Наш адрес: г. Курган, ул. Гоголя 103-А

Курганский городской инновационно-методический центр

Роль мотивации в процессе обучения. Сизиков В.А., педагог-психолог МБОУ «СОШ № 38».

  «Роль мотивации в процессе обучения»

Подготовил

Сизиков В. А.,

педагог-психолог МБОУ «СОШ № 38»

 

1.  ВСТУПЛЕНИЕ.

     Проблема мотивации учения является главной в процессе обучения, ей посвящено много исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Среди отечественных психологов это Божович Л. И. – «Проблемы развития мотивационной сферы ребенка». – М.,1972;

Маркова А. К.,Матис Т. А., Орлов А. Б. «Формирование мотивов учения». – М., 1990, Ильина Т. А., Ильин Е. П., Ковалев В. И.; среди иностранных психологов – Хекхаузен Х.

 Мотивация и деятельность. В 2-х томах. М., 1986.

   Реан Артур Александрович, член-корреспондент РА образования, зав.кафедрой психологии и педагогики СПб университета, дал анализ современного подхода к проблеме мотивации учения. Он проанализировал все дискуссии по поводу научных дефиниций: потребность – мотив – мотивация в современной психологии. Споры по проблемам соотношения потребностей и мотивов, по классификации мотивов не окончены. В своей книге «Социальная педагогическая психология» он пишет: «Желая поскорее подитожить несколько скучноватые обсуждения дефиниций, сформулируем рабочие определения:

Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, т.е. ПОБУДИТЕЛЬНАЯ ПРИЧИНА (деятельность. общение, поведение), связанная с удовлетворением определенной потребности.

 

Мотивация – процесс действия мотива, ПРОЦЕСС побуждения себя и других к деятельности для достижения ЛИЧНЫХ УСПЕХОВ  (делать  чтобы получилось).

Мотивация – это эмоция плюс направленность действия.

 

Мотивационная сфера личностиэто совокупность стойких мотивов, имеющих определенную (доминирующий мотив) иерархию и выражающих направленность личности.

    

 

  1.  Изучение причин влияющих на мотивацию (диагностические методики, интерпретация данных диагностики).

     Ирина Ильинична Божович (один из авторитетнейших ученых психологов ХХ века заявила «мотивацию нужно воспитывать.

 Прежде чем воспитывать мотивацию, ее нужно изучить и выявить факторы, влияющие на нее. В практической работы психологической службы школы за основу диагностики школьной мотивации взят  «Тест определения школьной мотивации учащихся», авторы теста - Н.Г. Лусканова и И.А. Коробейников, который проводится во всех классах школы с 1995 года с интервалом через год.  Данная диагностическая работа лежит в основе принципа психолого-педагогического сопровождения учащихся и позволяет получить ответы на интересующие педагогический коллектив вопросы:                                                                      

- позволяет выявить ПЯТЬ уровней мотивации: низкий, негативный,  ситуативный (школа привлекает внеурочными мероприятиями), нормальный и негативный,

дать ответ на

— отношение детей к школе;

— эмоциональное отношение детей к школе;

— развитие уровня социальной зрелости;

— отношение родителей к школе;

— эмоциональное приятие одноклассников;

— отношение детей между собой в классе;

отношение к учебному процессу.

      Данные диагностики позволяют выявить СРЕДНИЙ БАЛЛ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ по ШКОЛЕ. Те классы, у которых средний балл ниже общешкольного «ПРОВАЛИВАЮТСЯ  в „МОТИВАЦИОННУЮ ЯМУ“.

      (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – График школьной мотивации» (комментарий графика).

       За 20 лет исследований выявлены следующие закономерности:

— если данные диагностики показывают рост мотивации на 5%, то успеваемость увеличивается на 2%.;

— чем выше уровень мотивации в начальной школе, тем меньше вероятность глубоко «провалиться в „МОТИВАЦИОННУЮ ЯМУ“ 6 – 7 – 8 – 9-м классам

      Благодаря контролю за мотивацией учения, педагогический коллектив вышел на такой уровень работы по воспитанию мотивации, отклонения от которого составляют по 1 – 2% в ту или иную сторону.

