависимости от уровня знаний и обеспеченности индивидуального темпа продвижения по программе;

3. Акцентировать работу преподавателя на консультативно-координирующие функции управления индивидуальной деятельностью учащихся;

4. Сократить курс обучения без особого ущерба для полноты изложения и глубины усвоения учебного материала.

За основу для разработки своей авторской технологии предлагаю взять следующие положения:

1. Целями модульно-рейтинговой технологии являются:

– усвоение обучаемыми системы знаний и специальных умений по конкретной учебной теме;

– развитие аналитического и критического мышления, воображения, памяти, внимания (через применение различных форм и методов обучения); способности проводить анализ и самоанализ, выделять главное и обобщать, делать выводы; организовывать свою самостоятельную работу и умение рационально распределять своё время;

– воспитание чувства взаимопомощи, умения контролировать себя; обратить особое внимание на развитие коммуникативных способностей.

2. В основу методики организации модульно-рейтинговой технологии положены следующие основополагающие принципы: отношения учитель-ученик имеют субъект-субъектную основу, обоснованность и гласность оценивания, открытость и наглядность оценок, объективность оценки и самооценки знаний, индивидуализация обучения, самостоятельность изучения (учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности), изучение учебного материала модулями.

4. В качестве системы оценивания знаний обучаемых использовать рейтинговую систему. В основе, которой лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями обучаемых, система поощрения хорошо успевающих обучаемых, а также система дополнительных заданий для «подстегивания» отстающих ребят.

Оптимальному использованию технологии модульно-рейтингового обучения темы «Квадратичная функция и её график» будут способствовать следующие:

формы контроля: индивидуальное задание; практическая работа; самостоятельная работа; опрос по цепочке; тестирование; диспут; домашняя контрольная работа; зачет.

средства контроля: учебник; учебное пособие; интерактивная доска; специальные задания; инструкции; конференция; карточки индивидуального отчета;

методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый.

формы деятельности учащихся: индивидуально-самостоятельная; групповая и парная работа.

приемы мыслительной деятельности учащихся: анализировать; делать выводы; прогнозировать; самоанализ; выделять главное; составлять план; коммуникативные способности.

Шифр урока

Тема. Краткое содержание

Форма проведения

ВП

Функция у=ах2, её график и свойства.

Урок - лекция

ИНМ(о)

Графики функций у=ах2+n, y=a(x – m)2

Лекция с элементами исследования

Т-М1

Построение графика квадратичной функции с использованием алгоритма.

Традиционный урок решения задач

Т-М2

Построение графика квадратичной функции с использованием алгоритма.

Практикум с технологической картой.

ОП

Обобщение и систематизация знаний о способах построения квадратичной функции и её исследовании.

Фронтальное решение + домашняя контрольная работа

КОН

Контрольная работа

Традиционная форма контрольной работы

КОР

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Дифференцированно - групповая работа

Блок уроков:

Таким образом, особенностями методики в разработанной мной модульно-рейтинговой технологии по теме «Квадратичная функция и её график» являются следующие положения:

1. Для того чтобы учащиеся поняли, что такое модульно-рейтинговая технология, как будет организовываться их работа в течение изучения темы «Квадратичная функция и её график», как и за что будут выставляться баллы (оценки), проводится установочная конференция (где учитель рассказывает о технологии).

2. В качестве оценивания уровня усвоения знаний обучаемых используется рейтинговая система. По всему модулю применяется рейтинг по дисциплинарному модулю, который получается как сумма рубежного рейтинга-контроля (получается из всех работ, выполненных обучаемыми в течение изучения модулей) и рубежного рейтинга-контроля (получается из работ, проведенных по окончанию изучения модуля).

2. Используются карточки индивидуального отчета, с помощью которых учащиеся смогут фиксировать заработанные баллы.

3. По ходу уроков повторения, закрепления используются следующие методические приемы: работа с текстом задачи (анализ, поиск решения, решение, анализ результата); показ образцов решения задач; тихий опрос у доски и с места; фронтальный опрос, опрос по цепочке; проведение практической работы учащимися в виде игры; урок в виде диспута и урок-консультация.

4. На уроках изучения нового материала используются следующие методические приемы: устная работа; индивидуальная, групповая и парная работа; формулировка самими учащимися учебной задачи урока, определений и доказательств теорем, признаков; составление планов пунктов учебника.

5. В процессе уроков используются следующие средства контроля: учебник, учебное пособие, интерактивная доска, специальные задания.

6. В конце каждого урока учащиеся подводят итоги урока; анализируют, достигли ли они поставленной учебной задачи; проводят самоанализ.

7. Учащиеся учатся строить свою самостоятельную работу посредством выполнения домашних тестов, индивидуальных и специальных заданий, пользуясь инструкциями учителя.

 

Список используемой литературы и материалов:

  1. “Абсолютная величина”. Гайдуков И.И.. – М.: Просвещение, 1968.
  2. “Алгебра”. Учебник 9 класс. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк . М. Просвещение, 2004г.
  3. Асташкина И.С., Бубличенко О.А. «Дидактические материалы к урокам алгебры в 8-9 классах.-Ростов н/Д: Феникс, 2003.(Серия «Школа радости»)
  4. “Задачи повышенной трудности в курсе алгебры для 7-9 классов”. Кострикина Н.П.. М.: Просвещение, 1991.
  5. “Математика” Еженедельная учебно-методическая газета. Издательский дом “Первое сентября”. №48, 2003г.
  6. “Математика” Еженедельная учебно-методическая газета. Издательский дом “Первое сентября”. №7, 1998г.
  7. Тесты и экзаменационные задания по математике. Учебное пособие. Е.С.Баранова, Н.В. Васильева. – Издательский дом “Питер”, 2005 г.
  8. Соколовская Т.А. « Квадратичная функция и её график»/ festival.1september.ru /Фестиваль «Открытый урок» 2004-2005 учебный год
  9. “Функции и построение графиков”. Гурский И.П..- М.: Просвещение, 1968.
  10. Шалкина С.В. «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики»/ festival.1september.ru / Фестиваль педагогических идей«Открытый урок» 2006-2007 учебный год
  11. https://multiurok.ru/files/modul-no-rieitinghovaia-tiekhnologhiia-na-primierie-tiemy-kvadratichnaia-funktsiia-i-ieio-ghrafik-alghiebra-9-klass.html

01.04.2019, 729 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы