Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие «Дидактическое многофункциональное пособие "Времена года"

Авторское пособие «Дидактическое многофункциональное  пособие "Времена года"

Автор: Балыбердина Елена Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  города  Кургана  «Центр развития ребёнка - детский сад № 39 «Росинка», Савинова Елизавета Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  города  Кургана  «Центр развития ребёнка - детский сад № 39 «Росинка»

Дидактическое многофункциональное пособие "Времена года" предназначено для формирования у детей представлений о сезонных изменениях в природе. Пособие в игровой форме научит ребенка классифицировать, сравнивать, находить сходства и различия. Ребенок с легкостью сможет рассказать о характерных признаках каждого времени года. Благодаря элементам с креплениями на липучках он сможет самостоятельно оформить дерево по сезонам.

          Пособие адресовано воспитателям и специалистам  детского сада, полезно домашним педагогам и родителям. Данное пособие поможет организовать  совместную и самостоятельную деятельность в ходе изучения и закрепления  конкретных тем (времена года, живая природа, зимующие птицы и др.). Может использоваться в ходе  работы по  индивидуальным программам развития дошкольников, с целью углубленного изучения  материала на определенную тему. Пособие "Времена года" рассчитано на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

В состав пособия входит: 
-динамическая, трансформируемая модель в виде объемного дерева, разделенного на 4 секции по сезонам (размер 0,6x0,6 см, изготовлено из плотного картона с использованием техники папье-маше, что является безопасным и экологически доступным для детей);

- элементы с креплениями на липучках (осадки, направление ветра, температурный режим, название месяцев, название основных праздников, одежда по временам года, что может делать человек по сезонам, листва разного цвета, снежинки, цветы, птицы); доступны детям с 3 лет для самостоятельного использования (развивает мелкую моторику рук);

-фигуры животных, птиц, насекомых (выполнены из пластика, имеются сертификаты производителя);

-жилища (берлога, дупло, улей, паутина, плотина, гнездо); закреплены на модели, достоверны, эстетичны;

-кейс методических разработок с использованием пособия (содержит практический материал для проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей с целью изучения нового и закрепления ранее изученного материала - картотека игр, прогулок, стихотворений, художественных и музыкальных произведений, устного народного творчества, диких животных с описанием, птиц, насекомых, цветов, следы животных и др.)

   Данное пособие является сочетанием дидактической задачи, реализацией речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости манипуляцией с этими образами.

Цели:

1. Совершенствовать  элементарные представления у детей о временах года на основе модели, которая содержит отличительные признаки (солнце, небо, осадки, ветер, растения, животные, одежда и т.д.).

2. Формировать у детей способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи в неживой и живой природе.

3. Развивать умение высказывать свое мнение при правильном построении предложения.

4. Составлять рассказ – описание, основываясь на модели определенного времени года.

5. Продолжать формировать умение изображать времена года при помощи предметного моделирования.

6. Воспитывать желание у детей работать с моделями.

7. Приобщать детей дошкольного возраста к красоте природы через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

8. Формировать умения играть, выполняя различные роли, видеть события и интересы других, соблюдать нормы и правила.

Задачи:

  1. Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к художественно-творческой деятельности.
  2. Систематизировать работу по приобщению детей к красоте природы через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
  3. Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
  4. Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
  5. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий.
  6. Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.

 

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

- целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развитии с одной стороны, и системность, с другой;

- гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;

-  деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком в  активной деятельности;

- интеграции – этот принцип позволяет совместить взаимосвязь пяти образовательных областей;

- культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;

- возрастного и индивидуального подхода

 

Способы использования:

- совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми;

- образовательная деятельность в режимных моментах (прогулки, индивидуальная работа в утренние и вечерние часы и др.);

- организованная  образовательная деятельность, проектная деятельность, в игровых, проблемно-обучающих ситуаций и др.;

- самостоятельная деятельность детей;

- предусматривает работу с разным количеством детей.

Выбор количества детей зависит от:

-возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-вида деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная);

- их интереса к данному занятию;

- cложности материала;

Работа с пособием предполагает партнерскую деятельность взрослого с детьми:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Предполагаемый результат:

- позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней;

- развивает умения ребенка последовательно строить умозаключения, аргументировать свои суждения, составлять рассказ-описание;

- развивает познавательные способности детей, интерес, любознательность воображение и творческую активность;

- обогащает и уточняет знания детей о жизни животных и птиц в лесу, учит называть отличительные особенности внешнего вида;

- формирует математические представления;

- воспитывает эмоциональную отзывчивость;

- закрепляет и систематизирует изученный материал, а рассматривание  в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы;

- помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление);

- ребенок дошкольного возраста учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к  обучению в школе;

- способствует быстрому запоминанию стихов, пальчиковых  гимнастики;

- способствует проявлению  повышенного интереса к содержанию, самостоятельности при работе с пособием, проявлению интереса со стороны родителей;

-обучает  всестороннему анализу проблемы, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации;

-вырабатывает навыки произвольного переключения внимания, повышает уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивает зрительно-моторную реакцию в деятельности детей.

Достоинства пособия:

- мобильность;

- доступность;

- информативность;

- полифункциональность (способствует развитию творчества, воображения и др.);

- многофункциональность (пригоден к использованию одновременно группой детей, так и индивидуально, в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативность (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста (3-7лет);

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

   В условиях  модернизации  образования,  педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе дидактическое многофункциональное пособие «Времена года», появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. «Времена года» - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

03.04.2017, 1796 просмотров.

Друзья сайта
Полезные ресурсы