Цель: Привлечь внимание обучающихся к проблеме адаптации людей с ОВЗ и инвалидов в обществе, включения таких детей в полноценный учебный процесс.
Задачи:
Форма проведения: классный час
Направление: нравственное
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, 2 замка, 6 ключей, 2 повязки на глаза, азбука жестов глухонемых (2шт), деревянный пазл-шнуровка «Ботинки» (2шт), фраза - «Мы живем, как мы можем, а они живут, как мы поможем!», закладки, картинки для рефлексии.
Ход классного часа
- Здравствуйте ребята. Присаживайтесь!
- Тема нашего классного часа: «Люди так не делятся?!»
- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь?
- Внимание на экран!
- Что объединяет все эти фотографии? (на них изображены дети)
- Чем отличаются эти дети? (на слайде изображены здоровые дети и дети с ОВЗ)
- Ребята есть такое понятие как ограниченные возможности здоровья.
- Скажите, пожалуйста, кто такие люди с ограниченными возможностями здоровья? (С нарушением слуха; с нарушением зрения; с нарушением речи; с нарушением опорно-двигательного аппарата; с умственной отсталостью; с задержкой психического развития с нарушением поведения и общения.)
- Глядя на людей можно совсем не заметить, что у человека есть проблемы со здоровьем.
- Почему же в нашей теме стоит два знака?
- Каждый из вас в конце нашего классного часа, оставит только тот знак, который посчитает нужным.
- К сожалению, в мире очень много людей с ограниченными возможностями здоровья, на слайде вы видите статистические данные России и Курганской области.
В городе Кургане проживают более 325 тыс. чел.
Из них около 22 тыс. чел. (21860) инвалидов (6,8%), в том числе 627 детей-инвалидов.
Всего в России проживает более 146 млн. чел.
Из них с инвалидностью – около 11 млн.(7,3 %).
Детей с инвалидностью до 18 лет - 620 300 чел.
Детей со специальными образовательными потребностями от 7 до 18 лет - около 1,6 млн. чел.
- Очень часто от этих людей отворачиваются не только посторонние, но и близкие люди.
- Как вы считаете, почему от них отворачиваются?
- Скажите, пожалуйста, как люди становятся ограничены в здоровье?
- Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье. Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиакатастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п. После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий. Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.) Даже в игре ребёнок может получить травму и стать инвалидом.
Это может случиться с каждым!
- Ребята скажите, пожалуйста, а как государство, помогает таким людям?(пособия, дорожная разметка, пандусы, кнопка и т.д.)
- Достаточно ли оборудован наш город?
Привычно выполнимые операции для нас, становятся трудно выполнимыми для них. Попробуем оказать в такой ситуации, я предлагаю вам выполнить некоторые задания с элементами квеста. Лучше понимая другого, мы лучше понимаем себя.
Квест. Выберите капитана, который должен разделить команду на пары и распределить задания, капитан тоже участвует, выполняя задания вы будете находить слова-подсказки, из которых в итоге у вас должна получиться фраза.
Задание №1: Участник №1 завязывает глаза участнику №2, тот, у кого завязаны глаза, должен подобрать ключ к замку, открыть его и найти слова, которые находятся на замке. Игрок 1 должен помогать игроку 2, только с помощью слов.(Поможем-1 группа, поможем- 2 группа)
Задание №2. С помощью азбуки жестов глухонемых, прочитать слова которые зашифрованы жестами и записать их (мы живём- 1 группа, они живут- 2 группа).
Задание №3. Участник №1 убирает на спину левую руку и не использует ее во время задания, участник №2 убирает за спину правую руку и так же не пользуется ей во время выполнения задания. Вам необходимо завязать шнурки, после найти определённое слово на обороте (как мы - 1, 2 группы).
Капитаны команд составляют по смыслу фразу, которая у них получилась, и дублируют на доске.
Рефлексия квеста:
Вопросы:
1 паре: Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Хотелось ли снять повязку с глаз?
2 паре: Трудно ли было выполнять задания? Если бы у вас не было данной азбуки, выполнили бы вы это задание?
3 паре: Что испытывали? Что хотелось сделать?
У нас есть возможность снять повязку, освободить руку, произнести фразу вслух, а люди с ОВЗ с этим живут всю жизнь.
- Капитан команды, должен эту фразу отобразить на доске.
- Как вы понимаете эту фразу?
- Чем мы можем помочь этим людям?
И если с таким человеком оказываются люди, которые верят в них, поддерживают, и не считают их другими, то, несмотря на свои недуги, они становятся известными и знаменитыми художниками, поэтами, писателями, музыкантами и т.д.
- Вам приходилось встречаться с такими людьми, приходилось ли вам им помогать?
- У вас в школе учатся такие дети?
- А много ли их?
- Как вы считаете, почему их мало в обычной школе? (школа не готова, мы не готовы)
А в Декларации прав ребенка записано – ребенок имеет право:
Такие ребята имеют право учиться вместе с вами. В нашей стране практикуется система ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ….
- Вы знаете, что такое инклюзивное образование?
ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
- А если школа будет полностью оборудована, достаточно ли этого, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в обычной школе?
- Что важнее материальных условий? (принятие, понимание, поддержка, вера в себя)
- И самое главное это наше принятие, понимание, поддержка, вера в себя.
Несмотря на то, что эти дети имеют проблемы со здоровьем, они так же как и мы хотят играть, дружить, мечтают.
Внимание на экран!
Видеоролик!
И каждый из нас особенный.
И какая разница с ОВЗ не с ОВЗ люди так не делятся!!!
- Вернёмся к теме нашего классного часа, какой знак каждый из вас оставляет по итогам нашего разговора.
- Если вы согласны со мной, поставьте восклицательный знак!
- Если вы не согласны, поставьте вопросительный знак!
Итог классного часа.
- Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, вы ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить этим людям. Помните, что люди с ОВЗ такие же как мы. Они хотят жить полноценной жизнью, быть счастливыми и в наших силах, им помочь.