Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Аналитическая справка по итогам мониторинга состояния работы образовательного учреждения с одаренными детьми

В рамках реализации Муниципального комплекса мер по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей и талантливой молодежи в городе Кургане на 2021-2022 учебный год 37 общеобразовательных организаций города Кургана прошли мониторинг выявление одаренных детей. Анализ полученных данных позволяет говорить о положительной динамике развития системы работы с одаренными (проявляющими повышенный уровень способностей) детьми.

Одним из основных направлений функционирования системы выявления, развития и поддержки одаренных детей является развитие и совершенствование нормативно-правовой и методической базы, регулирующей данный вид деятельности. По данным мониторинга 30 ОУ (81%) г. Кургана имеют в программе развития блок, направленный на работу с одаренными детьми (в прошлом учебном году этом показатель составлял 77%), 20 (54%) ОУ имеют программу по работе с одаренными детьми, 32 ОУ (86,5%) имеют план работы с одаренными детьми. Таким образом, блок в программе развития, программу или план по работе с одаренными детьми имеют 100% Общеобразовательных учреждений города.

27 (73%) ОУ реализовали проектные мероприятия для одаренных детей в 2021-2022 учебном году.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей с повышенным уровнем способностей есть в 21 ОУ (57%).  В 6 из них программы реализуются как в дистанционной, так и в очной форме.

Внеурочные программы для детей с повышенным уровнем способностей существуют в 20 ОУ (54%), реализуются в 17 ОУ (46%). Не реализуются рабочие программы по внеурочной деятельности для детей с повышенным уровнем способностей в ОУ №№ 11, 48, 50 по причине кадрового дефицита.

Систематическая работа в по выявлению и поддержке одаренности включает в себя рассмотрение вопросов по работе с одаренными детьми на заседаниях педагогических и методических советов – 97 % ОУ г. Кургана вносят данную тему в повестку.

Координация работы по выявлению и поддержке одаренности в ОУ входит в должностные обязанности ответственного за работу с одаренными детьми: 34 (92%) ОУ имеют ответственного. В ОУ №№ 11, 59, ЦО обязанности ответственного распределены по педагогам.

Одним из значимых компонентов работы с одаренными детьми является дополнительное образование. Согласно национальному проекту «Образование» к концу 2022 года 77% обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет планируется охватить дополнительным образованием. По данным на май 2022 года 100% общеобразовательных учреждений города Кургана обеспечивают обучающихся дополнительным образованием. Школьным кружковым движением охвачены 100% общеобразовательных школ. По данным мониторинга кружки, объединения, студии и секции по направлению «Наука» есть в 31 (84%) школ, «Техника» - 16 (43%) «Искусство» - 35 (94,6%), «Спорт» - 37 (100%) ОУ. В ОУ №№ 11, 19, 31, 40, 42, 47, 49, 50, 53, 58, 63, ЦО доля охваченных обучающихся более 50 %. Однако, стоит обратить внимание на количество обучающихся, охваченных кружковым движением в ОУ №№ 5, 12, 22, 26, 27, 29, 41, 43, 48, 53, 59, 75 (менее 25%).

19 (51%) курганских школ имеет школьное научное сообщество. Школьное научное сообщество отсутствует в ОУ №№ 5, 9, 11, 17, 26, 29, 41, 42, 44, 45, 46, 50, 55, 56, 58, 59, 75, ЦО.  По данным мониторинга большей популярностью пользуются научные сообщества естественно-математической направленности – 2645 обучающихся. Научные сообщества гуманитарной направленности посещают 2119 обучающихся. В прошлом году - 868 к 844 обучающихся соответственно. Отмечается положительная динамика охвата мотивированных детей работой школьных научных сообществ.

Мониторинг показывает, что в школьные научные сообщества вовлечены дети с ограниченными возможностями здоровья (4%) и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (36%). Анализ данных свидетельствует, что количество этих детей остается постоянным в течение 2-х лет.

Важно отметить, что в 2021-2022 учебном году исследовательская и проектная деятельность ведется во всех общеобразовательных учреждениях г. Кургана, и количество обучающихся, участвующих в данной деятельности, по данным мониторинга увеличилось по сравнению с прошлым годом на 6% и составляет 13 137 (32% от общего количества обучающихся). В прошлом году эта цифра составляла 10 358 обучающихся (26%).

Согласно Концепции работы с одаренными детьми в Курганской области одной из задач в направлении «Совершенствование системы выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей» является формирование муниципального банка данных об одаренных детях. Данные для пополнения муниципального банка данных предоставили 37 (100%) ОУ.

Содействие в реализации региональной концепции осуществляется в том числе в части персонализации: создание индивидуальных образовательных траекторий с участием самих обучающихся, способствующих максимальному проявлению самостоятельности и личностному росту одаренных детей и молодежи. В этом учебном году индивидуальные образовательные маршруты были созданы в рамках подготовки к региональному и заключительному этапу всероссийской олимпиады школьников, а также к различным конкурсам и соревнованиям регионального уровня и выше для 414 обучающихся из 12 (30%) ОУ, что соответствует показателям муниципального Комплекса мер по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи в 2021-2022 учебном году.

В Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов Президентом ставится задача создания системы поддержки одаренных детей, включающей их поиск и сопровождение в течение всего периода становления личности. Речь идет в том числе и об отработке механизмов учета индивидуальных достижений (ученические портфолио) при приеме в вузы. Мониторинг показал, что 33 (89%) ОУ ведут учет обучающихся, имеющих портфолио. ОУ №№ 29, 40, 44, 46 не сопровождают обучающихся в этом вопросе.

Психолого-педагогическое сопровождение необходимо в работе с одаренными детьми, их родителями и педагогами. По данным мониторинга систематическое психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей осуществлялось в 32 (86%) ОУ. Вместе с тем, педагоги-психологи привлекались к подготовке детей к конкурсам и олимпиадам, консультировали родителей (законных представителей) одаренных детей, проводили психодиагностику обучающихся и педагогов. В работе использовались в том числе онлайн формы.

Необходимым звеном эффективной работы считается повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью. Педагоги из 37 (100%) ОУ г. Кургана приняли участие в семинарах, конференциях и др. по вопросам детской одаренности различного уровня (уровень ОО - 37, муниципальный - 32, региональный – 20, всероссийский – 12).

Имеют выступления и публикации по вопросам детской одаренности на различном уровне педагоги из 33 ОУ (89%): уровень ОО – 33, муниципальный – 31, региональный – 6, всероссийский – 6.

Педагогические работники 14 ОУ (38%) прошли повышение квалификации по работе с одаренными детьми (курсы ГАОУ ДПО ИРОСТ, МГПУ, Университет им. Добролюбова Н. Новгород, «Школа современного учителя» г. Москва, ОЦ «Сириус», КГУ, ВДЦ «Океан», Фоксфорд, Корпоративный университет РДШ, семинары ОУ № 47, городские и областные вебинары). В прошлом году этот показатель был меньше – 13 ОУ.

Мониторинг состояния работы с родительской общественностью по вопросам работы с одаренными детьми показал, что 31 ОУ (84%) включают данные вопросы в повестку родительских собраний, 46% (17 ОУ) обсуждают на заседаниях родительских комитетов, 8 ОУ (22%) – озвучивают вопросы на заседаниях управляющих (попечительских) советов. Таким образом, вопросы по работе с одаренными детьми с родительской общественностью не рассматриваются во всех общеобразовательных учреждениях города Кургана. В прошлом году данные вопросы не рассматривались в ОУ №№ 9, 11, 43, 44, 50. Ситуация изменилась, наблюдается положительная динамика.

Информационное сопровождение способствует соблюдению принципа доступности и открытости. По данным мониторинга материалы о мероприятиях для одаренных детей размещают на своих официальных сайтах, социальных сетях и других интернет ресурсах 37 ОУ (100%). В прошлом году ОУ №№ 11, 43, 44 не информировали о мероприятиях, ОУ №№ 9, 52, 59, 75 не размещали информацию на официальных сайтах. Данные мониторинга показывают положительную динамику.

 Принцип транспарентности в региональной концепции работы с одаренными детьми реализуется в том числе через сетевое взаимодействие в рамках работы с одаренными детьми. По результатам мониторинга такое взаимодействие осуществлялось в 2021-2022 учебном году в 10 ОУ, среди сетевых партнеров указывают «технопарк «Кванториум», ДШИ им. Громова, ДДТ «Синяя птица», «Центр Мостовик», ДДТ «Гармония», ДДТ «Радуга», «Луч-П», ЦДМО, ДДЮТ, Управление Росгвардии по Курганской области, Управление СУ СК РФ по Курганской области, ДЮЦ, КЦ «Курган», ДМШ № 3, ДШИ № 1, ДЮСШ № 2, Федерация тхэквондо МФТ Курганской области, библиотеки им. Югова и Потанина.

