Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие Бизиборд «Мир вокруг нас» - развивающий игровой многофункциональный комплекс 6 в 1.

Авторское пособие Бизиборд «Мир вокруг нас»  - развивающий игровой многофункциональный комплекс 6 в 1.

Автор: Андреева Лилия Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 115»

Актуальность

Дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомиться с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, познает их свойства качества. Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста является развитие сенсорных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяковым идр.

Когда малыши подрастают, их любопытство не знает границ. Вы наверное замечали, что обычные бытовые предметы увлекают малыша намного больше, чем самые красивые и дорогие покупные игрушки. Их интересуют ящики, кнопки, выключатели, розетки,  дверные ручки, крючки, замки,…. Все бы хорошо, если бы не было так опасно. Но приобретать-то навыки нужно, и, чем раньше ребенок научится правильно и безопасно обходиться в доме, тем спокойнее будет у нас на душе.

Предлагаю Вашему вниманию самодельную развивающую доску, которую я использую в работе с детьми раннего возраста,

Данная развивающая доска служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности, в процессе работы с данным пособием у детишек улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение.

Известная сегодня многим доска «бизиборд» была придумана еще в начале 20-го века итальянским педагогом и доктором Марией Монтессори Название бизиборд произошло от двух английских слов: busi, что в переводе означает «занятой», и board,которое переводится как «доска». Согласно ее методике, самостоятельность малыша – ключ к его развитию.

В те времена на доске присутствовало лишь несколько элементов, которые, по мнению специалиста, были необходимы для развития детей – шнурки, цепочка с защелкой, выключатель и классическая розетка с вилкой. Ребенок сам может выбрать элемент, с которым хочет поиграть.

В наши дни предметов на бизиборде существенно прибавилось, но основная концепция этой обучающей «игрушки» не поменялась.

Основной целью такой конструкции было развитие у ребенка интеллекта, воображения и многих бытовых навыков, связанных с моторикой. С тех пор бизиборд многократно изменялся и усовершенствовался, но всегда оставался незаменимым помощником для всестороннего развития мальчиков и девочек.

В современном мире бизиборды интересуют нас прежде всего с точки зрения полезности. Развивающая доска помогает малышам познакомиться с внешним миром через интересующие его предметы, помимо прочего развивая мелкую моторику. Положительное влияние на мозг работ спередвижением деталей, застегиванием пуговиц и цепочек, нажиманием на клавиши неоднократно научно доказано.

Т. е. можно смело сказать, что развивающая доска для детей помогает им быстрее понимать мир.

Цель игры с бизбордом – не сама игра, а обучение через игру. А еще точнее – помощь в развитие самостоятельности малышей. Осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр.

Современный бизиборд решает несколько задач одновременно – воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.

В процессе работы с детьми определены следующие задачи:

  • Формировать общие сенсорные способности;
  • Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • Способствовать развитию у детей обследовательских умений  навыков;
  • Развивать мелкую моторику рук
  • Закреплять навыки действий с различными предметами;
  • Уметь общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

С помощью развивающей доски происходит развитие…

  • Мелкой и крупной моторики;
  • Внимательности и самостоятельности;
  • Мышления;
  • Сенсорики;
  • Творческого потенциала;
  • Логики, памяти;
  • Развития речи;
  • Навыков (застегнуть пуговку, завязать шнурок, открыть замочек и т.д.)

Формы работы с бизибордом:

  • Образовательная деятельность;
  • Совместная деятельность
  • Индивидуальная деятельность
  • Дидактическая игра

Ожидаемые результаты:

Ребенок:

  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Любознательный и активный;
  • Имеющий первичное представление о мире и природе;
  • Овладевший необходимыми умениями и  навыками.

Описание доски.

Работая над эскизом доски в первую очередь мы наблюдали, что интересно больше всего нашим деткам, мы старались внести полезность каждого элемента и объединить всё в единый сюжет. В ней  нет ни одной не нужной детали, каждая мелочь может заинтересовать ребенка.

Детская фантазия и изобретательность послужили нескончаемым источником вдохновения. В результате мы получили не только полезную развивающую доску, но и массу бесценных минут, проведенных со своими малышами за совместными занятиями.

Развивающий игровой многофункциональный комплекс 6 в 1- бизиборд «Мир вокруг нас» - в виде крупногабаритного домика (рис. 1).  Функциональны все шесть сторон.  Каждая сторона имеет свой сюжет.

Сторона 1: «Домашние и дикие животные и птицы, их детеныши» (рис. 2) - размер 50см*100см

­                     Лабиринт с разными видами движения (прямая, зигзаг, полукруг, полуквадрат, треугольник), а также изменение направления движения.

Примерные игры по ознакомлению с окружающей средой:

«Назови кого увидел»

Цель: Познакомить детей с домашними и дикими животными, птицами.

Материал: развивающая доска «Домашние и дикие животные и птицы, их детеныши»

Ребенок с помощью специального круга «выходит» из домика и идет путешествовать по поляне, встречая на ней и называя домашних и диких животных и птиц.

