Особенности организации внеурочной деятельности при изучении курса ОРКСЭ
Влияние внеклассного мероприятия на уровень познавательной активности учащихся в учебной деятельности достаточно велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность - экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Их необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания.
Внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. В содержании внеурочной деятельности должны быть отражены базовые ценности, которые расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. Экскурсия.
Методика проведения любой экскурсии должна исходить из ее специфики как небольшого путешествия. Вероятно, ни у кого не возникнет сомнений в том, что наилучшим способом понимания смысла религиозной культуры для учащихся будет встреча с живыми носителями этой культуры, посещение культовых мест различных религиозных традиций. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.
При проведении опроса учителей относительно формы внеурочной деятельности, которую они чаще всего практикуют в первые годы преподавания ОРКСЭ, получилась следующая картина:
Таким образом, изучая религиозную культуру, дети оказываются лишены возможности наблюдать за ее современным функционированием и распространением. Экскурсии или визиты в религиозную общину и знакомство с ее членами, которые являются, пожалуй, наиболее распространенными формами организации внеурочной деятельности в Западной Европе, в России используются очень редко. Конечно, тому есть ряд причин организационного и финансового плана, однако нам представляется чрезвычайно важным организовать хотя бы одну-две экскурсии в течение всего учебного года, чтобы дети смогли увидеть изнутри жизнь религиозных общин, переосмыслить собственный опыт восприятия религиозной традиции, имели возможность пообщаться с носителями религиозной традиции и задать им свои вопросы, которые они, возможно, не решались спросить у учителя, не надеясь на правильность и глубину ответов.
Приведем несколько основополагающих принципов экскурсии в рамках курса ОРКСЭ:
Подготовительная работа учителя по организации экскурсии также имеет ряд общих рекомендаций.
Если по каким-то причинам у вас нет возможности организовать экскурсию, всегда есть возможность пригласить представителя той или иной религиозной общины к себе на урок или организовать с ним встречу во внеурочные часы. В организационном плане сделать это значительно проще, но здесь кроется другая сложность - как выбрать вашего гостя и о чем он будет говорить. Нередко беседы, которые готовят приглашенные люди, не рассчитаны на детей определенного возраста и не интересны учащимся, которые достаточно быстро начинают демонстрировать свое раздражение, несогласие и, в некоторых случаях, даже вести себя неуважительно по отношению к гостю. В этом отношении очень важно подготовить своих учеников к предстоящей беседе с тем расчетом, что они будут скорее не слушать гостя, а интервьюировать его. Это позволит отчасти снять атмосферу напряженности в классе и поднять интерес и мотивацию учащихся.
Выбирая кандидата для предстоящей беседы, учителям следует ориентироваться не только на его грамотность и профессионализм, но также и на коммуникативные навыки: умение построить живую беседу с младшими школьниками, заинтересовать и побудить к размышлениям, а не заниматься проповедью или агитацией. Если визит вашего гостя оказался успешным и интересным для слушателей, было бы правильным пригласить его и на итоговое мероприятие (презентацию ученических проектов), поскольку присутствие знакомого человека, который вызвал у многих симпатию, сможет поддержать положительный настрой и дальнейшее сотрудничество.
Наконец, следует отметить, что наиболее значимым во внеурочной деятельности учащихся является разрушение стереотипов. Экскурсии в религиозную общину, встречи с религиозными лидерами - это попытка избежать упрощенного стереотипного понимания религиозной культуры, возможность увидеть многообразие внутри каждой религиозной традиции, понять глубину и значимость тех нравственных ценностей, которые сохраняют данные традиции в качестве своего основного вероучительного ядра. Если учителю удастся избежать шаблонных и искаженных представлений о религиозной культуре и вывести учащихся на уровень рефлексии относительно собственной модели поведения, гражданской позиции и личной ответственности, тогда можно считать занятия по ОРКСЭ - временем, не потраченным впустую.
Заочная экскурсия.
При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса.
Возможные формы проведения заочной экскурсии:
В основу заочной экскурсии могут быть положены выступления учащихся - рассказы о местах, связанных с жизнью и творчеством русских писателей и поэтов. Для подготовки подобного выступления необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий, ресурсы Интернет.
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|