 

Уровни мотивации  1-х по 11-е классы)

%

1

НЕГАТИВНАЯ

21

2

НИЗКАЯ

32

3

СИТУАТИВНАЯ

28

4

НОРМАЛЬНАЯ

16

5

ВЫСОКАЯ

3

         СРЕДНИЙ  БАЛЛ

17,0

          %  МОТИВАЦИИ  ПО  ШКОЛЕ

56%

  

 Такая Таблица уровней мотивации имеется на каждый класс. Процент уровня мотивации

по школе составляет 56%.  Согласно концепции «психологического заражения» в этом случае не хватает 4 – 5% мотивации для психологического заражения на учебный процесс тех, которые полностью на него не настроены начальной школе процент мотивации, в среднем, около 70%, а в среднем и старшем – ниже 60%. В 4-ой параллели мотивация 62%, а в пятой она уже всего 51%.

 

     По итогам диагностики мотивации, ведется корректировка планов работы по повышению уровня школьной мотивации в каждом классе.

    Большое влияние на мотивацию оказывает школьная тревожность.

Для диагностики школьной тревожности используется методика диагностики школьной тревожности Филипс-тест. Названия факторов тревожности, которые выявляет тест, говорят сами за себя: Фактор 1 «Общая тревожность в школе», Фактор 2 «Социальный стресс», Фактор 3 «Фрустрация потребности в достижении успеха», Фактор 4 «Страх самовыражения», Фактор 5 «Страх ситуации проверки знаний», Фактор 6 «Страх несоответствия ожиданиям окружающих», Фактор 7 «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу», Фактор 8 «Проблемы в отношениях с учителями».

     Диагностика тревожности у пятиклассников показывает, что за пять лет общая тревожность выросла с 30 до 38%, на 10% вырос «страх самовыражения», на 20% «страх ситуации проверки знаний», на 12% «страх несоответствия ожиданиям окружающих», на 15%  «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу», на 7% «проблемы в отношениях с учителями».

 

       Довольно исчерпывающую информацию о возможностях ребенка в учебном процессе дает диагностика компонентов мышления (методика Прогрессивные матрицы Дж. Равенна).

      Методика выявляет уровни развития 5-ти компонентов мышления:

— воображение;

— аналогии (работа по образцу);

— анализ-синтез;

— классификации;

— математические задатки.

     Диагностика компонентов мышления  показывает снижение важнейшего компонента ВООБРАЖЕНИЕ,  без которого ребенок испытывает большие трудности в усвоении всех предметов. Воображение формируется в начальной школе, в дальнейшем повысить уровень его развития сложно, можно только поддерживать. Снижение компонента «Анализ – синтез» ведет к трудностям освоения предметов, где нужно анализировать и обобщать. Усложнение и увеличение объема изучаемого материала в 5-м классе снижает количество пятерок-четверок в дневнике и вызывает возмущение родителей, которых не проинформировали серьезным образом, что получать заветные оценки в пятом классе ребенку будет гораздо сложнее и что его необходимо было готовить к предстоящим трудностям.

     Значительную информацию о мотивации дает методика ПДО А.Е.Личко – блок «Отношение к учебе» (тест проводится в 7-м классе), рисуночный тест «Несуществующее животное», тест «Метод точки» (диагностика концентрации внимания), диагностика самооценки – методика Дембо-Рубинштейна выявляет тех, кто ленится и тех, кто работает в ущерб своему здоровью.

 

  1. Место мотивации в структуре деятельности ребенка.

