Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие «Тематический развивающий коврик для детей раннего и младшего возраста «Маша и медведь»

Авторское пособие  «Тематический развивающий  коврик для детей раннего и младшего возраста «Маша и медведь»

Автор: Галагуш Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ г. Кургана  «Детский  сад  комбинированного  вида  № 18 «Журавлик», Беляева Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ г. Кургана  «Детский  сад  комбинированного  вида  № 18 «Журавлик» 

Актуальность

Извлечение из ФГОС ДО

Основные принципы дошкольного образования:

формирование познавательных интересов и

 познавательных действий ребенка в различных

 видах деятельности.

 

         Тематический развивающий коврик  «Маша и Медведь» дает ребенку знания о целостной картине мира, которую он сам создает по частям. Вместе с тем развивается усидчивость, внимательность, воображение, умение доводить начатое до конца. Ребенок 2-3 лет активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривает яркие игрушки. Именно поэтому так важно предлагать ему различные игры, направленные на улучшение внимания, памяти, воображения, связной речи.

Перспективность

Извлечение из ООП ДОУ

Целевые ориентиры в раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами,

активно действует с ними;

исследует их свойства, экспериментирует.

 

         Пособие «Тематический развивающий коврик «Маша и Медведь» предусматривает применение специальных игр и заданий для стимуляции, активизации и развития мелкой моторики рук, внимания, памяти, развития речи. Данное пособие служит не только усилению активности ребенка, но и способствует лучшему усвоению лексических тем, накоплению сенсорного опыта, повышению эмоционального тонуса, активизации положительных эмоций, возбуждению интересов. Благодаря играм, проводимым с использованием этого пособия, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация.

Образовательный эффект

         Систематическое использование пособия  позволяет решить следующие задачи в различных образовательных областях:

Извлечение из ООП ДОУ

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Развивать  игровой опыт каждого ребёнка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности.
  2. Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.
  2. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращённую речь с опорой на наглядность.
  3. Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств, предметов (цвет, форма, размер, характер поверхности).

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.
  2. Формировать обследовательские действия; учить детей выделять цвет, форму, величину.

Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Обеспечить смену деятельности детей с учётом степени её эмоциональной насыщенности, особенностей двигательной и интеллектуальной активности детей.
  2. Создать все условия для успешной адаптации каждого ребёнка к условиям детского сада.
  3. Укреплять здоровье детей (развитие общей и мелкой моторики).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов.
  2. Ассоциировать изображение с предметами окружающего мира.

Описание пособия «Тематический развивающий коврик «Маша и Медведь»

 

         Развивающий коврик – это комплексная игрушка, состоящая из множества игровых деталей. Коврик  «Маша и Медведь» яркое, красочное панно для развития мелкой моторики рук, которое включает в себя элементы различные по структуре, размеру, наполнению, которые можно трогать, перемещать, прикреплять, отстегивать, цеплять, навешивать, вкладывать и т.д. Размеры пособия 100*130 см. Развивающий коврик изготовлен из разнофактурных материалов: снаружи - хлопчатобумажная ткань, внутри - синтепон. Детали игры крепятся на кнопки, крючки, липучки, застежки – молнии, пуговицы. Все материалы и крепления, использованные для изготовления пособия безопасны для детей. Коврик предназначен для детей от полутора лет и старше. Им можно играть на столе, на полу, а так же повесить на стену.                                                                                             

         Для развития мелкой моторики на коврике есть множество деталей для изучения: различные пуговицы, бусинки, колечки, ленточки, молнии, тесьма, бисер в сетке; элементы на липучках, крючках, кнопках. Занятия с ковриком полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи. В этой игре ребенок двигается, говорит, думает, активизируются все речевые процессы. Это дидактическая игра помогает детям научиться в легкой, непринужденной форме застегивать и расстегивать пуговицы, замочки, кнопки, овладеть шнуровкой. Выполняя различные движения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Поэтому дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.  

         Коврик отображает сюжетную картину - «лес», «пруд», «небо с громовыми тучами и солнцем», «день и ночь», «в лесу домик с персонажами» - Машей и Медведем. Они выращивают свой «сад – огород», где растет «яблонька», а урожай собирают в мешок. Маша и Медведь катаются в автомобиле, увлекаются рыбалкой, собирают грибы, любуются цветочной поляной и бабочками. Рядом с ними живут Волк, Заяц, Улитка, Утки. Для детей 2-4 лет такой сюжет необходим, чтобы создавать целостную картину мира, строить его события, быть участником этого увлекательного процесса.

        

         Универсальность

1. Используется на занятии и в самостоятельной деятельности.

2. Предусматривается фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

3. Формируются умения и знания детей во всех образовательных областях.

Доступность

Извлечение из ФГОС ДО

 Доступность среды предполагает:

 свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам,

 пособиям, обеспечивающим все основные виды детской

активности; исправность и сохранность материалов

и оборудования.

Пособие  предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Оригинальность

         Оригинальность темы заключается в том, что ребенок, играя, рассматривая и выполняя действия с игрушками на коврике, учится застегивать и расстегивать, класть, извлекать, узнавать различные предметы и т.д., что поможет развить навыки общей и мелкой моторики ребенка, улучшить сенсорное восприятие окружающего мира, общее состояние речи и интеллекта.    

Безопасность

         Развивающий коврик выполнен из гипоаллергенных экологически чистых материалов.  Для их изготовления используется бязь, хлопок, гипюр, велюр разных цветов и фактур. 

         Мелкие детали коврика надежно закреплены.

Игры, рекомендуемые для работы с тематическим развивающим ковриком «Маша и Медведь»:

Игра «Найди такой же на пруду»

Из предложенных картинок – накладок ребенок должен  найти подходящую к изображению на коврике, и прикрепляет ее на липучку (утята, лягушата).

Игра «На дне пруда»

Перебирая бисер в сетке, ребенку нужно  найти камешки, звездочки, бусины.

Игра «Улитка»

Улитка прикрепляется на липучку. По бороздкам на раковине улитки ребенок может передвигать пальцем бусину.

Игра «Собери яблоки»

К дереву на пуговки прикрепляются яблоки, они трех цветов. Яблоки можно не только срывать с дерева, но и вновь развешивать. Ребенок может складывать яблоки в мешок.

Игра «Собери цветы на лугу»

По всему коврику расположены цветы. Часть из них прикрепляются на кнопки, другая часть на пуговицы. Ребенок  может собрать цветы, а затем прикрепить обратно.

Игра «Огород»

«Грядка закрывается на замок – молнию, внутри кармашек. Ребенок может «посадить» овощи (свекла, морковь, огурец, помидор, капуста) – положить внутрь кармашка. Затем овощи вырастают (показываются из кармашка). И можно собирать урожай.

Игра «Маша едет на машине»

По коврику передвигается машина. Между деревом и краем коврика натянута лента, по которой ребенок может передвигать машину.

Игра «Лесенка»

За кроной дерева спрятана лесенка из шнурка. Ребенок пальчиками, перебирая по лесенкам, нужно подняться до верхушки дерева, где его ждет червячок.

Игра «Пройди по мостику»

Через речку перекинут мостик из ленты, на которую нанизаны колечки. Ребенку нужно передвинуть колечки от одного края к другому.

Игра «Солнышко и дождик»

Облачко шуршит, значит, скоро будет дождик. Для того, чтобы увидеть дождик, ребенок должен расстегнуть молнию и достать из тучки ленточки. Если захочется солнечной погоды – ребенку нужно сложить ленточки обратно и застегнуть замочек.

Игра «День и ночь»

На коврике может быть и день и ночь. Для того, чтобы наступила ночь ребенок должен прикрепить месяц и звезды на липучки. А чтобы наступил день, прикрепляется солнце. На место, где были звезды ночью, днем прикрепляются птички.

Игра «Домик»

В домике открываются окно и дверь. Окно закрывается на липучку, а дверь на кнопку. Ребенку нужно справиться с «замками», чтобы посмотреть, что внутри.

03.04.2017, 1008 просмотров.

Друзья сайта
Полезные ресурсы