Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Рациональное построение урока с точки зрения здоровьесберегающих технологий

Рациональное построение урока с точки зрения здоровьесберегающих технологий 

Задумываясь о здоровье школьников, мы пришли к выводу о том, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса неблагоприятно влияет на здоровье детей. Школьное обучение становится более интенсивным, повышаются требования к уровню умственной работоспособности учащихся, усложняются формы аналитико-синтетической деятельности.

Считаем, что особенно отрицательно влияют на здоровье (и физическое, и психическое) детей следующие факторы:

  • Интенсификация учебного процесса, умственная перегрузка;
  • Однотипная деятельность;
  • Низкая мотивация и интерес к деятельности и её результатам;
  • Воздействие предшествующих знаний;
  • “Перекос” нагрузки на левое полушарие;
  • “Одномодельный” стиль проведения уроков;
  • “Регламентационные стрессы;

Сохранить и укрепить здоровье школьников помогает умение применять здоровьесберегающие технологии. Наша задача - обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения, навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни.

Не всё в наших силах, но следующие действия мы можем и должны выполнять, если нам небезразлично здоровье детей:

  1. Включать в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания физического здоровья, соблюдения гигиены тела.
  2. Организовать целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности.
  3. Организовать своевременное проветривание помещения.
  4. Организовать подвижные паузы в ходе урока, минутки релаксации, проводить эмоционально отвлекающие разрядки на уроках.
  5. Организовать поддержание нормальной осанки.
  6. Контролировать режим освещённости в учебном помещении.
  7. Проводить комплексы упражнений для снятия усталости глаз.
  8. Организовать ситуацию психологической безопасности, душевного комфорта всех учащихся (в основном зависит от стиля общения учителя с детьми).
  9. Демонстрировать уверенность в способностях всех учащихся.
  10. Способствовать развитию позитивных ожиданий учащихся.
  11. Обеспечить формирование атмосферы взаимного уважения в классе.
  12. Оптимизировать гигиенические условия в классе.
  13. Разнообразить формы, методы и средства педагогической работы.

Требования медицины к преподаванию просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями.

Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков, надо добиваться, чтобы “все учащиеся на каждом этапе урока были заняты учебной работой”. Оказывается, школьники утомляются на уроках не от усиленной работы, а, наоборот, от безделья, от тягостного ничегонеделания.

Второе требование медиков отражено в разработанных ими нормах домашних заданий.

Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

К требованиям медицины относится также наблюдение за осанкой детей, за тем, чтобы дети с дефектами зрения сидели за определёнными столами, проявлять заботу о левшах и т.д. Г.Г. Левитас “ Технология учебных циклов, или Как улучшить классно-урочную систему обучения”, Изд. Аркти, М, 2006 г.

Мы осознаём свою причастность к ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся и видим решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья ученика.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни (В.И.Ковалько “Здоровьесберегающие технологии” М. “ВАКО” 2005).

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья. В современной школе от детей ожидают большей работоспособности, чем прежде. Огромное влияние на развитие умственной работоспособности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояния здоровья. Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учётом работоспособности детей, использование наглядности, выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и др.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики - сохранение высокой работоспособности и исключение переутомления учащихся.

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока
(по Н.К. Смирнову)

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

Плотность урока

Не менее 60% и

не более 75-80%

85-90%

Более 90%

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

Средняя продолжитель-ность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

11-15 минут

Боле 15 минут

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 минут

Смена через 11-15 минут

Смена через 15-20 минут

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин.

Через 15-20 минут

Не чередуются

Наличие эмоциональных разрядок (число)

2-3

1

Нет

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы.

Учитель наблю-дает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы.

Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы.

Поза не контролируется учителем.

Физкультминутки

Две за урок, сос-

тоящие из 3 лёг-ких упражнений, по 3-5 повторе-ний каждого

1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

Момент наступления утомления учащихся

( по снижению учебной активности)

Не ранее чем через 40 минут

Не ранее чем через 35-37 минут

Менее чем через 30 минут

 Сдвоенные уроки в начальной школе запрещаются. Продолжительность урока для начальной школы рекомендуется 35 мин. Кроме того, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре – 3 урока по 30 мин в день; со второй четверти – 4 урока по 35 мин; со второго полугодия – по общим правилам.

Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребёнок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться изменением позы ребёнка. Поэтому на протяжении урока учитель не должен забывать контролировать посадку учащихся. Правильная поза ученика во время занятий характеризуется следующим образом:

  • за столом (партой): длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка; высота ножек стула должна равняться длине голеней; голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол; между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка;
  • при письме: сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы; позвоночник опирается на спинку стула; предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно; плечи находятся на одном уровне; голова чуть наклонена вперед; расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см; тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°; левая рука (правая рука у левшей) ученика поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх;
  • при чтении: поза при чтении в основном совпадает с позой при письме;
    предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°;
  • стоя: стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги; 
    голову не наклонять, следить за симметричным положением плеч, углов лопаток.

Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки. (СанПиН 2.4.2.1178-02) “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях”.

В процессе работы над данной проблемой мы пришли к выводу, что из существующих форм проведения уроков наиболее оптимальными, с точки зрения здоровьесбережения, являются следующие:

  • Уроки – игры
  • Уроки – соревнования
  • Театрализованные уроки
  • Уроки с групповыми формами работы
  • Уроки взаимообучения учащихся
  • Уроки творчества
  • Уроки – аукционы
  • Уроки – конкурсы
  • Уроки – концерты
  • Уроки – экскурсии и др.

Гигиенически рациональная организация урока даёт возможность длительно поддерживать умственную работоспособность учащихся на высоком уровне и предупреждать быстрое наступление утомления и переутомления.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september.ru/

15.04.2016, 3604 просмотра.

Друзья сайта
Полезные ресурсы