 «Найди домик для зверей»

Цель: Знакомить детей со средой обитания различных животных.

Материал: развивающая доска «Домашние и дикие животные и птицы, их детеныши»; карточки с изображением жилищ данных животных и птиц.

Ребенку предлагается выбрать карточку с изображением жилища для определенного животного (птицы).

«Кто как кричит»

Цель: Познакомить детей с домашними и дикими животными, птицами.  Рассказать как они «разговаривают».

Материал: развивающая доска «Домашние и дикие животные и птицы, их детеныши»

Показать детям с помощью голоса как кричат разные животные.

 «Чей детеныш», «Найди домашних (диких) животных», «Покажи домашних (уличных) птиц» и др.

Сторона 2: «Одежда», «Времена года» (рис. 3)  - размер 50см*80см

Изображение времени года. Две девочки и два мальчика, одетые, соответственно времени года.

Осень:

Изображена девочка, одетая в пальто, застегивающееся на шубные крючки;

Зима:

Изображен мальчик, одетый в комбинезон, застегивающийся с помощью фастекса, и в куртку на молнии. На ногах ботинки с липучками;

Весна:

Изображен мальчик, одетый в джинсы, застегивающиеся с помощью брючного замка,  в ветровку на кнопках;

Лето:

Изображена девочка, одетая в сарафан с лямками.

Во время игры на этой стороне ребёнок может дополнять время года. Для этого мы изготовили листочки, капельки, снежинки, цветочки, бабочки, ягодки для определенного времени года (из фетра), которые крепятся на магниты (рис. 3а).  Здесь мы помогаем ребёнку закрепить знания о временах года. Проговариваем основные приметы каждого времени год. Как одеваются люди. Обогащаем словарь ребёнка на основе представлений об окружающем. Учим соотносить каждое время года с определенным цветом.

Примерные игры по ознакомлению с окружающей средой:

«Наряды матушки-земли»

Цель: дать представление детям о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал: развивающая доска «Одежда, времена года»; листочки, капельки, снежинки, цветочки, бабочки, ягодки.

Ребенку необходимо выбрать и прикрепить к доске тот материал, который соответствует тому или иному времени года.

«Шнуровка» – один из видов развивающих игр для детей. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики), а также развитию речи ребенка.

Назначение этой игры:

ü    развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

ü    развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

ü    формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

ü    способствуют развитию речи;

ü    развивают творческие способности.

Задачи:

1. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

2. Способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.

3. Формировать волевые умения (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).

Сторона 3: «Виды транспорта» (рис. 4) - размер 50см*100см

­                     Световой эффект «Солнышко» - на картинке солнышка;

­                     Съемные облака из фетра – на картинке неба (крепятся на липучки);

­                     Зона откручивающихся крышечек «Вертолет» (пропеллер, два иллюминатора, колесо), каждая крышечка соответствует цвету под ней (рис. 4а);

­                     Перетягивающаяся пара якорей на цепочке у корабля;

­                     Магнитные маленькие машинки, движущееся на дороге и стоящие на парковке (рис. 4б);

­                     Легковой автомобиль с вращающимися колесами;

­                     Велосипедный звонок - на картинке велосипеда;

­                     Звуковой эффект – металлофон в виде домика;

­                     Крутящиеся цифры от 1 до5 на стене домика;

­                     Световые эффекты от 4-х цветовых выключателей «Паровозик» - загорается 4 цветные лампочки от выключателей соответствующих цветов.

Примерные игры:

«Что ездит по дороге?»

Цель: Познакомить детей с наземным видом транспорта, его разнообразием.

Материал: развивающая доска «Виды транспорта», маленькие фигурки транспорта на магнитах (рис. 4б).

Детям дается понятие «транспорт» с показом. Предлагается «покатать» машины по дороге.

«Что плавает в море?», «Что летает в небе?» (аналогично)

 «Подбери по цвету»

Цель: закрепить представления о цветах, способствовать развитию памяти, сенсорики, мышления, логики и мелкой моторики рук.

Материал: объемный вертолет на развивающей доске «Виды транспорта», крышечки красного, синего и зеленого цветов (рис. 4а).

Ребенку предлагается подобрать крышку для пропеллера, иллюминатора или колеса цвета, соответствующего тому, который указан на вертолете.

 В силу своей простоты и доступности, эта игра прекрасно подходит для детей дошкольного возраста от 2–7 лет.

«Включи свет в вагонах паровозика»

Цель: закрепить представления о цветах, способствовать развитию памяти, сенсорики, мышления, логики и мелкой моторики рук.

Материал: объемный паровозик на развивающей доске «Виды транспорта».

Ребенку предлагается включить свет в красном (синем, зеленом, желтом) вагончике с помощью кнопок соответствующих цветов.