(презентация —  Слайд № 1 «Схема волевого акта), комментарии к слайду:

на первом месте в Схеме волевого акта мы видим  Потребности. Поскольку Мотив – это побудительная причина, то мотив опредмечен – основан на конкретной потребности. Ниже приведена Таблица появления потребностей в онтогенезе Абрамахама Маслоу (снизу вверх).

Потребность в познании появляется к 7 годам, когда сформированы предыдущие потребности и зиждется на ИНТЕРЕСЕ к учению вообще, стремлению к взрослости, бесприкословному выполнению требований учителя, получению отметок. Нас теперь интересует ИНТЕРЕС.

ИНТЕРЕС – ОДНА ИЗ ФОРМ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ   структуре личности является высшим уровнем и имеет формы: влечение, желание ИНТЕРЕСЫ, склонности, идеалы. Мировоззрение и убеждения)

ОКРАШЕННОЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ЭМОЦИЕЙ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ, ВЫЗЫВАЮЩИЙ ИНТЕРЕС ФЕНОМЕНЕ.

     Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике форм направленности личности может превратиться в СКЛОННОСТИ в структуру которых входит интерес и волевое стремление осуществить его в своей деятельности.

     Устойчивость интереса зависит от волевого усилия в осуществлении деятельности, коя сама по себе интереса не вызывает, но является условием осуществления интересующей деятельности.

     Оценка широты или узости интереса определяется его содержательностью интересы переводить и значимостью для личности.

     Задача обучения – переводить интересы в СКЛОННОСТИ.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – Слайд № 1  (Схема волевого акта) «Цель».

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека (сознательно мыслимый результат сознательной деятельности).

     Цель  всегда  конкретна. На арене цирка, высвеченное прожектором. является главным, так и в жизнедеятельности главным, среди огромного многообразия потребностей, является ЦЕЛЬ, которую выбрал человек для реализации выбранной им потребности.

Целеполагание – процесс выбора цели. От того, какие цели формирует семья и школа, зависит формирование личности.

        Чтобы понять, что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления, нужно обратиться к понятиям ПОТРЕБНОСТИ и МОТИВЫ (пример постановки цели на потребность «Хочу пить»).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – Слайд № 1 (Схема волевого акта) МОТИВЫ.

Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, т.е. ПОБУДИТЕЛЬНАЯ ПРИЧИНА (деятельность. общение, поведение), связанные с удовлетворением определенной потребности.

     В Схеме волевого акта МОТИВЫ являются главным звеном в осуществлении волевого акта. Поскольку мотивов всегда много                         американских школах учат тому, чтобы их было как можно больше, так как психическое напряжение пропорционально распределяется между ними и это позволяет человеку быть более спокойным при выборе волевым усилием нужного мотива (пример стихотворения В. Маяковского «Маруся отравилась»). Выбор среди множества, да еще при наличие доминирующего мотива, всегда трудный процесс, особенно для нерешительных людей.

      На данном этапе ВОЛЕВЫМ СИЛИЕМ ПРОИСХОДИТ ВЫБОР МОТИВА ДЕЙСТВИЯ, ПОСЛЕ ЧЕГО ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ СПАДАЕТ И ДЕЙСТВИЕ СТАНОВИТСЯ АВТОМАТИЧЕСКИМ.

     Далее идет процесс ПЛАНИРОВАНИЯ английских школах учат планировать с первого класса). Далее идет этап исполнения плана. Феномен заключается в том, что ВНИМАНИЕ это воля) контролирует последовательное выполнение пунктов плана, человек же концентрирует внимание на деталях каждого пункта, этапа действия и т.п. Последний этап – Результат. Делается анализ – могут ли быть ошибки, которые еще можно исправить.

     На этом теоретическая частьзаканчивается – переходим к практическим вопросам.

 

4. Особенности мотивации ребенка в начальной школе. 1-й этап воспитания мотивации.

 

     С практической точки зрения для нас важно как формируется мотивация в младших классах. Берем конкретно первоклассников Петю и Машу. С чего все начинается.

