Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Тезаурус к конференции «Формирование социальных компетентностей личности - опыт и проблемы»

Тезаурус к конференции «Формирование социальных компетентностей личности - опыт и проблемы»

Социализация личности — это аккумулирование ею в процессе жизни и деятель­ности опыта социального развития и поведения, накопленного человечеством и переда­ваемого с помощью воспитания и обучения, ролевого освоения окружающего мира и общества.

Социализация - процесс усвоения учащимися образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих им успешно функционировать в обществе.

Социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Результатом  социализации и воспитания является социальный опыт ребенка.

В «Психологическом словаре» АПН СССР, вышедшем в 1983 году под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.В. Ломова читаем «СОЦИАЛИЗАЦИЯ - (от лат.socialis- общественный) процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте».

Социализация – «это приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные ее свойства». (Краткий словарь системы психологических понятий. К.К. Платонова.)

Социальная компетентность - это система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. Социальную компетентность можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, способы поведения и поведенческие сценарии, облегчающие социальное взаимодействие. (Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией А.А. Бодылева, 2011г.)

Социальная компетентность – реализованная возможность личности в совершенствовании социопространства в целом и себя в этом пространстве в частности. (Н.Н. Нагайченко)

Социальная компетентность - способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. (Е.В. Прямикова)

Макрофакторы — социальные и природные детерминанты социализации и разви­тия личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общно­стей.

Понятие общество — в педагогике и других науках используется для характеристики социальных условий формирова­ния и развития личности.

Культура — система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социали­зации людей. Она охватывает все стороны жизни человека: биологическую (еда, сон, отдых), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения  –  орудий труда, пищи, одежды, жи­лищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезофакторы — детерминанты социализации личности, обусловленные ее прожи­ванием в составе общностей средней величины.

Этнос (нация) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчи­вая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно ста­бильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (созна­нием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксиро­ванным в самоназвании.

Региональные условия — условия, характерные для социализации людей, прожи­вающих в той или иной части страны (государства), имеющей свои отличительные осо­бенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие).

Средства массовой коммуникации - технические средства (печать, радио, кинема­тограф, телевидение, интернет), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на большие аудито­рии.

Микрофакторы — детерминанты социализации личности, относящиеся к воспита­нию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной орга­низации или учебном заведении).

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение челове­ком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайше­го окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происхо­дит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического вос­приятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимо­действия человека с институтами общества, с различными организациями, как специ­ально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функ­ции параллельно со своими основными функциями (производственные, обществен­ные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в широком смысле понимается комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенно­го возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом соз­дает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или соци­альной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимо­действия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентифика­ции. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в ко­тором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценно­сти, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым ли­цам и т. д.

Рефлексия — механизм взаимопонимания, т. е. осмысления человеком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и пережива­ния им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности.

20.01.2017, 1372 просмотра.

Друзья сайта
Полезные ресурсы