Буллинг в школе является широко распространенным феноменом, и в разных своих формах встречается уже в детском саду и в начальных классах. При этом имеет место не только буллинг среди школьников, но и буллинг, осуществляемый учителями по отношению к школьникам, и наоборот. Встречается также он среди самих учителей. В буллинг оказываются вовлеченными все – в качестве агрессоров (инициаторов), жертв, или
наблюдателей.
Буллинг затрагивает различные сферы школьной жизни: чувство безопасности у учеников и учителей исчезает, физическое и психологическое здоровье, качество и эффективность деятельности, культуру школьной жизни в целом. Эта книга посвящена тому, что может сделать образовательное учреждение как организация. Как нужно изменить или достроить организационную культуру школы, чтобы в ней не было эпидемии булинга.
Организационная культура школы – это стиль взаимодействия администрации и педагогов друг с другом и с учениками и родителями, правила поведения взрослых (иногда явные, а иногда скрытые от сознания), способы обхождения с типовыми школьными ситуациями, регламентирующие приемлемое (правильное) или неприемлемое поведение.
В правилах всегда проявляется система ценностей конкретного учебного заведения и именно правила создают школьную атмосферу (превалирующие чувства и импульсы взрослых и детей, в ней находящихся). Не насилие создает тягостную «удушливую» атмосферу, а правила обхождения со случаями насилия. Мы не можем сделать так, чтобы случаи агрессии и насилия в ученической среде вообще исчезли, ведь ученики – еще пока незрелые личности (в этом и есть особенность школы - детского учреждения). Школа может отвечать только за адекватное отношение к случаям насилия, за то, чтобы у педагогов и большинства учеников была ясная позиция по отношению к насилию и готовность определенным образом противостоять ему.
Кратко суть изменений можно выразить таким образом: профилактика означает устранение причин, могущих привести к буллингу, повышение чувствительности к этой проблеме у всех участников образовательного процесса, разработка эффективных способов интервенции, а также санкций за нарушение установленных правил. Этого можно достичь только совместными усилиями. Важными элементами этого процесса является повышение квалификации педагогов, введение системы по урегулированию конфликтов и дальнейшее развитие школьной культуры, построенной на принципах справедливости. Кроме того, важно утвердить четкие правила поведения (закрепленные в школьном распорядке и в уставе школы), определяющие, какое поведение является желаемым, а какое нет. В правилах должно быть однозначно отражено, что дискриминация и буллинг запрещены, и что в школе их не будут терпеть ни при каких обстоятельствах, а также какую помощь в школе получают ученики, ставшие жертвами буллинга, и какие последствия повлекут за собой действия буллера, какие санкции будут применены. Введенные принципы реализуются с помощью
специальных мероприятий по их продвижению и поддержке. Взрослые начинают работу по профилактике насилия с того, что демонстрируют сами и формируют у школьников неравнодушное отношение и активную гражданскую позицию, которая выражается в том, чтобы не проходить мимо случаев буллинга, а активно вмешиваться, оказывая помощь тому, кто стал жертвой агрессоров, а инициаторов буллинга лишать всяческой поддержки.
Для просмотра пособия скачать Документ
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|