Тематический план программы для обучающихся 4-11 классов «Цени свою жизнь»
№ |
Тема |
Содержание |
Форма проведения занятий |
Образовательный результат |
4 класс |
||||
1 |
Мои достижения |
Практика: Игровая разминка, просмотр мультфильма, групповое обсуждение, творческое задание «Мои летние достижения» |
Индивидуальная, групповая |
Раскрытие способностей детей, повышение самооценки, развитие чувства сплоченности в классном коллективе
|
2 |
Секрет счастья |
Игровая разминка, просмотр мультфильма, групповое обсуждение, творческое задание «Режим дня» |
Индивидуальная, групповая |
Формирование представления о пользе режиме дня, развитие коммуникативных навыков |
3 |
Моя мечта |
Практика: Игровая разминка, просмотр мультфильма, групповое обсуждение, творческое задание «Моя мечта» |
Индивидуальная, групповая |
Развитие навыков самопознания, коммуникативных навыков, чувства сплоченности в классном коллективе. |
4 |
Радуйся жизни |
Практика: Игровая разминка, просмотр мультфильма, групповое обсуждение, творческое задание «Как поднять себе настроение» |
Индивидуальная, групповая |
Формирование позитивного мироощущения, обучение навыкам саморегуляции, развитие коммуникативных навыков, понимание значения дружеской поддержки, пользы добрых дел и заботы о других |
5 класс |
||||
1 |
Психологическая лаборатория |
Теория: Мини-лекция «Понятие «лабораторная работа». Практика: Работа с карточками «качества личности» чтение и анализ сказки о ленивой звездочке |
Индивидуальная, групповая |
Обучающиеся познакомятся с новым понятием. Исследуют собственные личные качества. Получат представление о планировании путей саморазвития. |
2 |
Начинаем меняться |
Теория: мини-лекция «Внутренняя сила человека и как ее развить» Практика: упражнение «Самое главное». чтение и анализ сказки «Желтый цветок» |
Индивидуальная, групповая |
Осознание обучающимися значимости знания своих сильных и слабых сторон. Упражнение в оказании поддержки однокласснику.
|
3 |
Колючка |
Практика: чтение и анализ сказки «Колючка», Упражнение в парах «Какого цвета…», упражнение на снятие напряжения |
Индивидуальная, групповая |
Обучающиеся смогут потренироваться в умении избавляться от гнетущего напряжения, оказании поддержки однокласснику. |
4 |
Учимся договариваться и уступать |
Практика: Упражнение «Договариваемся в паре», упражнение «Договариваемся в мини-группе», упражнение «Договариваемся в большой группе» Упражнение «Про себя самого» |
Индивидуальная, групповая |
Осознание обучающимися влияния модели поведения на эффективность коллективной работы
|
6 класс |
||||
1 |
Встреча с самим собой |
Теория: Мини-лекция «Самооценка как важнейшая составляющая личности» Практика: Тест-игра «Самооценка», упражнение «Кто Я?», упражнение «Самый-самый», дискуссия «Как мы повышаем самооценку» Чтение и анализ отрывка из романа Д.Дефо Упражнение «Безусловное принятие себя» |
Индивидуальная, групповая |
Обучающиеся расширят представления о возможности самопознания, познакомятся со способами повышения самооценки и приемами позитивной психотерапии. |
2 |
Доброе общение |
Теория: Лекция-диалог «Позитивное общение» Практика: Упражнение «Я приветствую…», «Слон, пальма, крокодил», практикум «Негатив – позитив». «Качество соседа», чтение и обсуждение притчи «Пророк и длинные ложки»
|
Индивидуальная, групповая |
Обучающиеся приобретут навыки эффективного общения. |
3 |
Жизнестойкий человек и как им стать |
Теория: Мини-лекция «Жизнестойкость человека». Практика: Просмотр и обсуждение мульфильма «Барашек и Кролень» Упраженение «Это не очень хорошо, но…» Чтение и обсуждение притчи о жизнестойкости |
Индивидуальная, групповая |
Обучающиеся получат представление о понятии «жизнестойкость» и путях ее развития |
4 |
Голубоглазые и кареглазые
|
Теория: Мини-лекция «Теория способностей». Практика: Упражнение «Свод правил», «Моя рабочая профессия». Дискуссия «Кто главнее?».
