Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Формирование вычислительных навыков у младших школьников

Формирование вычислительных навыков у младших школьников

        Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными.
       При работе в традиционной системе обучения используется подход, при котором детям новые способы и приёмы вычисления подаются в готовом виде, многократному повторению однотипных примеров, причём опора на активную работу памяти и напряжения произвольного внимания. Такой подход обеспечивает формирование прочных и осознанных вычислительных навыков, но часто не вызывает у детей эмоционального отклика, теряет интерес к работе, а следовательно теряется очень большой помощник в работе с младшими школьниками – непроизвольное внимание и запоминание, живой интерес к процессу обучения.
       Программы развивающего обучения реализуют более эффективный подход, при котором учащиеся знакомятся с различными вычислительными приёмами иначе. Само обучение построено таким образом, что ребёнок непосредственно включается в поиск путей решения возникшей проблемы и путём проб и мыслительных логических операций формулирует «свой» способ решения. Такая форма намного эффективнее, она способствует не только формированию некоторых вычислительных умений, но и является мощным двигателем для всестороннего развития ребёнка: логического мышления, памяти, внимания. Работа вызывает широкий спектр положительных эмоциональных чувств: радости, самовыражения, уверенности в себе.
         По математике до уровня навыка доводятся: таблица сложения и соответствующая ей таблица вычитания в пределах 10, табличное умножение и соответствующие случаи деления, умножение на 10, 100 и т.д. и соответствующие случаи деления чисел, оканчивающихся нулями. Сложение и вычитание чисел в пределах 100, деление и умножение двузначных чисел на однозначное, деление двузначного на двузначное, деление с остатком должны быть усвоены учащимися на уровне умения.
Наряду с усвоением умений и навыков устных вычислений младшие школьники овладевают алгоритмами письменных вычислений.

В начальном курсе математики рассматриваются различные случаи сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел в тех случаях, когда выполнение устных приёмов становится сложным для учащихся. Навыки письменных вычислений доводятся до автоматизма.
Педагогическая практика показывает, что формирование прочных и осознанных вычислительных умений и навыков возможно при условии включения в содержательную и в процессуальную компоненту целостной модели обучения технологического подхода. По каждой программе предусмотрена системная работа по формированию вычислительных умений и навыков у младших школьников, которая реализуется как с точки зрения организации учебного процесса, так и в плане содержания материала, включённого в учебники.

                        Основные методические составляющие этой работы

  1. Введение нового материала посредством проблемно-диалогической технологии.
  2. Обучение ведётся на основе интегративной технологии деятельностного подхода.
  3. Включение теоретического материала при введении вычислительного приёма.
  4. Моделирование.
  5. Работа над составом числа.

Уделяется особое внимание различным формам работы: фронтальные задания, групповые и индивидуальные.

Фронтальная форма работы
       Необходимость таких занятий обуславливается едиными учебными программами, обязательными для изучения всеми учащимися, и развитием индивидуальных способностей и дарований учащихся класса. При фронтальной работе ученик проявляет себя как личность, демонстрирует свои знания, эрудицию, память, желание и умение трудиться в коллективе. Учитель при этом ставит перед учащимися одну или несколько общих, единых задач. В процессе их решения учитель имеет возможность наблюдать и оценивать общий настрой учащихся в работе, их отношение к изучаемому материалу и взаимоотношения друг с другом.
Особый интерес у обучающихся вызывают приёмы занимательности. Под занимательностью понимают те виды деятельности на уроке, которые содержат в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают у школьников интерес к учебному предмету и способствуют созданию положительной, эмоциональной обстановки. На уроках можно использовать два вида таких игр: игровая ситуация, когда учеников увлекает форма задания, и математическая  игра, когда учащихся увлекает содержание задания. Можно сочетать эти два вида  (приложение 1).
        Таким образом, через дидактическую или математическую игру, реализованную на различном учебном материале, формируются  не только вычислительные навыки, но и повышается интерес к учению.
Учебные задания  с нематематической информацией – один из возможных приёмов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков. Форма их записи самая разнообразная: цепочки примеров, простые и с разветвлением, таблицы, магические квадраты, блок-схемы – простые, с условием без цикла и с циклом. В предлагаемых заданиях даны словесные формулировки познавательных вопросов, возможные ответы, из которых один правильный, математические задания вычислительного характера для проверки выбора ответа и информация о животных или событиях ( приложение2).
Предложенные задания дают возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей. Нельзя не согласиться с мнением профессора С.П.Баранова, что при соответствующей подготовке учителя дополнительные сведения на уроке не загружают детей, а лишь способствуют усвоению программного материала за счёт создания интереса к учению и повышению познавательной активности. В предлагаемых заданиях заложена смена деятельности детей и дети узнают интересные факты, что не только расширяет их кругозор, но и способствуют общему развитию и побуждают к самостоятельному познанию нового. Развитие стремления узнать новое – одна из воспитательных целей этих заданий.
При организации фронтальной работы с классом можно включать такие упражнения как «Магические квадраты», цепочки, таблицы (приложение3).