Сторона 4: «Частный сектор» (рис. 5, 5а) - размер 50см*80см

­            4 домика с разными видами замочков и открывающимися дверками в две стороны (правая, левая);

­            Возможность менять картинки за дверками домика, в зависимости от темы недели по планированию (геометрические фигуры, профессии, цвета и т.д), (рис. 5б);

­            Веревочка с бельевыми прищепками;

­            Смеситель одинарный – на картинке шланга с краном;

­            Яблоня с возможностью собирать яблоки (картон), крепятся на крючках с петлями;

­            Световой эффект от стандартного выключателя – включается свет в окошечках домиков;

­            Легковой автомобиль с открывающейся дверцей, за которой находится водитель;

­            Будка  и собачка на цепи с возможностью снятия цепи с ошейника, чтобы собачка «погуляла» (собачка крепится к доске с помощью липучки);

Примерные игры:

«Открой замочки»

Цель: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы, мышление.

Материал: развивающая доска «Частный сектор»

Все дети любят возиться с разными замочками и ключиками: открывают и закрывают их. Эта игра очень нравится нашим малышам. Ребенку очень интересно узнать, кто же прячется в этих замечательных домиках с замочками.

«Профессии» (геометрические фигуры, цвета и др.)

Цель: Дать представление детям о профессиях взрослых людей, пользе, которую приносит деятельность людей разных профессий.

Материал: развивающая доска «Частный сектор», карточки с изображением врача, строителя, парикмахера, продавца, водителя. (или карточки, соответствующие теме), (рис. 5б) .

Ребенку предлагается открыть дверки домика и назвать профессию (фигуру, цвет и др.), изображенную за ней.

«Собери яблоки с дерева»

Цель: Закрепление цветов (красный, желтый, зеленый), развитие мелкой моторики.

Материал:  развивающая доска «Частный сектор» с изображением яблони, яблоки красного, желтого, зеленого цветов; 3 корзины красного, желтого и зеленого цвета (рис. 5в).

Ребенок собирает яблоки  красного, желтого, зеленого цветов в корзинки соответствующего цвета.

Сторона 5 (рис. 6):

­  Деревянный телефон с вращающимся циферблатом;

­  Шестеренки деревянные вращающиеся с ручкой-держателем;

­  Магнитный планшет для рисования;

 

Сторона 6 рис. 7):

­  Математический планшет (геоконт);

­  Магнитный планшет для рисования;

Игра «Резиночки»

Всеми известная развивающая игра «Геоконт». Это возможность исследовательской деятельности  для ребенка, содействие его познавательному развитию, а также развитию творческих способностей.

Занимательные задачи в головоломке способствуют развитию пространственного мышления, воображения, логики, мелкой моторики, внимания, усидчивости, помогают постичь азы геометрии. Дошкольники учатся анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия.

Дети начинают понимать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-то хитрость, выдумка, забава, которую разгадать невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания.

С помощью этой игры малыш сможет "нарисовать разноцветными резинками" геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы, модели предметов, животных. Можно придумывать более сложные задания и учить ребенка находить координаты по словесным моделям. Играя, дошкольник развивает интеллектуальные способности, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность, логико-математическое и абстрактное мышление, а процесс обучения становится интересным, увлекательным, содержательным.

В начале учебного года, в зависимости от планирования организованной образовательной деятельности, детям предлагается только одна сторона бизиборда, которая крепится к стене в доступном для детей месте.  Постепенно предлагаются остальные стороны и к концу учебного года в нашей группе появляется домик – бизиборд. С помощью его повторяются и закрепляются все темы по плану в игровой деятельности.

Игры, представленные выше, являются примерными. В зависимости от возраста детей и ознакомления с той или иной темой, игры могу изменяться и усложняться.

 

Развивающий игровой многофункциональный комплекс 6 в 1- бизиборд «Мир вокруг нас» - в виде крупногабаритного домика.

Является авторским дидактическим пособием. Это полностью ручная работа!

Материал: фанера, самоклеющаяся пленка, фетр, ткань.

Фурнитура: различные замки, застежки, молнии, фонарик, шнурки, карабины, цепочки,  прищепки, кран, канцелярские гвоздики и резинки, магниты, выключатель.

Высота домика – 100см.

Общие габариты: 50*50*100

На каждой стороне (доске) по бокам имеются крепления для сборки (разбора) домика (рис. 8).

Как и любая другая игрушка, развивающая доска имеет свои правила эксплуатации и безопасности:

  1. Для исключения возможных травм детей, доску следует жестко прикрепить к такой поверхности, откуда дети не смогут ее уронить – например: стена. Либо сделать ее основание устойчивым.
  2. Материал, из которого изготовлена доска, хорошо обработан во избежание порезов, царапин и занесения заноз.
  3. Острые углы и опасные травмами места – сглажены.
  4. Каждый раз перед использованием необходимо проверять надежность крепления всех составляющих элементов.
  5. Все мелкие элементы, которые можно снять, зафиксированы на шнурках или цепочках.

Для лампочек, диоидов и других элементов, связанных с электричеством, используются батарейки, а не сеть питания.

06.04.2017, 3189 просмотров.

Друзья сайта
Полезные ресурсы