|
Индивидуальная, групповая |
Обучающиеся выработают основные правила эффективного взаимодействия в социуме. |
7 класс |
||||
1 |
Учитесь властвовать собой |
Теория: Мини-лекция «Стресс в жизни человека» Практика: Тест «Состояние нервной системы», «Конфликтный ли вы человек» Беседа «Выход из сложной ситуации» Упражнение «Взгляд» |
Индивидуальная, групповая |
Обучающиеся познакомятся со способами преодоления стресса. |
2 |
Мой неповторимый мир |
Теория: Мини-лекция «Самооценка. Пути повышения». Практика: Упражнение «Тонкая бумага», «Я в лучах солнца» Тест «Уровень самооценки» |
Индивидуальная, групповая |
Обучающиеся получат советы о путях повышения самооценки; получат опыт получения и оказания эмоциональной поддержки. |
3 |
Успешный человек: какой он? |
Теория: Цитаты и афоризмы о достижении успеха Практика: Упражнение «Два числа», обсуждение понятия «успешный человек» |
Индивидуальная, групповая |
Обучающиеся сформулируют собственные жизненные ориентиры и соотнесут их с общечеловеческими ценностями |
4 |
В мире с собой и другими |
Теория: Памятка «Как справиться с агрессией» Мини-лекция «Значение имени» Практика: Упражнение «Стакан», «Газета», «Мое имя», Дерево жизни», «Спокойствие», «Узел», «Путаница», Доброе животное», «Гусеница», «Караван». «В деяточку2, «Машин-водитель»
|
Индивидуальная, групповая |
Развитие эмоциональной сферы обучающихся, сплочение коллектива, снятие эмоционального напряжения |
8 класс |
||||
1 |
Жизнь – главная ценность |
Теория: Мини-лекция «Жизненные ценности» Практика: Просмотр и обсуждение видеоролика «Ник Вуйчич» (1 канал). Чтение и обсуждение притчи про сосуд |
Индивидуальная, групповая |
Обучающиеся сформулируют жизнеутверждающие установки и ценностные ориентиры |
2 |
Ценности и символы |
Практика: Работа в малых группах с рабочим листком «Ценности и символы» Обсуждение |
Индивидуальная, групповая |
Развитие системы ценностей и умения работать в команде, договариваться. |
3 |
Мои кумиры |
Практика: Индивидуальная работа и работа в малых группах с рабочим листком «Мои кумиры» |
Индивидуальная, групповая |
Самопознание, развитие способности целеполагания и коммуникативных умений |
4 |
Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции |
Теория: Мини-лекция «Эмоции в жизни человека», памятка «Помощь при эмоциональном напряжении» Практика: Тест «Эмоции» Обсуждение |
Индивидуальная, групповая |
Обучающиеся познакомятся с приемами саморегуляции от педагога и одноклассников. |
9 класс |
||||
1 |
Путь к себе |
Теория: Мини-лекция «Что необходимо знать о самооценке», рекомендации «Как себя оценивать» Практика: Чтение и обсуждение притчи «Капля и море» Работа с таблицей, решение проблемных ситуаций Составление самохарактеристики по алгоритму, Игра «Карнавал» |
Индивидуальная, групповая |
Побуждение к анализу своих поступков, мыслей, чувств. Осознание собственных ресурсов. |
2 |
Нужные мне люди |
Теория: Мини-лекция «Нужные люди» Практика: Индивидуальная и групповая с рабочим листком «Нужные мне люди» |
Индивидуальная, групповая |
Развитие системы ценностей, расширение круга поддержки. |
3 |
Нужные мне вещи
|
Теория: Мини-лекция «Отношение к вещам» Практика: Индивидуальная и групповая с рабочим листком «Нужные мне вещи» |
Индивидуальная, групповая |
Развитие системы ценностей, расстановка приоритетов в отношении материальных вещей. |
4 |
«Последний подарок» |
Практика: Просмотр и обсуждение фильма «Последний подарок» |
Индивидуальная, групповая |
Развитие системы жизненных ценностей. |
10 класс |
||||
1 |
Навстречу друг другу |
Теория: Мини-лекция «Сплоченность – это…» Практика: Упражнение «О себе в трех словах», «Кто быстрее», «Счет до 10», «Руки», «Герб» |
Индивидуальная, групповая |
