Авторской пособие «Лэпбук «Волшебная книга сказок"
Автор: Бусыгина Наталья Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ г. Кургана «Детский сад общеразвивающего вида №109 «Журавушка»
Аннотация: Дидактическое пособие - Лэпбук «Волшебная книга сказок" изготовлено из это коробки формата А4, в которую вклеены кармашки, книжки-раскладушки, окошки и конвертики, содержащие необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по теме «Сказки».
Пояснительная записка: Дидактическое пособие – Лэпбук «Волшебная книга сказок" предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: коммуникативных, игровых, проектной деятельности, организации коллективной творческой деятельности.
Цель: Развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр, закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.
Задачи: Развивать мышление, речь, воображение, память, наблюдательность; развивать интерес к художественной литературе; обогащать словарный запас детей; развивать желание выполнять совместные игровые задания.
Содержание: Картинки героев сказок, стихи, загадки о героях сказок, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, схемы «Расскажи сказку», мнемотаблицы, разрезные картинки, раскраски, фигурки – шаблоны, маски для инсценирования.
Дидактические игры:
«Кто за кем»
Цель игры: Учить ориентироваться в пространстве; развивать наглядное мышление; знакомить ребенка с предлогами: за, перед, до, после, между; развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Материал: Фигурки героев сказки из настольного театра.
Ход игры: Ведущий просит разместить героев в определенной последовательности. Например: внучку между бабкой и Жучкой; сначала мышку, а затем собачку. Далее показывает и объясняет ребенку, что означает каждое понятие, и просит его повторить это. После того как дети усвоят все понятия, начинается игра. Ведущий просит разместить Жучку за внучкой, мышку — последней, кошку — между дедом и бабкой, за кошкой — разместить собачку и т.д. Если дети успешно овладевают всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево.
«Расскажи о герое сказки»
Цель игры: Расширение словарного запаса, развитие творческого мышления, наблюдательности.
Материал: Фигурки героев сказки.
Ход игры: Ведущий берет фигурку одного из героев и описывает его: рассказывает, как он выглядит, добрый он или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т.д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал. Затем ведущий берет другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.
Если это не получается, ведущий задает наводящие вопросы: во что одет дед; старый он или молодой; что делает; большой он или маленький и т.д. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.
«Что изменилось?»
Цель игры: Развитие внимания, наглядного мышления, связной речи.
Материал: Фигурки – шаблоны героев сказки.
Ход игры: Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на поле сюжет какой-либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем один ребенок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две-три фигурки-шаблоны местами (количество изменений можно увеличить в зависимости от возраста детей). Ребенок должен сказать, что изменилось. Побеждает самый наблюдательный. Если дети успешно усвоили эту игру, попросите их самих продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.
«Собери картинку»
Цель игры: Развитие внимания, памяти, координации мелких движений рук.
Материал: Разрезные картинки к сказке.
Ход игры: Покажите детям готовую картинку. Затем покажите, что из частей можно сложить такую же картинку. Перемешайте части карточек и попросите малыша собрать разрезную картинку.
«Кто как выглядит"
Цель игры: Развитие наглядно - образного мышления, внимания, образной памяти, мелкой моторики руки.
Материал: Фигурки - шаблоны героев сказки, бумага, цветные карандаши.
Ход игры: Расскажите сказку и попросите ребенка рассмотреть иллюстрации в книге. Объясните, что такое силуэт, и предложите обвести силуэт фигурки пальчиком, а затем — карандашом. Пусть малыш раскрасит полученный силуэт. При раскрашивании попросите малыша комментировать, как и что он дорисовывает и раскрашивает. Если ребенок затрудняется назвать элементы одежды, цвет, подскажите ему и попросите повторить.
«Отгадай сказку»
Цель: Развитие внимания , памяти, связной речи.
Материал: Герои сказок.
Ход игры: Воспитатель перечисляет персонажей сказки, а дети угадывают из какой они сказки.
Коза, козлята, волк. («Волк и семеро козлят»).
Печка, яблоня, молочная река, Баба – Яга. («Гуси – лебеди»).
Дед, бабка, внучка, Жучка. («Репка»).
Мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик… («Теремок»).
«Кто лишний?»
Цель: Развитие логического мышления, внимания, зрительной памяти.
Материал: Фигурки героев сказки.
Ход игры: Выбрать только героев определенной сказки. Назвать, кто лишний.
«Угадай сказочного героя»
Цель: Закреплять знания детей о героях сказок.
Материал: Книги со сказками, загадки.
Ход игры: Воспитатель предлагает послушать текст, стихотворение или загадку о сказочном герое. Дети должны угадать героя, изобразить его мимикой и жестами.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка)
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок)
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? … (Медведь)
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
Мнемотаблицы.
Цель: Развитие связной речи, расширение и обогащение словарного запаса детей; развитие творческих способностей детей, умение самостоятельно составлять схемы и воспроизводить их; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Материал: Картинки – символы, мнемотаблицы.
Ход игры: Воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов. Детям предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. Воспитатель учит детей читать мнемотаблицу - составляют сюжет. Детям даётся 10-15 секунд для запоминания. Затем мнемотаблица убирается, и дети воспроизводят её графически по памяти.