Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста

Авторское пособие для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста

Автор:Собачевская Ирина Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ г. Кургана «Детский сад общеразвивающего вида №90 «Радуга», Мануйлова Анастасия Александровна, воспитатель первойквалификационной категории МБДОУ г. Кургана «Детский сад общеразвивающего вида №90 «Радуга»

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. С помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

      Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, с самого раннего возраста.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Значение игр на развитие мелкой моторики:

  1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
  2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
  3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

Свою деятельность по развитию мелкой моторики проводим с детьми 1 младшей группы. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решили проводить  с детьми углубленную работу в этом направлении.

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного посредством дидактических пособий.

Задачи:

  1. Укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки.
  2. Совершенствование зрительно-двигательных координаций и ориентаций в микро пространстве.
  3. Развитие произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия.
  4. Развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи.

В группе  создана необходимая предметно-развивающая среда, постарались создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

Изготовили  игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно и с помощью родителей. 

Пособия для развития мелкой моторики рук

 «Домики» - сделаны из деревянных дверей и бумажной крыши. Дети открывают дверцы, за которыми находятся красочные картинки - для закрепления основных цветов, укрепления мускулатуры рук.

«Разноцветные молнии» - на тканевой основе нашиты цветные молнии, разной длинны. Дети с удовольствием расстегивают и застёгивают их.

«Коробочка ощущений» - в ячейках находятся разные виды круп, а так же разные виды тканей, наждачная бумага, проволока. Всё это служит для развития тактильных ощущений.

«Ленточный дождь» - на леске к потолку прикреплён обруч, на котором, нашиты ленты разных цветов. Проходя через «ленточный дождь»  дети получают положительный эмоциональный заряд.

«Служба экстренной помощи» - в пособии расположены предметы быта: выключатели, шпингалеты, дверная цепочка, розетки, прищепка – держатель, телефонный диск. Всё это предназначено для более углублённого массажа рук, для стимуляции мышечного тонуса пальцев.

Пособия из фетра:

«Цветик – Семицветик» - на сердцевине цветка нашиты пуговицы, к которым крепятся лепестки разного цвета.

«Книжка – малышка» - листы книги между собой соединяются шнуровкой. На каждой странице расположены съёмные предметы (на пуговицах, на липучках).

 «Пазлы» (разрезные картинки) с изображением ёлочки, машины, кораблика.

Пособия из ткани:

 Панно  «Лесная полянка» - на полянке изображен ёж, к иголкам которого на липучке крепятся разные виды овощей, фруктов, ягод.

«Цветочная клумба» - мягкая подушка набитая синтепоном, к которой пристегиваются мелкие цветы из ткани.

«Наборное полотно с картинками» - на тканевой основе нашиты кармашки, в которые вставляются предметные картинки.

Сенсорная юбка «Мамина юбка».

Сенсорная юбка имеет эффект новой игрушки. В процессе взаимодействия с данным пособием дети инстинктивно тянутся к педагогу, что помогает легче пройти период адаптации ребенка к ДОУ. Между взрослым и ребенком устанавливается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания теплых и доверительных отношений.

Задачи работы с пособием «Мамина юбка»

  1. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
  2. Развитие творческих способностей, воображения.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развитие психических процессов (восприятия, памяти, внимания).
  5. Развитие познавательной и исследовательской активности.
  6. Развитие коммуникативных способностей.
  7. Создание теплых и доверительных отношений педагога и детей.

 

Правила при создании сенсорной юбки:

  1. Юбка должна быть обучающей  и развивающей.
  2. Юбка должна быть многофункциональной.
  3. Юбка должна быть привлекательной для детей.
  4. Юбка должна соответствовать гигиеническим требованиям.
  5. Юбка должна быть удобна для детей и педагогов.

         Юбка состоит из восьми клиньев. Клинья попарно соединены разными видами застёжек: кнопки, шнуровка, пуговицы. Расстегивая клинья, ребенок видит различные сюжеты, спрятанные в глубине юбки: солнышко, пристёгнутое на пуговицах (дети пристёгивают лучики), девочка с длинными волосами (плетут косы), волшебный башмачок (завязывают шнурки), яблоневый сад (на деревья пристёгивают яблоки). На клиньях юбки так же  нашиты разные виды карманов, наполненные мелкими игрушками.

            Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние на становление речи и ее функций, на психическое развитие ребенка. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

05.04.2017, 2462 просмотра.

Друзья сайта
Полезные ресурсы