Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Авторское пособие «Тренажёры для развития дыхания «Аэробол» и «Ветерок»

Авторское пособие «Тренажёры для развития дыхания «Аэробол» и «Ветерок»

Автор: Новикова Татьяна Александровна, учитель-логопед МБДОУ г. Кургана «Детский сад комбинированного вида № 7 «Кораблик»

Актуальность

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевое дыхание происходить произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения.

Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6 лет, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находится в стадии интенсивного развития.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. В процессе речевого высказывания у детей отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи, а также отмечается недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох.

При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность, так как дети вынуждены добирать воздух. Часто эти дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом и судорожно, с захлёбыванием.

На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, используя игрушечные тренажёры в детском саду и дома с родителями. Но, ни в одном магазине нет игрушек, которые способствовали бы развитию дыхания. Поэтому игрушки-тренажёры мы изготовляем своими руками и учим этому родителей. Это такие игрушки, как «Аэробол», «Ветерок».

Цель тренажёров:  развивать правильное функционирование физиологического дыхания.

Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:

  1. формирование навыков правильного речевого дыхания;
  2. укрепление мышц лица и грудной клетки;
  3. профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
  4. повышение умственной работоспособности детей;
  5. нормализация звукопроизношения и просодических  компонентов речи;
  6. закрепление лексических тем и грамматических категорий;
  7. стимуляция интереса к занятиям.

Тренажер "Аэробол» логопедический для развития речевого дыхания

«Аэробол» состоит из чашечки, трубочки и пластмассового шарика.  «Аэробол» выполнен   из половины пластмассовой бутылочки из-под перекиси водорода, трубочки от дозатора и пластмассового шарика (можно от дезодоранта). Тренажёры украшены полосками и кружочками из клейкой цветной бумаги. Тренажёры дёшевы и достаточно просты в изготовлении. Безопасен, легко моется с мылом после употребления.

Игра с тренажёром проста. Нужно чашечку нужно положить шарик, подуть в трубочку, шарик должен быстро крутиться.

В детском саду и дома под руководством родителей можно предложить упражнения с тренажёром:

  1. «Подбери шарик по цвету тренажёра и подуй», развивать силу выдоха и закреплять название цвета.
  2. «Высоко-низко», регулировать силу и продолжительность выдоха, управляя шариком, и заставляя его взлетать выше или ниже.
  3. «Кто дольше продержит парящий шарик?» тренировка длинного выдоха

«Аэробол»  предназначен для формирования направленного речевого выдоха и рекомендуется для детей с нарушением дыхания и голоса, для детей с заиканием, дизартрией и сложными речевыми дефектами.
Тренажеры «Аэробол» применимы в работе с дошкольниками с ОВЗ, имеющими речевую патологию, от 3 до 7 лет,  как на фронтальных, так и на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

«Аэробол» эффективно развивает речевое дыхание у детей, имеющих различные речевые нарушения и у дошкольников с нормальным психофизическим развитием.
Тренажер «Ветерок» логопедический для развития речевого дыхания

Тренажёр выполнен   из ложечки от детского питания с вырезанным дном. К краю ложечки на липкую цветную бумагу прикреплены отрезки цветной мишуры. Тренажёр дёшев и достаточно прост в изготовлении, поэтому можно сделать тренажёр каждому ребёнку в группе.

Тренажёр предназначен для формирования направленного речевого выдоха и рекомендуется для детей с нарушением дыхания и голоса, для детей с заиканием, дизартрией и сложными речевыми дефектами.
Тренажеры «Ветерок» применимы в работе с дошкольниками с ОВЗ, имеющими речевую патологию, как на фронтальных, так и на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Тренажёр можно использовать с 2 лет.

Можно предложить изготовить тренажёр родителями дома под руководством родителей тренировать речевое дыхание.

Упражнения с данными тренажёрами следует повторять не более трёх раз во избежание головокружения у ребёнка.

03.04.2017, 9484 просмотра.

Друзья сайта
Полезные ресурсы