      Для учащихся в этом возрасте актуальны ВНЕШНИЕ (социальные мотивы -направленные на другого, связаны с различным взаимодействием школьника с другими людьми).

     Опираемся на мотив безусловного выполнения требований   учителя и помогаем формировать:

— желание выполнить долг;

— занять определенную позицию в коллективе;

— желание получать хорошие отметки;

— воспитываем чувство ответственности.

 

     На этом этапе начинаем воспитывать  «ПРИВЫЧКУ к ТРУДУ БЛАГОРОДНУЮ», о которой писал А.Н. Некрасов.

ПРИВЫЧКА – это действие, выполнение которого стало потребностью;

                           это навык, формировавшийся на фоне положительной

            эмоции (курят, потому что получают положительные эмоции). У помещиков эту привычку воспитывали гувернеры. Они изо дня в день напоминая о необходимости делать домашние задания, выполнять правила этикета и т.п.

Привычка при таком настойчивом подходе формируется, самое малое через пять, шесть месяцев. Роль гувернеров, в нашем случае, должны выполнять родители, приучая ребенка ежедневно выполнять домашнее задание. Учебный труд, считают психологи, более трудный, чем труд взрослого человека. Профессиональная работа взрослого – это алгоритм уже усвоенного, а ребенок каждый день должен усваивать новое, с этим необходимо считаться.

      Параллельно с воспитанием трудолюбия мы воспитываем волевые качества личности ребенка (младший школьник):

самостоятельность,

— дисциплинированность,

— настойчивость;

— решительность;

— выдержка.

     Младший школьник знакомится с понятие ВОЛЯ, что обозначают волевые качества личности и зачем их необходимо воспитывать. Не все приходится делать в жизни, что нравится, но делать необходимо, поэтому без волевых качеств не обойтись.

      Ребенок хорошо может почувствовать волю на уроке физкультуры. Ему нужно выполнить трудное для него упражнение,  преодолеть страх. Только силой воли можно заставить себя выполнить задание. Но какую радость после этого он ощущает! Точно такую же радость он ощущает, когда у него получилась задача по математике.

     Воля, в этом случае, помогла ребенку одержать главную победу - победу над самим собой. У него появился интерес и положительные эмоции из чего и складывается МОТИВАЦИЯ. По мнению Оноре-де Бальзака, воля важнее, чем талант. «Талант – это развитая природная склонность» – говорит он, а воля – это ежеминутная одерживаемая победа над самим собой».

     В США был проведен эксперимент: после окончания начальной школы США в начальной школе учатся шесть лет) были отобраны 1000 одаренных детей. За ними велось наблюдение 12 лет. Когда подвели итоги, то выявили,

что остались на уровне одаренности и успешности около 400 человек, 300 человек проявили себя на обычном уровне, а остальные опустились на низкий уровень социальной лестницы. Те 400 человек, которые стали успешными, имели высокий уровень развития волевых качеств, а остальные – средний и

низкий. Причем, из оставшихся 300 были те, на которых возлагали большие

надежды, но без развитых волевых качеств они деградировали, т.к. у них не была воспитана «привычка к труду благородная».

     Воля является стержнем характера. Но если воля «цепляется только за мелочи»- пишет Г.Гегель,  — то она превращается в упрямство. В упрямстве – этой пародии на характер – индивидуальность человека становится отталкивающей». Еще он пишет, что  «бесхарактерный никогда не доходит до решения». Вот почему необходимо воспитывать волевые черты характера. Главное в характеристике любого человека – он волевой человек.

 

В этом возрасте без напоминания и контроля мотив не актуализируется, поэтому ребенок нуждается в постоянном контроле со стороны учителя и родителей

 

    Наши герои Петя (семья полная, родители- мать продавщица, отец – водитель автобуса считают, что их задача одеть, накормить, привести в школу. Все остальное по воспитанию и обучению должно лежать на школе. Дедушка и бабушка живут в деревне, куда Петя с удовольствием едет отдыхать в каникулы.

