Критерий сопоставления |
Пассивно-репродуктивный урок |
Деятельностный урок |
Цель урока |
Сформировать знания и умения. Развитие личности – это следствие обучения. Пошаговое выполнение учащимся требований учителя |
Сформировать основные компоненты учебной деятельности. Ученик – субъект учебной деятельности, который заинтересован в учении и саморазвитии |
Профессиональная позиция учителя |
Учитель – центральная фигура на уроке. Он учит, показывает, объясняет, рассказывает, доказывает, диктует, спрашивает, проверяет, оценивает |
Учитель организует учебную деятельность: объясняет, показывает, напоминает, подводит к проблеме, способствует развитию критического мышления, создает ситуацию успеха, совещается, предотвращает, мотивирует, способствует осмыслению и рефлексии |
Позиция ученика |
Объект обучения, на него воздействует учитель. Ждет инструкций учителя, чтобы выполнять задание |
Субъект учения. У школьника сформирована внутренняя потребность включиться в деятельность («хочу»). Ученик выделяет содержательную область («могу») |
Характер отношений учителя и ученика |
Директивное управление. Выполнение требований |
Позиция делового партнерства и учебного взаимодействия |
Отношения учащихся между собой |
Не планируются или имеют формальный характер |
Определяют содержание обучения как часть коллективно-распределенной деятельности |
Содержание учебного материала |
Концентрация на предметной составляющей вне контекста других школьных дисциплин и внутрикурсовых связей |
Система понятий, способов деятельности. Метапредметный подход и межпредметная интеграция |
Метод обучения |
Многообразие методов, связанных с объяснением и показом, – в основном через вербальный способ, показ и тренировку, повторение и практические занятия |
Решение учебных задач через систему учебных действий. Акцент на творческую активность. Моделирование и исследование как способ решения учебных задач |
Результаты обучения |
Предметные достижения через подготовку к экзамену. Контроль и оценивание – исключительная прерогатива учителя |
Комплекс личностных, метапредметных и предметных результатов. Контроль и оценивание как ведущие учебные действия |