Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Новости
ФГОС

Итоги городского конкурса методических разработок «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»

С целью совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ, выявления и распространения лучших педагогических практик повышения качества образования был организован проведён с 1 ноября по 18 декабря 2023 года городской конкурс методических разработок «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ».

Конкурс был проведён двум номинациям: коллекция игр, медиа-инструментарий.

В конкурсе приняли участие 66 педагогов из 27 образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, 4 общеобразовательных учреждений, 2 учреждений дополнительного образования.

Работу участников конкурса оценивало жюри, в состав которого входили педагоги образовательных организаций.

Члены жюри отметили, что все предоставленные на конкурс работы были представлены на высоком профессиональном уровне, отличались хорошим качеством исполнения и интересным содержанием.

18 декабря 2023 года были подведены итоги конкурса.

Поздравляем победителей и призеров:

Номинация «коллекция игр»:

Лемешкову Ольгу Владимировну, учителя - логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Детский сад № 129» - победитель (1 место).

Юдину Светлану Анатольевну, учителя – логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Детский сад № 62» - призер (2 место);

Коллектив педагогов Ильину Анну Николаевну, учителя – логопеда, Магдибор Елену Николаевну, учителя - логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Детский сад № 138» - призер (3 место).

Более 15 лет Лемешкова Ольга Владимировна работает учителем - логопедом в группе компенсирующей направленности. Главной своей задачей она считает не только исправление дефектов речи у дошкольников, но и всестороннюю подготовку их к школьному обучению.

Для использования полуглобального метода при обучении грамоте дошкольников ею была изучена литература, интернет источники, оформлены игры. Была составлена картотека игр, при подборе которых она руководствовалась идеей облегчить детям с речевыми нарушениями усвоение навыка слогового чтения. На конкурс ею была представлена картотека игр с использованием полуглобального метода. Все предложенные ею игры решают много обучающих задач. Среди которых в первую очередь стоит усвоение навыка чтения слогов с изученными буквами на практике (в игре), развитие и активизация слухового и зрительного внимания, развитие памяти, расширение и активизация словаря (многие игры привязаны к каким-то лексическим темам) и конечно же соревновательный характер многих игр учит детей побеждать и сдерживать эмоции при проигрыше.

Использование игровых приёмов и полуглобального метода обучения чтению дало хорошие результаты: ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации, ребёнок учится читать буквы, слоги, слова непринуждённо, исподволь. На игровых занятиях дети развиваются интеллектуально, творчески, психологически.

Практическая значимость представленной учителем – логопедом Юдиной Светланой Анатольевной коллекции игр для коррекционно-образовательной работы с детьми с ТНР определяется многофункциональностью дидактических игр, которые направлены на закрепление у детей навыков пользования инициативной речью, совершенствования разговорной речи. Одна и та же игра позволяет решить различные задачи в зависимости от поставленной цели. Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.

Секретом успешного обучения воспитанников стало широкое использование многофункциональных дидактических игр с использованием наглядного моделирования. Учитывая структуру дефекта, Светлана Анатольевна предлагает использовать игры у детей с нарушениями речи, направленные на развитие высших психических функций, таких как восприятие, внимание, память. Предложенные ею игровые пособия способствуют формированию целостного восприятия предмета, зрительно – моторной координации и моторики пальцев рук детей.

Хочется так же отметить широкий адресный круг предложенных игр. Они адресованы логопедам, родителям, воспитателям, участвующим в коррекционной работе с детьми с ТНР.

Таким образом, обучение с применением наглядного моделирования, предложенного Светланой Анатольевной Юдиной позволяет детям с ОВЗ (ТНР) успешно овладеть речью и подготовиться к школьному обучению.

В номинация «Медиа-инструментарий», победителем (1 место) стала учитель – логопед Иванова Ирина Михайловна ДОУ № 5. Чтобы процесс обучения и воспитания был более интересным, эффективным и разнообразным в работе с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста с традиционными методами обучения применяются интерактивные игры и упражнения. Становясь средством познания, интерактивная игра способствует развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, познанию нового, самостоятельности и уверенности в себе. Интерактивные игры-презентации способствуют развитию внимания и усидчивости детей. Обеспечивают качество образовательной деятельности посредством применения интерактивных игр. Позволяют усилить мотивацию обучения дошкольников.

Предложенные Ивановой Ириной Михайловной, игры с помощью различных эффектов анимации, звукового сопровождения помогают детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с особым интересом усваивать учебный материал. Интерактивные игры подобраны в соответствии с возрастом детей и выстраиваются по перспективному тематическому планированию. Презентация по лексической теме «Посуда» включает в себя 9 медиа игр, выполненных очень качественно, с реалистичными изображениями предметов с использованием различных эффектов анимации, звукового сопровождения, что, несомненно, может способствовать лучшему усвоению детьми с ОВЗ учебного материала.

В работах коллектива педагогов, занявших 2 место, Ронаи Ольги Сергеевны, заместителя по УВР, Жигалиной Елены Петровны, учителя - дефектолога СОШ №52, даны упражнения, позволяющие оптимизировать процесс автоматизации звуков в речи. Формируется мотивация чтения; развивается память и логическое мышление. На рассмотрение членов жюри коллективом педагогов были представлены несколько очень интересных интерактивных презентаций с красивыми четкими картинками, которые могут восприниматься детьми и с нарушением зрения.

Призёрами (3 место) в номинации «Медиа-инструментарий» стал - коллектив педагогов Старикова Ирина Николаевна, учитель – логопед, Богданова Алёна Игоревна, воспитатель группы компенсирующей направленности, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Детский сад № 110». Предложенные ими игры, направлены на развитие грамматического строя речи, на правильное употребление предлогов с существительным, грамматически правильное использование падежных окончаний существительных. В процессе интерактивных игр дети закрепляют представление о предлогах как о маленьких словах, учат составлять предложения и схемы к ним. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении. Данные материалы послужат широкому кругу как педагогов, так и родителей отличным наглядно – дидактическим пособием, разовьют память, мышление, ориентировку в пространстве: понимание пространственных отношений между объектами.

Благодарим за активную профессиональную позицию педагогов, участвовавших в конкурсе.

21.12.2023, 623 просмотра.

Друзья сайта
Полезные ресурсы