     Учеба в Пете с первого по третий класс давалась легко благодаря его природным способностям: хорошая память, аналитическое мышление. Петя быстро готовил домашнее задание и бежал к друзьям на улицу. Поскольку он был «хорошистом», то это вполне удовлетворяло родителей, которые совершенно отстранили его от домашних дел. Но с усложнением учебного материала в четвертом классе, Петя стал получать даже «двойки». Начались конфликты с учителем. Петя упорно не хотел выполнять домашние задания до конца, поскольку не был приучен к труду, у него не были развиты волевые качества. Родители занимали прежнюю позицию: «наше дело накормить, одеть, отправить в школу».

     В результате у Пети социальная запущенность переросла в педагогическую., т.к. родители не помогли ребенку воспитать волевые качества, чувство ответственности и мотив «желание выполнить долг», 

     Маша (семья неполная, родители в разводе, отец уехал на север, помогает дочери материально, но практически с ней не встречается. Мама имеет высшее образование, работает бухгалтером. Дедушка и бабушка на пенсии. Все живут в трехкомнатной квартире. Мама Маши и мамины родители много внимания уделяют воспитанию дочери. Маша учится на 4 и 5, хотя ей это дается трудно. Она приучена к самостоятельности, помогает дома бабушке по хозяйству, ходит в школу искусств. После школы без напоминаний садится выполнять уроки. Старается выполнить все задания. Дедушка, бывший военный, приучил внучку быть дисциплинированной и настойчивой в достижении цели. У Маши воспитаны волевые черты характера и учебные мотивы характерные для этого возраста: 

— безусловное выполнение требований   учителя;

— желание выполнить долг;

— занять определенную позицию в коллективе;

— желание получать хорошие отметки;

— чувство ответственности.

 

     ВЫВОДЫ  (начальная школа):

- в начальном звене мы опираемся на социальные внешние мотивы (познавательные внутренние мотивы в это время бывают очень редко):

 безусловное выполнение требований учителя;

— на интерес к учению вообще;

— на получение хорошей отметки;

     Поскольку без контроля и напоминания взрослых мотивы не актуализируются, держим воспитательный и учебный процессы под постоянным контролем, воспитываем привычку «к труду благородную» и волевые качества.

 

   Работая над повышением учебной мотивации младших школьников  педагогам необходимо помнить:

5. Особенности мотивации учащихся 5-х классов.

Трудности перехода из начального звена в среднее.

 

1.Снижение контроля за учебным процессом (объективная причина) из-за появления в классе многих учителей-предметников. У тех подростков, которые не имеют воспитанных волевых качеств: самостоятельности, дисциплинированности, чувства ответственности появляются установки на выбор мотива «Избегание неудач».

2. Снижение мотивации учения (снижение контроля) и, как результат, заметное снижение успеваемости у пятиклассников по сравнению с их успехами в начальной школе, отсюда недовольство родителей, хотя, согласно анкетирования только 55% родителей интересуются школьными делами своих детей, не поэтому ли у 40 – 45% детей нормальный и высокий уровни мотивации. Так появляется СОЦИАЛЬНАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ ДЕТЕЙ, КОТОРАЯ ПЕРЕРАСТАЕТ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ.

3.  Заметное повышение уровня тревожности.

     Диагностика тревожности у пятиклассников показывает, что за пять лет общая тревожность выросла с 30 до 48%, на 10% вырос «страх самовыражения», на 20% «страх ситуации проверки знаний», на 12% «страх несоответствия ожиданиям окружающих», на 15%  «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу», на 7% «проблемы в отношениях с учителями».