Развитие коммуникативных способностей |
2 |
Поход в горы |
Практика: Упражнение «Визитка», «Поход в горы», «Сила цели», «Лестница достижений2 |
Индивидуальная, групповая |
Мотивация на личностное и профессиональное развитие |
3 |
Распределение времени |
Практика: Индивидуальная и групповая работа с рабочим листком «Распределение времени» |
Индивидуальная, групповая |
Осознание собственных приоритетов, необходимости тайм-менеджмента |
4 |
Организация досуга |
Практика: Индивидуальная и групповая работа с рабочим листком «Распределение времени» |
Индивидуальная, групповая |
Развитие способности эффективно отдыхать, избавляться от напряжения, стресса |
11 класс |
||||
1 |
Чай вдвоем |
Практика: Индивидуальная и групповая работа с рабочим листком «Чай вдвоем» |
Индивидуальная, групповая |
Развитие коммуникативных навыков. Осознание целей общения. |
2 |
Переоценка ценностей |
Теория: Мини-лекция «Переоценка ценностей» Индивидуальная и групповая работа с рабочим листком «Переоценка ценностей» |
Индивидуальная, групповая |
Осознание собственных целей. Развитие критического мышления. |
3 |
16 ассоциаций |
Теория: Мини-лекция о пользе дивергентного и творческого мышления. Практика Упражнение «Апельсин», «16 ассоциаций», «Коридор успеха» |
Индивидуальная, групповая |
Обучение психотехнике, способствующей снятию эмоционального напряжения, преодолению стрессовой ситуации |
4 |
Карта жизни |
Практика: Проектирование «Карты жизни» |
Индивидуальная, групповая |
Развитие личностного и профессионального самоопределения. |
4 класс
Занятие №1
Мои достижения
Цель: дать участникам возможность ощутить свою принадлежность к группе, развивать чувство единства, сплоченности, способствовать раскрытию способностей детей, повышению самооценки.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Я рад (рада) новой встрече с вами. Сегодня наше занятие мы начнем с разминки.
1. Разминка. Упражнение «Карабас»
Для проведения игры желательно, чтобы дети сидели в круге.
Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции.
Рекомендуется повторить игру 5-7 раз.
2. Просмотр мультфильма «Лето в спортивной деревне СТИК»
Сейчас мы посмотрим короткий мультфильм и обсудим увиденное.
3. Групповое обсуждение
После просмотра мультфильма происходит его обсуждение в форме обмена мнениями и впечатлениями.
Детям можно задать вопросы:
- Какие достижения были у героев мультфильма?
- Как можно свою жизнь сделать интересной?
Итогом обсуждения должен стать вывод о том, что все люди разные и у каждого – свои увлечения, свои успехи и достижения. Помочь каждому ребенку определить для себя, что является его личным летним достижением (варианты: научился плавать (делать красивую прическу), помогал бабушке по хозяйству, прочитал все книги из летнего списка по чтению и т.д.).
А сейчас каждый нарисует свое достижение для нашей выставки.
4. Творческое задание «Мои летние достижения»
5. Презентация работ
Каждый участник представляет свою работу (коротко, можно с места).
6. Рефлексия занятия
После выполнения задания организовывается «выставка достижений»: разместите работы детей так, чтобы у них была возможность рассмотреть рисунки других ребят, задать вопросы, поделиться впечатлениями.
Педагогу важно поддержать детей, у которых занижена самооценка или они являются изолированными (непринятыми) в детском коллективе: в таких случаях необходимо акцентировать внимание на сильных сторонах личности этих детей, указать на их ресурсы, перспективы роста и развития.
По окончании занятия дети могут распорядиться своим рисунком: забрать с собой, подарить другу или оставить на выставке.
Для просмотра скачать Документ
Дополнительные материалы
Документ 1 | Скачать файл |
---|