Важным является то, что рассмотренные игры представляют собой систему. Поэтому учитель меньше времени затрачивает на объяснение. С другой стороны, постепенно усложнённая игра, проведённая в различных формах, воспринимается детьми как новая и интерес к ней не пропадает. В процессе правильно организованной игры учащиеся незаметно для себя выполняют большое количество тренировочных упражнений в быстром темпе,  что играет важную роль в формировании навыка вычислений.
В качестве одного из средств формирования вычислительной культуры младших школьников можно рассматривать текстовые задачи (приложение4).

Большое обучающее и воспитательное значение имеет наличие в них познавательного материала, связанного с конкретными жизненными ситуациями, что помогает показать младшим школьникам роль математики в познании окружающей действительности и развить их умения применять вычислительные навыки.

Индивидуальная форма работы

С целью оптимальной занятости учащихся на уроке необходимо постоянно использовать  индивидуальные формы работы. В последние годы значительное место в преподавании математики в начальной школе занимает самостоятельная деятельность учащихся. Для большей эффективности самостоятельная деятельность в учебном процессе должна носить творческий характер. Тогда она способствует сознательному усвоению и переносу знаний, умений и навыков в новые ситуации, что ведёт к развитию познавательной самостоятельности и активности. В связи с этим необходимо на уроке использовать задания для самостоятельной деятельности творческого характера, которые нацелены на формирование у младших школьников вычислительных навыков. При этом каждый ученик получает свое задание, которое он выполняет независимо от других. Чаще всего это задания–карточки, где учитель имеет возможность их дифференцировать, что позволяет обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности  учащихся. Индивидуальные задания особенно важны для школьников с негативным отношением к учебе. Определяя индивидуальные учебные работы для учащихся, потерявших веру в свои силы, учитель исходит из того, что для них посильно. Такого рода задания требуют выполнения различных преобразований и обобщений с опорой на ранее приобретённые знания и умения. Учащиеся должны воспроизвести не только отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом, т.е. научиться применять эти знания в новых ситуациях. Тем самым знания углубляются, становятся более совершенными, а мышление учащихся достигает уровня продуктивной деятельности (приложение5). 
Получив карточку с разноуровневым заданием, ученик выбирает задание по уровню своих умственных способностей. Справившись со своим заданием, школьник может перейти к следующему заданию. 
На этапе закрепления знания приёма и выработки вычислительного навыка внетабличного умножения и деления можно использовать задания для самостоятельной деятельности творческого характера (приложение 6).
Использование таких заданий способствует эффективной организации самостоятельной деятельности младших школьников, а также повышает эффективность процесса формирования соответствующего вычислительного навыка.
Развитию вычислительной культуры у младших школьников на уроках математики способствуют тесты. Тесты обладают целым рядом положительных характеристик:

  • Быстрота проверки выполненной работы,
  • Оценка достаточно большого количества учащихся,
  • Возможности проверки усвоения теоретического материала,
  • Проверка большого объёма материала малыми порциями,
  • Объективность оценки результатов выполненной работы.

В работе учителя начальных классов тесты выполняют пропедевтическую функцию
Из всего многообразия видов тестов в начальных классах целесообразно использовать тестовые задания с выбором одного верного ответа, так как они наиболее доступны младшим школьникам (приложение7).
Причём при составлении тестов необходимо учитывать типичные ошибки учащихся. Такого вида тесты помогают учителю получить информацию о качестве формирования вычислительных навыков. Тесты приемлемы для контроля вычислительных навыков и при работе с компьютером. 

Для просмотра скачать Документ

01.09.2016, 4131 просмотр.

Дополнительные материалы

Документ 1 Скачать файл
Друзья сайта
Полезные ресурсы