     Причины  связаны с тем, что инерция мышления со стороны родителей и школы не позволяет адекватно ответить на вызов времени. Все большее количество родителей считает, что их задача накормить, одеть и привести ребенка в школу ( «сдать на хранение»), а далее за все отвечает школа. В начальной школе это в какой-то степени получается: один учитель, жесткий контроль. У родителей, к сожалению, такое отношение к школе по инерции остается и после перехода ребенка в 5-й класс, который требует от учащегося воспитанных волевых качеств:    

    самостоятельности  (выполнение ребенком посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны, умение самому организовать свою деятельность, умение вырабатывать новые привычки самостоятельного поведения и соблюдать их в новых условиях деятельности);

дисциплинированности   (сознательное выполнение требований Устава школы,  своевременное выполнение порученных заданий классного руководителя и учителей предметников, недопущение проступков (уход без разрешения с уроков, неявка на занятия).   Кроме этих волевых качеств личности 5-ый класс требует от ребенка, чтобы обязательно были воспитаны остальные волевые качества, такие как

 настойчивость, решительность, инициативность и  выдержка. Отсутствие таких воспитанных качеств личности у ребенка и приводит к негативным проявлениям именно в пятом классе, т.к. в начальных классах этих качеств было не надо при одном учителе, кроме дисциплинированности. Теперь ребенок должен сам отвечать за себя. Если он недисциплинированный, несамостоятельный, неорганизованный, ненастойчивый, нерешительный, неинициативный, невыдержанный то у него мало что хорошо получается. 

      Поэтому у пятиклассника начинает расти  тревожность (страхи),  проявляющаяся в различных вариациях (факторах).  

     Если в школе стремятся помочь ребенку в его самовыражении (чтобы не было

«страха самовыражения», то дома звучит команда – «Не высовывайся!». А именно в пятом классе все дети хотят стать личностью, показать на что они способны.

.

      Рост «страха несоответствия ожиданиям окружающих « связан с тем, что родители требуют от ребенка хороших оценок, при этом не помогают ему выполнить их родительский заказ, который он выполнить не может в силу различных причин, в существовании которых виноваты сами родители: они не воспитали ответственность за выполнение домашних заданий, культуру общения со сверстниками, уважение к старшим, быть самостоятельным, нести ответственность за свои поступки и т.д.

 

 Отсюда   «страх ситуации проверки знаний « у каждого второго, у каждого пятого проблемы в отношениях с учителями, т.к. приходит на занятия с невыполненными домашними заданиями, каждый третий относится к учебе равнодушно семье невоспитанна мотивация учения), каждый второй испытывает трудности в изучении ряда предметов.

      Что касается фактора  «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»,  то это вина родителей и школы. Все больше появляется инфантильных детей, Пять лет назад их насчитывалось единицы, а сейчас каждый пятый хотели бы остаться в начальной школе, т.к. его не подготовили к предстоящим трудностям пятого класса ни в школе, ни дома. 

4. Некоторое снижение уровней развития компонентов мышления.

     Диагностика компонентов мышления  (тест Дж. Равенна) показывает снижение важнейшего компонента ВООБРАЖЕНИЕ без которого ребенок испытывает большие трудности в усвоении всех предметов. Воображение формируется в начальной школе, в дальнейшем повысить уровень его развития сложно, можно только поддерживать. Снижение компонента «Анализ – синтез» ведет к трудностям освоения предметов, где нужно анализировать и обобщать. Усложнение и увеличение объема

изучаемого материала в 5-м классе снижает количество пятерок-четверок в дневнике и вызывает возмущение родителей, которых не проинформировали серьезным образом, что получать заветные оценки в пятом классе ребенку будет гораздо сложнее, и что его необходимо было готовить к предстоящим трудностям.

 

5. Снижение уровня воспитанности. Родители, которых к сожалению большинство,  не уделяют должного внимания воспитанию своего ребенка, что отрицательно влияет на процесс социализации и на процесс обучения.

 

6. Рост агрессивности в отношениях с одноклассниками и разными взрослыми. Поскольку каждый ребенок стремится проявить себя, занять достойное место в детском коллективе, он использует для этого свой скудные умения и навыки.   

 ВЫВОДЫ  (5-й класс):

     в 5-м классе появляются мотивы:

— выполнить долг;

— занять определенную позицию в коллективе;

— появляется чувство ответственности.

     Поскольку без контроля и напоминания взрослых мотивы не актуализируются, держим под постоянным контролем

- воспитательный и учебный процессы;

- воспитываем привычку «к труду благородную» и волевые качества; -положительные внешние мотивы, используя положительный эмоциональный фон урока и побуждающие мотивы

(урок должен быть интересным – главную роль в этом играет учитель, подбирающий для урока интересный материал).

 

     При переходе в 5-й класс уровень контроля по объективным причинам

снижается, возрастает объем учебного материала, что ведет к разбалансированию работы мотивационной сферы ребенка, к росту его СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ, которая перерастает в ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ЗАПУЩЕННОСТЬ, появляется мотив  «ИЗБЕГАНИЯ НЕ УДАЧ», сводящий на нет всю предыдущую работу по воспитанию мотивации учения.

     Решение проблемы:

— комплексная работа учителей и родителей по восстановлению работы разбалансированной мотивационной сферы ребенка.

 

6. 2-й этап формирования мотивации учения (5 – 9 класс).

 

     Особенность мотивации в среднем звене:

— НАЛИЧИЕ ПОДРОСТКОВЫХ УСТАНОВОК, в результате  ГЛАВНЫМ МОТИВОМ   становится не учебный мотив, а МОТИВ найти свое место среди товарищей;

 

— потребность в познании и оценке свойств своей личности;

— мотив подчиняться требованиям взрослых РЕЗКО СНИЖАЕТСЯ от 4-го к 7-му классу, что свидетельствует о снижении внешней мотивации и повышении внутренней мотивации сожалению этот факт редко принимают во внимание как родители, так и учителя, которые не осознают, что дети выросли и необходимо считаться с их мнением,  (отсюда появляется  «подростковая трудновоспитуемость»);

— ТРЕБУЕТСЯ ПОСТОЯННОЕ  ПОДКРЕПЛЕНИЕ МОТИВА  УЧЕНИЯ СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ В ВИДЕ ПООЩРЕНИЯ, НАКАЗАНИЯ И ОТМЕТОК;

с повышением внутренней мотивации появляется СТОЙКИЙ ИНТЕРЕС к определенному предмету на фоне СНИЖЕНИЯ ОБЩЕЙ МОТИВАЦИИ к УЧЕНИЮ (7 – 8 – 9-е классы попадают в  «МОТИВАЦИ ОННУЮ ЯМУ» (Слайд «График мотивации);

— мотив посещения уроков – «НЕ ПОТОМУ, ЧТО ХОЧЕТСЯ, а ПОТОМУ, ЧТО НАДО».

       С 7- 8-го класса появляются внутренние мотивы интеллектуального побуждения (возникает интерес к процессу умственной деятельности, чувство удовлетворенности от успешного решения), появляется тенденция к достижению успеха.

       Задача учителя:

— учить учащихся приемам умственной деятельности, 

— овладению общеучебными умениями, чтобы они умели учиться (чтобы у них получилось то, что они задумали).

 

 Пример про учителя

Когда ученики говорят о том, что им не пригодятся в жизни логарифмы и тангенсы, уместно возразить, что те качества, которые они в себе воспитали: логику рассуждения, трудолюбие, упорство, волю, уверенность в себе, повышение самооценки), поэтому решая задания по математике, вы формируете личностные качества, которые потом окажут вам в жизни большую помощь.

 

Презентация 

Презентация   — Слайды № 4 -5 -6 – 7 – 8 «Рекомендации по повышению мотивации учения (комментарии;

Презентация  – СЛАЙД № 9 «Рекомендации по повышению мотивации учения для родителей»;

Презентация  – СЛАЙД № 10 «Приемы повышения мотивации

Комментарии

08.05.2017, 2610 просмотров.