По результатам мониторинга в 2021–2022 учебном году 1394 обучающихся стали победителями и призерами региональных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад и соревнований: из них по направлению «Наука» - 21 ОУ (57%), «Искусство» - 20 ОУ (54%), «Спорт» - 24 ОУ (65%).

В рамках системы стимулирования и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи организованы конкурсы на получение стипендии Главы города Кургана и областной премии. Обладателями стипендии муниципального уровня стали обучающиеся 10 ОУ (27%), регионального уровня также 10 ОУ (27%). Лауреатами городской молодежной премии стали обучающиеся 9 ОУ (24%).

Показателем результативности работы с одаренными детьми служат данные о включении в ГИР, а также об участии обучающихся, проявивших повышенные способности, в профильных сменах регионального образовательного центра «Созвездие» и федерального образовательного центра «Сириус», всероссийских детских центров «Орленок», «Океан», «Смена», международного детского центра «Артек» и квантах детского технопарка «Кванториум».

В государственный информационный ресурс, который формируется в целях выявления, сопровождения, поддержки и мониторинга дальнейшего развития детей и молодежи, являющихся победителями и призерами мероприятий, входящих в Перечень, по итогам 2021-2022 учебного года занесены 52 обучающихся из 6 ОУ (16%).

По данным мониторинга на профильную смену регионального уровня «Олимпиадная» были приглашены 30 обучающихся из 10 ОУ (27%).

36 обучающихся города Кургана прошли обучение по интенсивным профильным программам Образовательного центра «Сириус»: профиль «Литературное творчество» (2), «Изобразительное искусство» (1) и «Математика» (33) из 10 ОУ (27%).

В МДЦ «Артек» побывали 54 обучающихся, ВДЦ «Орленок» - 22, ВДЦ «Океан» - 73, ВДЦ «Смена» - 15.

В детском технопарке «Кванториум» обучались 388 учащихся из 31 ОУ г. Кургана (84%). Не было обучающихся из ОУ №№ 41, 46, 49, 55, 58, 75.

         Таким образом, мониторинг показывает положительную динамику в содействии в реализации региональной Концепции по работе с одаренными детьми и реализации муниципального комплекса мер по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей и талантливой молодежи в 2021-2022 учебном году.

         По итогам анализа мониторинга рекомендуем:

                - ОУ №№ 11, 59, ЦО - назначить ответственного за работу с одаренными детьми с целью оптимизации и повышения качества работы в данном направлении;

         -   ОУ №№ 11, 48, 50 – использовать возможности сетевого сотрудничества с целью организации внеурочной деятельности для детей с повышенным уровнем способностей;

         - ОУ, где отсутствует целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей, их родителей и педагогов, обеспечить систематическое сопровождение с использованием официального сайта ОУ;

         - ОУ №№ 5, 12, 22, 26, 27, 29, 41, 43, 48, 53, 59, 75 – обеспечить больший охват обучающихся школьным кружковым движением с целью удовлетворения интеллектуальных, творческих, спортивных и иных интересов;

         - ОУ №№ 5, 9, 11, 17, 26, 29, 41, 42, 44, 45, 46, 50, 55, 56, 58, 59, 75, ЦО – организовать работу школьных научных сообществ с целью повышения мотивации к научным знаниям, исследовательской деятельности и подготовки обучающихся к олимпиадам и конференциям;

         - всем ОУ обратить особое внимание на обеспечение условий для максимального проявления самостоятельности и личностного роста одаренных детей и молодежи через индивидуальные образовательные траектории, индивидуальные образовательные маршруты;

         - ОУ №№ 9, 17, 41, 43, 48, 55, 56, 59, 75, ЦО - активизировать работу по включению обучающихся в проектные мероприятия институционального уровня;

         - всем ОУ максимально использовать возможности для повышения квалификации педагогов в работе с одаренными детьми, в том числе в дистанционном формате. Особое внимание уделить программам ОЦ «Сириус».

Исполнитель ст.методист Маторина У.М.

Для просмотра скачать Документ

01.07.2022, 458 просмотров.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы