Методические рекомендации по проведению Декады правовых знаний и профилактики правонарушений в общеобразовательных учреждениях города Кургана в 2018-2019 учебном году
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и повышение эффективности их профилактики. Работа по профилактике преступлений и правонарушений среди учащихся предполагает целый комплекс социально–профилактических мер, направленных на оздоровление условий жизни детей, на индивидуальную психолого–педагогическую коррекцию личности несовершеннолетних, а также формирование правовой культуры и повышение правовой грамотности учащихся, способствующих правовому воспитанию. Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему, каждая образовательная организация старается найти свой подход в этом направлении и использовать эффективные методы работы с обучающимися:
●проведение классных часов, ролевых игр и тематических бесед с учащимися 1-11классов по правовой тематике ( в приложении размещена познавательная игра «Знатоки конституции РФ», командная игра «Мои права и обязанности»), проведение Акции «Подросток и закон», предполагающей знакомство подростков с правовой информацией и др.;
●реализация программ по правовому воспитанию, формированию навыков законопослушного поведения ( в приложении программа «Фарватер» (О.Н. Коняева), тренинговая программа профилактики правонарушений «Путь к успеху» (А.В. Андреева, И.А. Горскова), «Школа «Правовой вестник» (технология формирования правосознания и правовой культуры несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом» (Р.Ф. Иванова);
●проведение классных часов, бесед направленных на антивандальное поведение (в приложении размещены методические рекомендации, информационный буклет, листовка; ролики антивандальной направленности, а также ролики, призывающие к соблюдению правил поведения в общественных местах размещены на сайте МБУ «КГ ИМЦ» в разделе «Методическое пространство»/ «Воспитание и социализация»/ «Анивандальное воспитание»);
●оформление информационного стенда «Правовая информация», «Законопослушное поведение» (в приложении размещены буклеты, которые можно разместить на данных стендах) «Куда я могу обратиться за помощью» (номера телефонов горячих линий, «телефона доверия» и прочих организаций), и т. д.
●проведение психолого-педагогической диагностики (культуры межэтнических и межконфессиональных отношений, жестокого обращения, межличностных взаимоотношений в коллективе и т.д.);
●организация/ развитие деятельности школьной службы медиации;
●проведение классных часов, ролевых игр и тематических бесед с учащимися 1-11классов по формированию уважительного отношения к людям иной расы, веры, иного социального статуса;
●проведение классных часов для обучающихся 4-11 классов по программе «Цени свою жизнь»;
●реализация межведомственного проекта «Мое здоровье – мое будущее»;
●участие в городских и школьных акциях, проектах и конкурсах, посвященных профилактике и предупреждению правонарушений среди учащихся;
●проведение Дня правовых знаний, Дня здоровья, декад по борьбе с ПАВ (употреблением наркотиков, алкоголя, табачных изделий и т.д.);
Данные формы работы в комплексе с другими профилактическими мерами направленными на изучение прав ребёнка, формирование у подростков правовой культуры и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к правам и свободам личности, воспитание чувства собственного достоинства и справедливости, формирование законопослушного поведения и основ толерантности, воспитание чувства ответственности за свои поступки, развитие умения определять свою личностную позицию и делать правильный выбор. В целом это и формирует правовую культуру и способствуют профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся.
Формы работы с родителями
В целях правового информирования родителей и развития партнерских отношений с семьей, организуются встречи с родителями с приглашением специалистов по вопросам обеспечения конституционных прав детей: «Права родителей и детей в российском законодательстве», «Права ребёнка и их защита», «Правовое воспитание в семье», «Традиции, семейные ценности и правовая культура» и т. д.
Работа с родителями по профилактике и предупреждению правонарушений среди учащихся включает проведение родительского клуба для неблагополучных семей и трудных подростков; проведение общешкольных и классных родительских собраний с привлечением медицинских работников, специалистов правоохранительных органов, социального педагога, педагога-психолога; проведение лекций и бесед для родителей (по запросу); выпуск информационных листов, оформление стендов в помощь родителям; размещение информации на сайте образовательной организации; обследование жилищно-бытовых условий семьи, проведение рейдов в неблагополучные семьи; оказание адресной материальной помощи.
В приложении размещен сборник «Родители и дети: как построить гармоничные отношения».
Формы работы с педагогами
В рамках Декады будет уместно пригласить педагогов принять участие в семинаре по профилактике буллинга (травли) среди детей и подростков (в приложении размещена электронная папка с методическими материалами «Профилактика буллинга для педагогов»), а также в семинаре по составлению социально-ориентированных уроков (сборник конспектов размещен на сайте имц45.рф раздел «Методическое пространство»/ «Профилактика асоциальных явлений»/ «Конспекты социально ориентированных уроков»).
Целесообразно провести в рамках Декады акцию «Безопасная библиотека». Педагог-библиотекарь проводит анализ книжного фонда на предмет наличия запрещенных изданий сверяясь Федеральным списом экстремистских материалов (по состоянию на 09.11.2018 г., имея ввиду, что он постоянно дополняется) .
Общие рекомендации
Планирование и проведение Декады профилактики правонарушений и формирования правопослушного поведения в образовательной организации предусматривает выпуск и распространение листовок, буклетов, плакатов, рисунков по правовой тематике, проведение уроков, классных часов, внеурочных мероприятий, организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Во время декады проводятся тематические вечера, правовые тренинги, конференции, круглые столы, встречи с депутатами, работниками муниципальных органов власти и управления, правоохранительных органов, известными людьми и т. д.
Мероприятия Декады отражаются на страницах школьной газеты, на сайте образовательной организации.
При подготовке и проведении Декады по профилактике правонарушений в образовательных организациях города Кургана рекомендуем использовать в работе материалы Приложений.
Информацию о мероприятиях в рамках Декады просим отправить до 6 декабря 2018 года на электронный адрес: monitoringimc@mail.ru (форма в папке «Декада правовых знаний»). Дополнительная информация по тел.: 46-38-14 Сазонова Е.Н.